Напоминание

«Использование ресурса музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»


Автор: Марчук Марина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская обл., г. Белово
Наименование материала: статья для педагогов
Тема: «Использование ресурса музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование ресурса музейной педагогики

в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в

современный

мир,

занять

достойное

место

в

системе

отношений

с

окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему

отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и

милосердия. Одним из инновационных подходов в решении задач нравственно-

патриотического воспитания в дошкольном учреждении стала идея создания

музея «Русская изба». Сегодня и взрослые, и дети проявляют большой интерес

к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, но все они знают

и изучают историю развития русской старины. Великая культура русского

народа складывалась тысячелетиями, в ней много разных обычаев, традиций и

обрядов.

Идея создать в детском саду мини-музей появилась более 10 лет назад.

Первые экспонаты старины находились в разных группах детского сада и

только в сентябре 2012 года, под музей было выделено помещение.

Большинство экспонатов попадают в музей из семейных архивов, так как с

родителями ведётся большая работа в сфере сотрудничества в целях

повышения эффективности нравственного и патриотического воспитания и

развития воспитанников.

Наш музей оказывает влияние на формирование духовности и морали,

чести и патриотизма у подрастающего поколения. Формирование у детей

представлений и системы знаний о русской народной культуре, о жизни и быте

народа в старину. Предполагает взаимодействие ребёнка с взрослыми и

сверстниками, которое реализуется через широкое использование фольклора в

образовательной деятельности, знакомство с праздниками и традициями

русского народа, совместные народные игры, социальное партнёрство с

родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Что же представляет собой наш музей? Почему именно «Русская изба»?

Потому что дом для любого человека — это первооснова, это то, с чего он

начинает жизненный путь, где он приобретает теплоту, заботу и нежность

отчего дома.

При создании музея учитывались такие принципы и направления как:

-соответствие содержанию образовательной программы ДОУ;

-экспозиции музея должны постоянно меняться и дополняться;

-должны быть условия для раскрытия творческого потенциала каждого

ребёнка данной возрастной группы;

-предоставляться возможность использовать экспонаты для изобразительной

деятельности, познавательных занятий и игр, даже возможность взять их в

руки для рассматривания.

В процессе работы над созданием музея возникла идея увлечь детей новой

для них формой познания действительности, показать специфику музея, его

глубину и неисчерпаемость. Способствовать расширению представлений о

быте и культуре своего народа, которые необходимо решать во время учебного

года. Поэтому, была разработана рабочая программа по патриотическому

воспитанию «Мы патриоты», которая предусматривает распределение работы

по принципу «от простого к сложному» и отражает систематическую и

целенаправленную работу воспитанников.

Главная цель: Приобщение детей и их родителей к истокам народной

культуры России.

Задачи:

предоставить детям

возможность

прикоснуться к русско-народной

культуре с помощью создания музейных экспозиций в детском саду;

формировать личность на традициях русской народной культуры;

воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России

средствами

эстетического

воспитания:

музыка,

изобразительная

деятельность, художественное слово;

привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей

дошкольного возраста.

К данной программе были составлены конспекты мероприятий с детьми

по возрастам на 3 года обучения, которые проводятся 1 раз в месяц. Педагоги

постоянно

совершенствуют

содержание

и

формы,

стремясь

добиться

органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка в дошкольном

учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Реализация содержания программы предполагает различные формы

работы с детьми: тематические занятия, экскурсии в музей, беседы. По таким

темам, как: «Семь особых мест в русской избе», «Славянская семья-родство и

занятия», «Старинные предметыдомашнего быта», «Мир старинных вещей -

бабушкин сундук», «Русские обряды-купание» и пр.»

Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды ДОУ,

что позволило нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для

детей. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Любой предмет

музея может подсказать тему для интересного разговора.

Тематическая экспозиция в музее делится на две части: «Русский

крестьянский быт начала ХХ века» и «Народные промыслы России».

