Автор: Багрова Наталья Игоревна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Санаторная школа -интернат №5"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Реализация творческого потенциала на уроках биологии и во внеурочной деятельности. (из опыта работы)
Раздел: среднее образование
Реализация творческого потенциала на уроках биологии и во
внеурочной деятельности.
(из опыта работы)
На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что
наличие познавательного интереса у школьников во многом определяет
качество усвоение знаний, сформированность предметной и общеучебной
компетентностей, развитие мышления и творческих способностей. Проблема
познавательного интереса в педагогике и методике биологии до сих пор
остается актуальной.
Целеустремленность,
положительно-эмоциональное
отношение
к
знаниям, их приобретению, дальнейшему расширению и углублению, иными
словами,
познавательный
интерес,
выступает
как
мотив
учебной
деятельности. В свою очередь только в процессе деятельности может
сформироваться
у
обучающихся
стойкий
познавательный
интерес,
происходить развитие творческой активности и самостоятельности.
Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная
самостоятельность – залог успешного обучения. Всем хорошо известно, что,
чем выше познавательная активность школьников, тем сильнее интерес к
изучаемому предмету. Как сформировать этот интерес? Несомненно, можно
изложить те приемы и методы, которые используются на уроке. Но этого
недостаточно. Атмосфера урока, единение с детьми, радость и удивление в
глазах - вот ради чего идешь на урок, на встречу с детьми.
При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками
для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно
формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы
способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки.
Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы
движущей силой всей учебной деятельности, а также определяли бы
дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом
или будут творчески реализованы.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития
творческих способностей учащихся.
1.
Приобщить учащихся к творческой работе;
2.
Прививать интерес к творчеству, поиску;
3.
Развивать навыки созидания, самореализации.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит
исследовательскому
методу,
которому
присущи
элементы
творчества,
новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Необходимо
отметить,
если
деятельность
находится
в
зоне
оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет
за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал
«зоной
потенциального
развития».
И,
действительно,
у
учащихся,
выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление,
воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному
результату (реализации идеи).
В развитии интереса к своему предмету, биологии, нельзя полагаться
только
на
изучаемый
материал.
Наука,
несомненно,
может
увлечь
школьника. Но как помочь усвоить сложный материал? Как сделать так,
чтобы от простого созерцания на уроке, ребенок перешел к активной
познавательной деятельности? Проектируя урок, хочется, чтобы знания
пригодились и при участии в конкурсах, олимпиадах, и при поступлении в
вуз, и просто в повседневной жизни. Хочется, чтобы в элементарном, они
могли увидеть важные закономерности, а в сложном – простоту; хочется,
чтобы думали на уроке, а не отсиживали, чтобы искали ключики для
решения задач, а не шли проторенным путем, чтобы стремились к знаниям, а
не довольствовались готовыми фактами.
Поэтому главной целью своей педагогической деятельности считаю
создание на уроке условий для развития творческих, коммуникативных,
познавательных
способностей.
Достижению
этой
цели
помогает
использование элементов различных технологий: игровой деятельности,
проблемного
обучения,
группового
самостоятельного
обучения.
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся
можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических
ситуаций.
Несомненно,
поддерживать
интерес
к
предмету
помогает
эксперимент,
требующий
поиска
путей
познания
живой
природы,
развивающего мышление.
Естественно, что при формировании интереса к изучаемой теме,
необходимо менять способы воздействия на детей, которые зависят от
уровня развития творческой активности учащихся, их психолого-возрастных
характеристик, индивидуальных особенностей. Так как в 5-7 классах
преобладает
эмоциональный
компонент
познавательного
интереса,
то
педагогическое воздействие на этом этапе состоит главным образом в
создании положительного эмоционального отношения к процессу познания,
к процессу обучения.
У более старших детей (8-9 класс) происходит становление интереса
к установлению причинных связей и зависимостей между предметами и
явлениями. В этом случае я стараюсь поддерживать стремление ребят к
самостоятельному
исследованию
биологических
явлений,
процессов,
решению задач, раскрытию сущности, как понятий, так и явлений природы.
