Автор: Ткачишина Оксана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 8 г.о. Октябрьск
Населённый пункт: г. Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование базовых учебных действий на уроках русского языка в рамках реализации обновлённых ФГОС в младших классах.
Раздел: начальное образование
Формирование базовых учебных действий на уроках русского языка в рамках
реализации обновлённых ФГОС в младших классах.
Формирование учебных действий обучающихся реализуется в процессе всего школьного
обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным
результатам освоения ООП. Формирование базовых универсальных действий реализуется
в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Базовые универсальные действия обеспечивают становление учебной деятельности
ребенка в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной,
личностной. Они обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в
старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
необходимом для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию роли
ученика, понимание им ролевых функций и включение в процесс обучения на основе
интереса к его содержанию и организации. Коммуникативные учебные действия
обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в
процессе обучения. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на
любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для
формирования и реализации начальных логических операций. Познавательные учебные
действия представляют комплекс начальных логических операций, которые необходимы
для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу
для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Так, предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на
личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве
человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и
богатой устной и письменной речи.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также
формированию универсальных учебных действий является создание проблемных
ситуаций на уроке.
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип
деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в
готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.
Для формирования личностных базовых учебных действий можно использовать
следующие виды заданий:
– участие в проектах, исследованиях;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;
Это развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием
«Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я
знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой
и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания
«Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование».
Ещё одним из приёмов является составление граф-схемы. Граф-схема – это способ
моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная
и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные
геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические
изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана
отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную
информацию.
Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков.
Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой,
семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический.
Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм,
их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД
формируются через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети,
определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этим признаками
несоответствующее . Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и
упражнения на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов,
предложения или текста.
1.Разбери по составу слова.
Метро, вынуть, окружность, листочки.
2.Какое слово лишнее? Подчеркни его.
а) носок, мозоль, георгин, помидор; б) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;
в) подлежащее, глагол, существительное, наречие;
г) брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
3.Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение
суффикса -ИСТ-.
Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый,
холмистая.
Задания на составление сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений,
пословиц из «разбросанных» слов , предложений, составление слов и предложений по
схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия как синтез -
составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя
недостающие компоненты.
1.Составь анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем
перестановки букв какого-нибудь слова.
Например: рост-сорт Кулон- Автор- Коршун-
2.Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу.
Придумай и запиши еще два слово с таким составом.
Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы
встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале
3.Составь предложение из слов, вставь пропущенные буквы.
1) Это, длин..ая, в, р...ка, России, самая 2) б...рёт, ...на, н...ч...ло, св...ё, гор...да, (Т,т)в...ри
3) вп..дает, в, (В,в)олга, море, (К,к)аспийское
4.Собери пословицу:
Ученье, найдут, уменье, да, примененье, всегда
5. Разгадай ребусы:
Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
6.Из букв слова ПРОСТОКВАША составь другие слова
Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды
диктантов, списывания, комментированное письмо.
С выбором основания и критериев для сравнения дети сталкиваются при выполнении
упражнений, в которых требуется разбить слова на группы без указания основания. Такие
задания предусматривают несколько вариантов решения.
Распредели слова на две группы:
• Добрый, белила, солнечный, темнота, доброта, солнышко, беленький, тёмный
• Лошадка, весна, олень, колесо, карета, трава, якорь
Построение логических рассуждений используется при написании объяснительных и
предупредительных диктантов, при выполнении заданий, требующих обоснований и
доказательств.
Объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка
ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти
же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной
речи.
1.Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:
Язык до Киева доведёт.
Разведчики взяли языка.
Без языка и колокол нем.
Прикуси язык!
Заливное из языка.
2.Запиши, что означают данные фразеологизмы.
Задать головомойку –
Язык проглотить -
Повесить нос –
В час по чайной ложке-
3.Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-
Жить душа в душу-
На ночь глядя-
Повесить нос-
Водой не разольешь –
4.Поставь ударения в словах:
Гусеница, магазин, документ, звонит, столяр, алфавит, взяла и другие …
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Для формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной
парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– отзыв на работу товарища;
Овладение коммуникативными учебными действиями является ключевым моментом в
процессе обучения. Известно, что развитие коммуникативной компетентности учащихся
может реализовываться лишь в ситуации общения, в различных речевых ситуациях.
Формы групповой работы эффективны при организации взаимопроверки, при решении
учебной проблемы, а также обсуждение участниками способов своего действия.
Такие формы работы тесно связаны с регулятивными универсальными учебными
действиями. Они обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. На
уроках русского языка формируется такое регулятивное действия, как контроль в форме
сличения способа действия и Важно чтобы при самопроверке ребёнок не просто находил
и исправлял ошибки, но и постепенно овладевал таким УУД, как коррекция –внесение
необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его продукта.
Таким образом, используя на уроках русского языка в начальной школе перечисленные
выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД,
предусмотренные ФГОС НОО.