Напоминание

Проектная деятельность как форма коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Авторы: Сидорова Татьяна Сергеевна, Зуева Марина Гаврииловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГБ ОУ "Красноярская школа №8"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Описание проекта
Тема: Проектная деятельность как форма коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность как форма коррекционной работы с

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Описание проекта «Кукольный театр».

Актуальность проекта.

Группа учеников стоит на пороге Красноярского краевого театра кукол.

Они уже знают, что там за закрытой дверью их ждет волшебный мир, где

куклы «оживают» и рассказывают сказки.

Кукольный театр – яркое, фееричное зрелище, является мощным

мотиватором, вызывающим интерес детей к происходящему. Позитивное

влияние кукольного театра на эмоциональную сферу ребенка сопоставимо с

ярким праздником, с салютом и фейерверком, с ожиданием чуда.

А кому в детстве не хотелось бы заглянуть за кулисы и окунуться в

кукольный мир? Кто бы отказался стать хозяином маленького кукольного

театра и радовать родных и друзей веселыми представлениями?

Кукла - удивительное творение разума и рук человека, создана по его

образу и подобию. Дети наделяют куклу своими эмоциями. Видят в ней

друга, партнера по игре или малыша, нуждающегося в заботе и внимании.

Кукла не будет капризничать, обижаться, навязывать ребенку свой способ

действия. Играя с ней, дети раскрепощаются, перестают тревожиться.

Ролевые действия (уход, баюкание, кормление, строительство домиков)

детям близки, понятны и соответствуют их психологическому статусу. В

куклу ребенок вкладывает свой опыт, свои знания, свои тайные желания. С ее

помощью он может передать то, что не выразит словами.

Разработанный в школе проект «Кукольный театр» призван воплотить

детские фантазии в жизнь. Здесь дети не только стали хозяевами театра, но и

сами приняли участие в его создании. Работая над воплощением кукольных

героев, обучающиеся интегрировали знания из разных предметных областей.

На коррекционных занятиях разучивали реплики героев, осваивали приемы

выразительного чтения и имитации повадок животных, на этапе выполнения

пальчиковой гимнастики обыгрывали сказочные сюжеты, рисовали эскизы

героев,

посещали

театральные

постановки.

Особенности

поведения

животных средней полосы воссоздавали из знаний об окружающем мире. На

уроках технологии и ремесла изготавливали кукол и декорации, освоив

технику «папье-маше», а также овладели операциями шлифовка, грунтовка,

покраска. При пошиве костюмов научились работать с текстильными

материалами (крой по шаблону, сметывание деталей, стачивание, оклейка

мехом, декорирование разными элементами).

Новизна данного проекта в том, что кукольный театр «Рукавичка» - это

мобильная игровая площадка, легко устанавливаемая на любом столе. Пять

красочных кукол-«рукавичек» легко помещаются в картонный короб,

имеющий форму рукавички и соответственно декорированный. Короб

выполняет роль ширмы и одновременно является футляром для реквизита

театра.

Прикрепленная

к

коробу

лента

способствует

удобству

транспортировки к месту выступления.

Эта ключевая особенность проекта позволяет рекомендовать

использование кукольного театра узким специалистам для коррекции

речевых нарушений и трудностей социализации детей с ограниченными

возможностями здоровья. Разыгрывая с помощью кукол разные бытовые или

сказочные ситуации, можно не только стимулировать речевые высказывания

и имитировать движения, но и в непринужденной форме примерять на себя

разные социальные и психологические роли окружающего мира, что является

особенно

актуальным

для

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Название театра «Рукавичка» неслучайно. Это первые пробы детей в

театрализации

одноименной

сказки,

адаптированной

руководителями

проекта под ограниченные возможности учеников. Лаконичность речевых

высказываний, повторы, соответствие тембра и высоты голоса «характеру»

животных-персонажей,

прямолинейное

построение

сюжета

облегчают

особому ребенку реализацию театральной деятельности, делая ее более

понятной и привлекательной.