Интеллектуальный компонент познавательных интересов выступает на
первое место.
И тем не менее, с какой бы возрастной группой я не работала, главная
задача – показать значимость биологических знаний в жизни каждого
человека и общества в целом; помочь увидеть взаимосвязи в природе и
выделить роль человека, его ответственность за сохранение живого на Земле.
Важно найти такой подход к детям, чтобы «тронуло за живое», чтобы
работал не только ум, но и чувствовала душа. Труд детей на уроке будет
более интересен, если он будет разнообразен. А значит, уроки должны быть
разноплановы и по типам, и по применяемым приемам, и по способу подачи
материала. Я стараюсь, чтобы каждый урок имел свою «изюминку». И тогда
в глазах детей появляется неподдельный интерес, желание познания,
стремление к деятельности, самостоятельности.
Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В
творческих
коллективах
складываются
отношения
дружбы,
взаимных
симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и
сотворчества.
Творческая
деятельность
рассматривается
как
«деятельность,
способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»;
умственной
активности;
смекалки
и
изобразительности;
стремления
добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической
работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие;
способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек,
овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда,
когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные
знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с
другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
На разных этапах уроков можно использовать разнообразные
приемы, повышающие познавательный интерес
и развитию творческих
способностей. Приведу некоторые из них.
Проблемные ситуации
Проявить
оригинальность
мышления,
творческое
и
осмысленное
отношение к приобретению знаний и умений помогает школьникам найти
решение проблемных ситуаций, при создании проблемных ситуаций важно
направлять учащихся на теоретическое объяснение противоречий между
известными фактами, явлениями.
Например,
в 6-м классе
При изучении передвижения минеральных веществ в растении
учащиеся сталкиваются с таким противоречием: сила тяжести
направлена к поверхности земли, а многие растения вынуждены
поднимать воду от корней на большую высоту.
Почему
леса
северных
широт
и
тундра
намного
богаче
съедобными грибами, чем тропические джунгли?
При изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя
узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за
обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским
ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить
зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они
не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться
делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника -
самостоятельные
растения,
водоросли.
Формулируется
проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе
растений их нужно было отнести?
В 7-м классе
Что значит поймать птицу счастья? Есть ли в природе такая
птица?
Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую
с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы
погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли
амёбы?
Уничтожение в лесу хищных
птиц
сначала
привело
к
увеличению численности других птиц, а затем их число резко
сократилось. Объясните причины данного явления.
С большим количеством противоречий учащиеся сталкиваются в курсе
биологии человека в 8-м классе. Например,
Почему,
имея
сходное
строение,
ткани
различных
людей
оказываются несовместимыми?
Употребление спиртных напитков обеспечивают согревание
организма, в то же время большинство людей, замерзших на
улицах зимой находились в состоянии алкогольного опьянения.
Рассудите спор:
Известно, что даже при небольшой мышечной работе
артериальное давление возрастает.
1-й ученик: «Это происходит потому, что работающие мышцы
выделяют в кровь вещества, влияющие на просвет сосудов».
2-й ученик: «Когда мозг посылает к мышцам сигналы,
заставляющие их работать, он одновременно посылает сигналы к
сосудам, меняющим кровяное давление».
Кто прав в споре?
В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана
вспыхнула
эпидемия
кори,
которую
завез
человек,
заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались
здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели
корью 65 лет назад.
Факт второй. В 1967 году молодой хирург из
Кейптауна
Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от
одного
человека
другому. Операция была выполнена
стерильно,
с
высоким
мастерством.
Однако
надёжного
приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.
Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?
Проблемные вопросы.
Способствуют развитию творческого мышления и проблемные вопросы,
ориентированные на противоречивые ситуации, которые побуждают к
поиску нового знания.
Например, в 6-м классе:
Почему у заборов чаще всего растут растения, семена которых
распространяются ветром?
Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью
цветка папоротника клад?
6 класс. Тема «Лишайники». Этап актуализации знаний.
Древняя легенда рассказывает, что однажды много дней толпа народа
брела по пустыне. Все припасы были съедены. Люди падали от истощения.
