Автор: Марчук Марина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская обл., г. Белово
Наименование материала: статья для педагогов
Тема: «Использование ресурса музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Использование ресурса музейной педагогики
в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в
современный
мир,
занять
достойное
место
в
системе
отношений
с
окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему
отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и
милосердия. Одним из инновационных подходов в решении задач нравственно-
патриотического воспитания в дошкольном учреждении стала идея создания
музея «Русская изба». Сегодня и взрослые, и дети проявляют большой интерес
к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, но все они знают
и изучают историю развития русской старины. Великая культура русского
народа складывалась тысячелетиями, в ней много разных обычаев, традиций и
обрядов.
Идея создать в детском саду мини-музей появилась более 10 лет назад.
Первые экспонаты старины находились в разных группах детского сада и
только в сентябре 2012 года, под музей было выделено помещение.
Большинство экспонатов попадают в музей из семейных архивов, так как с
родителями ведётся большая работа в сфере сотрудничества в целях
повышения эффективности нравственного и патриотического воспитания и
развития воспитанников.
Наш музей оказывает влияние на формирование духовности и морали,
чести и патриотизма у подрастающего поколения. Формирование у детей
представлений и системы знаний о русской народной культуре, о жизни и быте
народа в старину. Предполагает взаимодействие ребёнка с взрослыми и
сверстниками, которое реализуется через широкое использование фольклора в
образовательной деятельности, знакомство с праздниками и традициями
русского народа, совместные народные игры, социальное партнёрство с
родителями и педагогами дошкольного учреждения.
Что же представляет собой наш музей? Почему именно «Русская изба»?
Потому что дом для любого человека — это первооснова, это то, с чего он
начинает жизненный путь, где он приобретает теплоту, заботу и нежность
отчего дома.
При создании музея учитывались такие принципы и направления как:
-соответствие содержанию образовательной программы ДОУ;
-экспозиции музея должны постоянно меняться и дополняться;
-должны быть условия для раскрытия творческого потенциала каждого
ребёнка данной возрастной группы;
-предоставляться возможность использовать экспонаты для изобразительной
деятельности, познавательных занятий и игр, даже возможность взять их в
руки для рассматривания.
В процессе работы над созданием музея возникла идея увлечь детей новой
для них формой познания действительности, показать специфику музея, его
глубину и неисчерпаемость. Способствовать расширению представлений о
быте и культуре своего народа, которые необходимо решать во время учебного
года. Поэтому, была разработана рабочая программа по патриотическому
воспитанию «Мы патриоты», которая предусматривает распределение работы
по принципу «от простого к сложному» и отражает систематическую и
целенаправленную работу воспитанников.
Главная цель: Приобщение детей и их родителей к истокам народной
культуры России.
Задачи:
предоставить детям
возможность
прикоснуться к русско-народной
культуре с помощью создания музейных экспозиций в детском саду;
формировать личность на традициях русской народной культуры;
воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России
средствами
эстетического
воспитания:
музыка,
изобразительная
деятельность, художественное слово;
привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста.
К данной программе были составлены конспекты мероприятий с детьми
по возрастам на 3 года обучения, которые проводятся 1 раз в месяц. Педагоги
постоянно
совершенствуют
содержание
и
формы,
стремясь
добиться
органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка в дошкольном
учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Реализация содержания программы предполагает различные формы
работы с детьми: тематические занятия, экскурсии в музей, беседы. По таким
темам, как: «Семь особых мест в русской избе», «Славянская семья-родство и
занятия», «Старинные предметыдомашнего быта», «Мир старинных вещей -
бабушкин сундук», «Русские обряды-купание» и пр.»
Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды ДОУ,
что позволило нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для
детей. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Любой предмет
музея может подсказать тему для интересного разговора.
Тематическая экспозиция в музее делится на две части: «Русский
крестьянский быт начала ХХ века» и «Народные промыслы России».