В первую экспозицию «Русский крестьянский быт начала ХХ века»

входят элементы крестьянской избы: Красный или Божий угол с образами,

круглый стол с самоваром и лавками,

детская люлька, печь, предметы

домашней утвари, коллекция утюгов и самоваров, старинные лапти.

Женский угол (кут) включает в себя старинную прялку, веретёна,

образцы вышивок и вязания, сундук с изделиями мастериц, лоскутные одеяла,

вышитые подушки и полотенца.

Мужской угол (коник) - представлен столярным и сельскохозяйственным

инструментом.

Всё это создаёт атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно

увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке

зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.

Вот и все премудрости, но, сколько восторга и радости вызывает у

воспитанников самая первая экскурсия в музей.

На

познавательных занятиях воспитанники узнают, как жили наши

предки, какие славные и добрые обычаи были у них. Благодаря таким занятиям

воспитанники имеют возможность стать частью жизни своего народа и

творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои

собственные.

Начиная

с

изучения

календарно-обрядового

фольклора,

ребята

постепенно узнают о доме как материальной и духовной основе семьи,

традициях и обычаях, связанных с ним.

Вторая экспозиция «Народные промыслы России» часто используется

педагогами в проведении занятий изобразительного искусства.

В избе можно увидеть изделия из Гжели, Хохломы, Жостова, из бересты

и соломки, богородскую игрушку, городецкие доски и многое другое

Постигая различные технологии изготовления предметов декоративно-

прикладного творчества, будь то тряпичная кукла, роспись на кухонной доске,

дети становятся живыми продолжателями и носителями традиций русского

народного искусства. А значит, живо самосознание, жива самобытность. И то

дело,

которое

мы

делаем,

занимаясь

с

ребятами

исследовательской

деятельностью в нашем музее «Русская изба», нужно и полезно.

Собрана коллекция фарфоровых кукол в народных костюмах. Ребята

наглядно могут познакомиться и рассмотреть особый колорит костюмов в

различных губерниях на Руси. К коллекции прилагаются журналы, в которых

описываютсяистории возникновения места даннойгубернии, её культура, что

носили, во что играли.

Знакомство с музеем позволяет развивать у воспитанников способность к

эстетическому

созерцанию,

нравственному

сопереживанию,

помогает

формировать

уважение

к

русско-народной

культуре,

потребность

самостоятельно осваивать мир.

Познавая народные традиции, быт, обряды, обычаи детский сад тем

самым способствует сохранению самобытности народной культуры, полному

её восприятию воспитанниками. Экспонаты и костюмы используются в

фольклорных

праздниках

и

театральной

деятельности

для

развития

эмоциональной сферы ребенка. Вместе мы участвуем в игровом исполнении

старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших

предков – это Осенины, Масленица, Рождество, Пасха, Святки. На таких

совместных мероприятиях усваиваются не только детьми, но и их родителями,

а также сотрудниками детского учреждения.

Традиционным стало проведение познавательных викторин. В течение

года проводятся викторины по темам: для детей 4-5 лет «Сказки водят

хоровод», для детей 5-6 лет «Сказки гуляют по свету», для детей 6-7 лет

«Путешествие по русским сказкам».

Благодаря системной целенаправленной работе, следует отметь, что

дошкольники стали проявлять большой интерес народным традициям, появился

позитивный настрой на общение. Дети и родители активно, осмысленно

участвуют

в

фольклорно-театрализованных

развлечениях,

народных

праздниках. Делятся своими знаниями и впечатлениями, стремясь договориться

между собой. Знают народные игры, используют рукотворные народные куклы.

Бережно относятся к предметах быта и народного творчества.

Благодаря опыту реализации рабочей программы «Мы патриоты» сегодня

нам

удаётся

осуществление

нравственно-патриотического

воспитания,

развивающего

обучения

и

социализации

воспитанников,

посредством

использования в дошкольном учреждении мини – музея «Русская изба».

Только изучая историю своего народа, его традиции, можно вернуть

утерянные ценности. Россия является уникальным государством, где наравне с

культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих

предков.



В раздел образования