Вдруг поднялся ветер. Путники увидели, что он гонит сероватые кусочки.
Ветер поднимал их над землей. «Манна небесная!» - кричали люди. Они
собирали кусочки и ели их, варили кашу, пекли лепешки. Что бы это могло
быть?
В 7-м классе:
Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого
основания.
Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели,
если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?
В 8-м классе:
Итальянский ученый Анджело Моссо положил человека поверх
больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их.
Предложите
способы
нарушения
этого
зыбкого
равновесия
(обязательное условие предлагаемых вами вариантов - отсутствие
постороннего физического вмешательства).
Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки,
а устает спина?
Почему врачу важно знать, кем является человек - правшой или
левшой?
Творческие задания.
Творческие задания, предлагаемые учащимся на уроках биологии,
экологии очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах
урока. Подобные задания привлекают ребят наличием множества вероятных
способов выполнения задания и возможность выбора собственного пути
достижения цели. В то же время они требуют применения усвоенных ранее
знаний, тренируют волевые и интеллектуальные качества,
развивают
творческие способности.
Например,
6 класс: Тема: «Биология – наука о живом». Этап актуализации
знаний.
Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука
о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен
веществ,
животные,
рост,
грибы,
размножение,
бактерии,
клеточное
строение, дыхание, биосфера, питание, животные. Составьте рассказ о том,
что изучает наука биология, используя эти слова.
6 класс. Тема: «Видоизменения корней». Этап актуализации знаний.
Прослушайте загадки:
Хоть и не плод, а просится в рот; как зародится, так и в пищу годится
(Морковь).
Дед в земле, борода в земле. (Хрен).
Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове?
(Редис).
О чем идет речь во всех загадках? В чем особенность этих корней?
Сколько лет живут эти растения? В природе есть растения, у которых корни
выполняют не только те функции, о которых речь шла раньше. Наша задача
на уроке познакомиться с видоизменениями корней.
7 класс.
Тема: «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные». В
древней легенде говорится как дочка красильщика пурпуром Арахна
возомнила из себя мастерицу ткать ковры не хуже богини Афины. За что и
поплатилась. Афина её наказала:
«Будь ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину давить…
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину».
Имя Арахна легло в основу названия класса Arachnida
и науки
Арахнология. Что она изучает? В переводе со старославянского «паук»-
значит «криворучка и кривоножка». Что вы знаете об этих существах?
Изучая тему "Цветок" на уроках биологии в 6 классе, учащиеся
выясняют, что в зависимости от способа опыления (насекомыми или ветром)
цветы имеют характерные особенности. После этого они получают задание
изготовить насекомоопыляемое растение.
При изучении разных курсов биологии учащиеся проявляют свои
способности, изготавливая разнообразные наглядные пособия по предмету.
Школьники с удовольствием изготавливают различные модели,
например, строение гриба, виды грибов, строение цветка, листорасположения
и другие, создают модели разнообразных жилищ.
Чем старше становятся дети, тем сложнее и серьезнее становятся их
работы, появляются таблицы и экспериментальные модели, позволяющие
лучше понять и представить различные биологические процессы.
5 класс. Тема «Паразиты». Этап актуализации знаний.
«
Злые корчи», «антонов огонь» - так называли в старину страшную
болезнь, которая унесла много тысяч жизней. Злейшим врагом картофеля
является фитофтора, которая порой уничтожает половину урожая. На коже
человека иногда появляются покраснения, язвочки, вызывающие неприятные
ощущения. На деревьях растут копытообразные грибы. Какая причина всех
этих недугов?
О чем пойдет речь сегодня на уроке? Попытайтесь
сформулировать интересующие вас вопросы.
Результатом изучения темы является изготовление моделей «Паразитизм
в живой природе».
Используемые на уроках биологии данные пособия, изготовленные
руками ребят, активизируют познавательный процесс, повышают интерес к
изучаемому материалу, а также действуют на школьников как приглашение к
созданию собственных изобретений.
Еще один вид творческих заданий, который с удовольствием
выполняют ученики - составление тематических кроссвордов.
