Напоминание

Формирование базовых учебных действий на уроках русского языка в рамках реализации обновлённых ФГОС в младших классах.


Автор: Ткачишина Оксана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 8 г.о. Октябрьск
Населённый пункт: г. Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование базовых учебных действий на уроках русского языка в рамках реализации обновлённых ФГОС в младших классах.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование базовых учебных действий на уроках русского языка в рамках

реализации обновлённых ФГОС в младших классах.

Формирование учебных действий обучающихся реализуется в процессе всего школьного

обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным

результатам освоения ООП. Формирование базовых универсальных действий реализуется

в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Базовые универсальные действия обеспечивают становление учебной деятельности

ребенка в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной,

личностной. Они обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и

осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в

старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему

становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на

необходимом для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию роли

ученика, понимание им ролевых функций и включение в процесс обучения на основе

интереса к его содержанию и организации. Коммуникативные учебные действия

обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в

процессе обучения. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на

любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для

формирования и реализации начальных логических операций. Познавательные учебные

действия представляют комплекс начальных логических операций, которые необходимы

для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу

для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Так, предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на

личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и

многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве

человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и

богатой устной и письменной речи.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также

формированию универсальных учебных действий является создание проблемных

ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип

деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в

готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.

Для формирования личностных базовых учебных действий можно использовать

следующие виды заданий:

– участие в проектах, исследованиях;

– мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;

– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;

Это развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием

«Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я

знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой

и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания

«Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование».

Ещё одним из приёмов является составление граф-схемы. Граф-схема – это способ

моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная

и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные

геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические

изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана

отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную

информацию.

Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков.

Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой,

семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический.

Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм,

их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД

формируются через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети,

определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этим признаками

несоответствующее . Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и

упражнения на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов,

предложения или текста.

1.Разбери по составу слова.

Метро, вынуть, окружность, листочки.

2.Какое слово лишнее? Подчеркни его.

а) носок, мозоль, георгин, помидор; б) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;

в) подлежащее, глагол, существительное, наречие;

г) брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

3.Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение

суффикса -ИСТ-.

Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый,

холмистая.

Задания на составление сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений,

пословиц из «разбросанных» слов , предложений, составление слов и предложений по

схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия как синтез -

составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя

недостающие компоненты.

1.Составь анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем

перестановки букв какого-нибудь слова.

Например: рост-сорт Кулон- Автор- Коршун-

2.Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу.

Придумай и запиши еще два слово с таким составом.

Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы

встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале

3.Составь предложение из слов, вставь пропущенные буквы.

1) Это, длин..ая, в, р...ка, России, самая 2) б...рёт, ...на, н...ч...ло, св...ё, гор...да, (Т,т)в...ри

3) вп..дает, в, (В,в)олга, море, (К,к)аспийское

4.Собери пословицу:

Ученье, найдут, уменье, да, примененье, всегда

5. Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

6.Из букв слова ПРОСТОКВАША составь другие слова

Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды

диктантов, списывания, комментированное письмо.

С выбором основания и критериев для сравнения дети сталкиваются при выполнении

упражнений, в которых требуется разбить слова на группы без указания основания. Такие

задания предусматривают несколько вариантов решения.

Распредели слова на две группы:

• Добрый, белила, солнечный, темнота, доброта, солнышко, беленький, тёмный

• Лошадка, весна, олень, колесо, карета, трава, якорь

Построение логических рассуждений используется при написании объяснительных и

предупредительных диктантов, при выполнении заданий, требующих обоснований и

доказательств.

Объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка

ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти

же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной

речи.

1.Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:

Язык до Киева доведёт.

Разведчики взяли языка.

Без языка и колокол нем.

Прикуси язык!

Заливное из языка.

2.Запиши, что означают данные фразеологизмы.

Задать головомойку –

Язык проглотить -

Повесить нос –

В час по чайной ложке-

3.Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Заварить кашу-

Жить душа в душу-

На ночь глядя-

Повесить нос-

Водой не разольешь –

4.Поставь ударения в словах:

Гусеница, магазин, документ, звонит, столяр, алфавит, взяла и другие …

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции

других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в

диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу

сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми.

Для формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;

– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

– составь рассказ от имени героя;

– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной

парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

– отзыв на работу товарища;

Овладение коммуникативными учебными действиями является ключевым моментом в

процессе обучения. Известно, что развитие коммуникативной компетентности учащихся

может реализовываться лишь в ситуации общения, в различных речевых ситуациях.

Формы групповой работы эффективны при организации взаимопроверки, при решении

учебной проблемы, а также обсуждение участниками способов своего действия.

Такие формы работы тесно связаны с регулятивными универсальными учебными

действиями. Они обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. На

уроках русского языка формируется такое регулятивное действия, как контроль в форме

сличения способа действия и Важно чтобы при самопроверке ребёнок не просто находил

и исправлял ошибки, но и постепенно овладевал таким УУД, как коррекция –внесение

необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения

эталона, реального действия и его продукта.

Таким образом, используя на уроках русского языка в начальной школе перечисленные

выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД,

предусмотренные ФГОС НОО.



В раздел образования