Авторы: Попова Ирина Анатольевна, Соколова Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №31 г. Йошкар -Олы"
Населённый пункт: Йошкар -Ола
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание младших школьников в различных видах деятельности
Раздел: начальное образование
Экологическое воспитание младших школьников в различных
видах деятельности.
В современном обществе при быстром темпе жизни, люди зачастую
забывают, что являются лишь частью природы, а не ее творцом. Проблема
мусора, проблема загрязнения мирового океана, проблема исчезновения
животных и растений – это проблемы, созданные самим человечеством.
Человечество экологической проблеме в современном мире уделяет много
внимания, но сами люди не осознают, что постепенно губят окружающую их
природу, что скоро этой красоты может и не быть. Как воспитать в людях
бережное отношение к природе и ее богатству? Как восстановить ту часть
природы, которая уже пострадала?
Одной из задач современной школы является задача экологического
воспитания младших школьников. По нашему мнению, только с малых лет
можно привить любовь к окружающей природе, развить бережное отношение
к ней. Но все это невозможно без практического закрепления младшими
школьниками полученных знаний и доработка этих навыков со стороны
родителей. Поскольку многолетние наблюдения показали, что взрослые
хорошо понимают термин «экология», знают правила бережного отношения
к ней, но сами зачастую игнорируют их: срывают редкие растения,
загрязняют водоем при мойке автомобилей на берегах рек и озер, занимаются
браконьерством, становятся причиной возникновения лесных пожаров. Глядя
на такие поступки родителей, дети начинают в своей взрослой жизни
поступать также. Поэтому в повестку родительских собраний в своей работе
мы включаем вопросы экологического воспитания взрослого населения.
Например, «Как выработать привычку раздельного сбора мусора?», «Правила
отдыха в природе, если вы приехали на автомашине», «Сохраним природу
для подрастающего поколения». Для достижения поставленных целей на
уроках окружающего мира с младшими школьниками мы используем
проектную деятельность. С обучающимися на уроках в официальных
источниках и в сети Интернет знакомимся с редкими животными и
растениями своего края, изучаем экологические проблемы местности. На
основе полученных знаний создаем буклеты, плакаты, красные книги редких
растений и животных своего края, предлагаем пути решения возникших
проблем, проводим экологические викторины, конкурсы, сюжетно – ролевые
игры, выставки своих работ с целью привлечения к бережному отношению и
детей других классов. Совместно с родителями выходим на экскурсии к
природным памятникам участвуем в акциях, посвященных экологии,
общегородских субботниках. Зимой родители вместе со своими детьми
устанавливают в парках и скверах кормушки, а весной – скворечники.
Данную тему продолжаем и на уроках внеурочной деятельности обще
интеллектуального направления «Я – путешественник. Путешествуем по
России и миру». Рассматривая красоту окружающего мира определенного
края, обращаем внимания и на экологическую проблему. Знакомимся с
заповедниками, заказниками и национальными парками. Результатом нашей
работы является участие обучающихся в конкурсах, посвященных экологии,
и желание самих детей поделиться этими знаниями с другими, желание
участвовать в решении проблемы и помочь природе.
Такую работу необходимо проводить ежегодно как с детьми, так и с их
родителями.