Автор: Ахтямов Руслан Рафикович
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: РТ, Черемшанский район, с. Черемшан
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики»
Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры Республики Татарстан
МУ «Культура Черемшанского муниципального района»
МБУ ДО Детская школа искусств
Методическое сообщение на тему:
«Эстетическое воспитание ребенка
средствами компьютерной графики»
Выполнил преподаватель
художественного отделения
Ахтямов Руслан Рафикович
Черемшан 2022 г.
Н.Г. Чернышевский
Ребенок входит в жизнь распахнутый к принятию красоты. Мамин голос,
руки, глаза, слова прекрасны для всех и навсегда. Это точка отсчета. Начало
всех начал.
Отсюда ведут пути к светлой радости открытия красоты; к способности
видеть, ценить и творить прекрасное: трудясь и отдыхая, любя и тоскуя,
борясь и мечтая...
Отсюда ведут пути к уродливому разгульно-пьяному "красиво жить не
запретишь"; к безнадежному отвращению от жизни, в которой только
грязные пятна на оконных стеклах, а прозрачная березовая роща за ними
невидима глазу и неведома сердцу.
Насколько же важно для ребенка эстетическое воспитание, призванное
помочь сделать правильный выбор пути и поддержать его в минуты
усталости и сомнений!
"Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний
день"
Л.С. Выготский
Казалось бы, в этой важнейшей области воспитания компьютерная графика
как сфера художественного творчества (Понятие "компьютерная графика"
используется также для описания научной дисциплины, изучающей методы
создания компьютерноых изображений, а также соответствующих
программно-инструментальных технологий.) может играть в лучшем случае
только трехстепенную роль. Действительно, если понимать компьютерную
графику так, как это зачастую делается в специальной педагогической
литературе, то иного вывода быть не может: "Новым видом является
компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно
пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на
экране дисплея, а затем полученные изображения выводят на принтере" [1, c.
13]. Остается только порадоваться, что такая "графика" от нас как будто еще
очень далека.
Но ведь это же совершенно неверное понимание явления, которое по
необходимости приводит к безнадежно искаженному представлению о его
значении и роли в системе воспитания и ошибочным действиям педагога. Не
углубляясь в терминологический анализ понятия "компьютерная графика",
припомним каждодневные встречи современного ребенка с ее
произведениями.
Таня листает свои первые книжки, недавно подаренные ей в день рождения:
разглядывает иллюстрации, всматривается в текст, пробует читать.
Практически наверняка эти книги сверстаны на компьютерной издательской
системе, иллюстрации были отсканированы и обработаны в графическом
редакторе, а шрифты неуловимо (шрифтовая графика - самое невидимое из
визуальных искусств, но такое важное для обучения!), но вместе с тем
существенно отличаются от шрифтов, которые использовались в книгах
прежде, ведь они тоже имеют компьютерную природу.
Андрей достал коробку с игрушками, строит из конструктора "Сказочный
Замок", а затем соберет "Звездный корабль" и "Гоночную машину".
Удивительная многофунциональность конструктора - это результат
кропотливого компьютерного дизайна. Точно так же, как привлекательность
и простота работы с ним - результат компьютерного стайлинга. В полной
мере все сказанное относится и к реальным архитектурным решениям
современных зданий, космическим кораблям и автомобилям.
Миша смотрит свой любимый мультипликационный сериал, который обязан
своему созданию новым возможностям программ трехмерной компьютерной
анимации аналогично тому, как абсолютное большинство зрелищных
киноэффектов обязано компьютерному видеомонтажу.
Компьютерная графика всё чаще является той основой, из которой возникает
дизайн промышленных изделий, интерьеров и даже природного окружения
человека! Прекрасные программы ландшафтного визуального
конструирования позволяют подобрать для каждого уголка такую
композицию трав, кустарников и деревьев, чтобы она радовала красотой
круглый год, успешно развивалась, причиняя минимум хлопот, и дарила
максимум удобства и здоровья.
Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени
является воплощением графических образов некогда мерцавших на экранах
компьютера. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и
понимается, значение его для эстетического воспитания трудно переоценить
ведь, как верно заметил А.И. Буров, - "любое эстетическое отношение не
существует без эстетического предмета, эстетический предмет есть условие
формирования эстетического отношения" (6, с.47).
Без компьютерной графики мир был бы иным, чем он есть сейчас. А сейчас
он для рожденного в нем ребенка - единственно возможный, самый живой,
понятный и родной (чтобы не думали о нем, сотворившие его взрослые, как
бы ни оценивали, в какие бы схемы ни пытались вписать).
Можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является
значимым фактором современной эстетической среды (организации
материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и
заключается первостепенное значение компьютерной графики для
эстетического воспитания ребенка.
Это остается справедливым даже тогда, когда сам ребенок не имеет
непосредственых контактов с инструментарием и технологиями создания и
обработки изображений на компьютере. Ему все равно неизбежно
приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение
может проходить либо под грамотным руководством воспитателей
(родителей, учителей), либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и
ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не
согласованных между собой элементов социального окружения.
В том же случае, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на
уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной),
организованное воспитательное воздействие становится особенно
актуальным.
"У малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных
средств"
В.А.Сухомлинский
Общеизвестно, что общение детей с произведениями искусства развивает их
эстетические чувства, потребности и способности. Однако для эффективного
влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать
возрастные возможности детей, а также психологические условия,
способствующие формированию эстетических отношений.
Для эстетически адекватного восприятия любого произведения искусства
необходима определенная освоенность соответствующего культурного
контекста, что иногда является большой проблемой для взрослого человека
(о чем красноречиво говорит широкий спектр отношений к различным
направлениям изобразительного искусства уходящего века). Стоит ли
удивляться, что для детей, чье мировосприятие очень конкретное,
привязанное к событиям их непосредственной жизни, подобная задача
является неразрешимой, а значит педагогически неоправданной.
Если не смешивать живое искусство и музейную историю искусств, то
окажется, что дети очень восприимчивы к эстетической стороне
художественных произведений, если последние говорят на понятном для
детей языке образов. Множество свидетельств тому можно найти,
анализируя детские отношения к любимым игрушкам, книжным
иллюстрациям и, разумеется, мультфильмам.
Анимационное кино имеет как раз тот язык, который наиболее соответствует
особенностям детского эстетического восприятия мира, пространства и
времени. Однако до последних лет эта область искусства оставалась на
переферии не только начального художественного образования, но и
эстетического воспитания детей. Компьютер кардинальным образом меняет
положение дел.
Мультипликация, обручившись с компьютером и приняв название
компьютерной анимации, вступила в период зрелости. Это выразилось в том,
что сегодня технические проблемы реализации художественного замысла
отступают на второй план, открывая простор для свободного творчества
мультипликатора, призванного стать той тропинкой, по которой ребенок
может и должен выйти во вселенную мировой художественной культуры.
Как это ни удивительно для многих, но сегодня, в эпоху становящейся
"экранной культуры", именно компьютерная графика в своих многообразных
формах может стать необходимым звеном для наиболее эффективного
приобщения ребенка к общечеловеческой сокровищнице искусства.
Все предпосылки для этого уже создаются: значительная часть
художественного наследия надежно защищена от разрушения переводом в
электронную цифровую форму представления и становится фактически
общедоступной благодаря современным компьютерным телекоммуникациям.
Современные компьютерные системы дают ребенку реальную возможность
реализовать себя не только в качестве зрителя, но и непосредственно войти в
творческую лабораторию создателя мультфильмов.
Совершенно прав один из крупнейших философов современности,
утверждая, что "невозможно понять рисунок, ничего не зная о технике, в
которой он выполнен. Невозможно постичь фильм, ничего не смысля в
технике съемки и монтажа" (12).
Специализированные программные пакеты позволяют ребенку уже в 5-7
возрасте создавать на экране компьютера настоящее волшебство
мультфильма, практически гарантируя успешность результата. Понятно, что
это будет простейшая двумерная анимация с элементарным сюжетом, но
педагогический эффект от ее создания тем не менее очень значителен и
разносторонен.
Существуют аналогичные детские программы, ориентированные на
компьютерное рисование, компьютерный дизайн, объемное моделирование и
т.д., охватывая весь круг возможных приложений компьютера в области
визуального творчества и позволяя сразу, за счет автоматизации многих
процессов и подготовительных этапов, выйти за круг "самых элементарных,
примитивных и, в сущности, бедных форм", самореализоваться в искусстве.
"Только тогда очищается чувство, Когда соприкасается с красотой."
В компьютерной графике особенно отчетливо осознается, что рисование - это
процесс, идущий изнутри, поэтому ребенка не следует учить, как надо
рисовать, ему необходимо помочь осознать, что он рисует. Принятие другого
человека и подлинность как выражение своих эмоций являются
неоспоримыми достоинствами и уникальной ценностью арт-
терапевтического действия на основе использования компьютерной графики.
"Компьютер наиболее опасен для сознания ребенка тем, что способен создать
достоверную и увлекательную "иллюзорную реальность"
Список использованных источников
1.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.
2.
Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. -
М.: Педагогика,1988. -
3.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Народная света, - 1982.
4.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М:Учпедгиз,1946.