Этот вид работы можно использовать и при изучении нового
материала, и для проверки знаний учащихся. Причем можно использовать и
обратные кроссворды, предлагая учащимся чистую кроссвордную сетку и
перечень слов-ответов. Выполняя задание, необходимо дать определения
этим понятием и найти место каждого слова в сетке. Работа с кроссвордами
развивает внимание и память, а также навыки формулирования определений,
выделения особенностей объектов и явлений и т.д.
6
класс.
Этап
первичного
закрепления
знаний.
Тема
«Увеличительные приборы».
1.
Зрительная
трубка.
2.
Часть
микроскопа,
необходимая
для
размещения
объекта
исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4.
Обязательная часть светового микроскопа. 5.
Части, служащие для настройки резкости. 6.
Оправа
с
несколькими
увеличительными
стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы.
Покажите эти части на микроскопе.
Одним из видов творческих заданий является методика "рассказ с
ошибкой". Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст,
содержащий биологические ошибки и предлагается их исправить. Выполняя
Строение
микроскопа
т у б у с
с т о л и к
ш т а т и в
з
е
р к а л о
в и н т ы
о б ъ е
к т и в
о к у л
я р
а
это задание, ученики не только применяют полученные на уроках знания в
новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.
Например,
рассказ
с
ошибками
по
теме
"корень"
6
класс.
Корень - важный орган растения. Он закрепляет растение в почве; через
корни растение получает воду и растворенные в ней органические вещества.
При прорастании семени первыми появляются боковые корни. Все корни
одного растения образуют корневую систему. Различают мочковую и
стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая корневая система, в
которой хорошо заметен главный корень, мочковатая корневая система
характерна для двудольных растений.
В 6 классе согласно программам, изучается тема «Распространение
плодов и семян растений». Итогом работы учеников на занятиях по данной
теме является составление коллекции. В это время класс превращается в
контрольно-поисковую группу. Ребята собирают плоды различных растений
Нижегородской области, работают с дополнительными источниками по
определению названий растений и их плодов, выясняют значение выбранных
растений в природе и жизни человека. Таким образом, формируется
интеллектуально-логический компонент творческой деятельности ребенка.
Опыт творчества
В ходе изучения различных тем, учащимся предполагается проявить
свои творческие способности: написать стихотворение, сказку и т.д.
Несмотря на сложность таких заданий, практически в каждом классе
выявляются дети, с удовольствием выполняющие их. В результате такой
деятельности, учащиеся осмысливают свои действия в проблемной ситуации
и у них формируются умения самоорганизации и самооценки своих
действий, систематизируют свои знания и генерируют для решения новых
проблем.
Кроме описанных выше методических приемов широкое применение
находят и другие, например: создание игровых ситуаций, использование
разнообразных видов уроков (урок-экспедиция; урок - КВН; урок - праздник;
урок - консультация; урок - защита знаний; урок - практикум; урок - игра; и
другие). Сочетание разных видов уроков и способов действия повышает
активность учащихся, формирует мотивы учения.
Мой опыт работы показывает, что эффективно можно решать
проблему развития творческих способностей путем интеграции содержания
урочной и внеурочной деятельности учащихся по предметам естественного
цикла в системе поисково-исследовательских работ. Необходимо уточнить,
что этот процесс должен идти с учетом дифференциации и соблюдения
преемственности содержания и видов деятельности школьников.
В
своей
практике
я
использую
экологическую
тематику
для
интегративных
ученических
исследований.
Экологические
проблемы
многоаспектны, и для их решения требуется привлечение знаний из области
не только биологии, химии, но и смежных наук, таких как математика,
физика и др. Это позволяет привлечь к работе учащихся всего класса, т.е.
сделать ее коллективной.
Для
осуществления
преемственности
взаимопроникновения
и
взаимосвязи
урочной
и
внеклассной
поисково-исследовательской
деятельности
школьников
продумываю
организацию
урока
или
определенного раздела по биологии, экологии, четко определяю какие знания
и
умения
должны
быть
сформированы
у
учащихся
каждой
дифференцированной группы в учебной деятельности. Таким образом, эти
знания
и умения
могут
быть интегрированы
в процессе поисково-
исследовательской работы.