В первую экспозицию «Русский крестьянский быт начала ХХ века»
входят элементы крестьянской избы: Красный или Божий угол с образами,
круглый стол с самоваром и лавками,
детская люлька, печь, предметы
домашней утвари, коллекция утюгов и самоваров, старинные лапти.
Женский угол (кут) включает в себя старинную прялку, веретёна,
образцы вышивок и вязания, сундук с изделиями мастериц, лоскутные одеяла,
вышитые подушки и полотенца.
Мужской угол (коник) - представлен столярным и сельскохозяйственным
инструментом.
Всё это создаёт атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно
увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке
зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.
Вот и все премудрости, но, сколько восторга и радости вызывает у
воспитанников самая первая экскурсия в музей.
На
познавательных занятиях воспитанники узнают, как жили наши
предки, какие славные и добрые обычаи были у них. Благодаря таким занятиям
воспитанники имеют возможность стать частью жизни своего народа и
творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои
собственные.
Начиная
с
изучения
календарно-обрядового
фольклора,
ребята
постепенно узнают о доме как материальной и духовной основе семьи,
традициях и обычаях, связанных с ним.
Вторая экспозиция «Народные промыслы России» часто используется
педагогами в проведении занятий изобразительного искусства.
В избе можно увидеть изделия из Гжели, Хохломы, Жостова, из бересты
и соломки, богородскую игрушку, городецкие доски и многое другое
Постигая различные технологии изготовления предметов декоративно-
прикладного творчества, будь то тряпичная кукла, роспись на кухонной доске,
дети становятся живыми продолжателями и носителями традиций русского
народного искусства. А значит, живо самосознание, жива самобытность. И то
дело,
которое
мы
делаем,
занимаясь
с
ребятами
исследовательской
деятельностью в нашем музее «Русская изба», нужно и полезно.
Собрана коллекция фарфоровых кукол в народных костюмах. Ребята
наглядно могут познакомиться и рассмотреть особый колорит костюмов в
различных губерниях на Руси. К коллекции прилагаются журналы, в которых
описываютсяистории возникновения места даннойгубернии, её культура, что
носили, во что играли.
Знакомство с музеем позволяет развивать у воспитанников способность к
эстетическому
созерцанию,
нравственному
сопереживанию,
помогает
формировать
уважение
к
русско-народной
культуре,
потребность
самостоятельно осваивать мир.
Познавая народные традиции, быт, обряды, обычаи детский сад тем
самым способствует сохранению самобытности народной культуры, полному
её восприятию воспитанниками. Экспонаты и костюмы используются в
фольклорных
праздниках
и
театральной
деятельности
для
развития
эмоциональной сферы ребенка. Вместе мы участвуем в игровом исполнении
старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших
предков – это Осенины, Масленица, Рождество, Пасха, Святки. На таких
совместных мероприятиях усваиваются не только детьми, но и их родителями,
а также сотрудниками детского учреждения.
Традиционным стало проведение познавательных викторин. В течение
года проводятся викторины по темам: для детей 4-5 лет «Сказки водят
хоровод», для детей 5-6 лет «Сказки гуляют по свету», для детей 6-7 лет
«Путешествие по русским сказкам».
Благодаря системной целенаправленной работе, следует отметь, что
дошкольники стали проявлять большой интерес народным традициям, появился
позитивный настрой на общение. Дети и родители активно, осмысленно
участвуют
в
фольклорно-театрализованных
развлечениях,
народных
праздниках. Делятся своими знаниями и впечатлениями, стремясь договориться
между собой. Знают народные игры, используют рукотворные народные куклы.
Бережно относятся к предметах быта и народного творчества.
Благодаря опыту реализации рабочей программы «Мы патриоты» сегодня
нам
удаётся
осуществление
нравственно-патриотического
воспитания,
развивающего
обучения
и
социализации
воспитанников,
посредством
использования в дошкольном учреждении мини – музея «Русская изба».
Только изучая историю своего народа, его традиции, можно вернуть
утерянные ценности. Россия является уникальным государством, где наравне с
культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих
предков.