Сам процесс изготовления куклы несет огромное коррекционное и

воспитательное значение. Кроме очевидного развития моторики рук,

воображения, способности к моделированию и конструированию, ребенок

учится эмоциональному отождествлению, рефлексии, освобождается от

негативных эмоций, заряжается позитивной энергией.

Понимая назначение кукольного театра, как средства приобщения к

искусству,

и

подсознательно

оценивая

развлекательную

функцию

театрального действия, ребенок под руководством взрослого начинает искать

выход на зрителя. Это могут быть учащиеся младших классов, которые

любят сказки. Друзья и сверстники, и, возможно, в будущем кто-то из них

тоже примкнет к проекту. Родители, заинтересованные в творческом

развитии своих детей. А также учащиеся, которым трудно посещать театр в

силу особенностей их физического здоровья. Мобильность кукольного театра

«Рукавичка» позволяет организовывать для них выездные показы. Важно

подчеркнуть, что участники проекта понимают полезную значимость своих

действий для других людей, в том числе и детей-инвалидов. Деятельность

«Рукавички» не заканчивается вместе с окончанием проекта. Создание новых

ситуаций влечет необходимость изготовления новых кукол и. как следствие, -

открытие новых возможностей.

Цель проекта:

воспитание духовной и нравственной культуры

обучающихся и формирование у них опыта социально-полезного поведения

через приобщение их к театральной деятельности средствами искусства.

Задачи.

Обучающие:

- познакомить детей с работой кукольного театра;

- формировать умения поисково-исследовательской деятельности;

-

формировать навыки технических приемов

изготовления кукол и

декораций для школьного кукольного театра;

- формировать базовые знания о создании художественных образов и

соблюдении требований стилевого единства.

Развивающие:

- создавать условия для творческого самовыражения ребенка, роста его

творческого потенциала;

- развивать навыки моделирования и конструирования, формировать

видение взаимосвязи предметов в пространстве;

- развивать у ребенка чувство стилевого единства, обусловленного смыслом

и характером заданных образов;

- формировать умения передавать объем, форму, фактуру изделия

средствами графики и цвета.

Воспитательные:

- совершенствовать нравственные и духовные качества детей;

- воспитывать положительную мотивацию саморазвития творческой

личности;

- формировать опыт социально- полезного поведения ребенка с ОВЗ;

- формировать коммуникативные умения и навыки для работы в группе;

- формировать способность к адекватной самооценке и видению перспектив

своего развития.

Этапы реализации проекта:

1.

На этапе постановки проблемы создана творческая группа, в состав

которой вошли обучающиеся 6 - 8 классов. Под руководством

учителя-дефектолога и учителя технологии осуществлен выбор

темы проекта.

2.

На этапе формирования банка идей определены цели, задачи

проекта, намечены основные пути его реализации.

3.

На этапе поисково-исследовательской деятельности осуществлялся

сбор

информации

о

театрах

города,

анализ

и

обработка

литературных источников и данных интернет- ресурсов.

4.

На этапе подготовки ресурсов проведено распределение ролей и

планирование

работы,

произведен

необходимый

расчет,

подготовлены

материалы

и

инструменты,

необходимые

для

реализации проекта.

5.

На этапе выполнения проекта на коррекционных занятиях и во

внеурочной деятельности разучены реплики и движения героев

сказки «Рукавичка», проведены репетиции кукольной постановки.

На уроках технологии формировались необходимые умения работы

с

материалами.

Изготовлены

перчаточные

куклы

и

короб,

произведены сборка деталей и конечное оформление.

6.

На заключительном этапе в качестве демонстрации выполненной

работы для одноклассников показан кукольный мини-спектакль по

сказке

«Рукавичка».

Работа

получила

высокую

оценку

администрации школы и одноклассников.

Ресурсное обеспечение проекта осуществляли руководители проекта.

Материально-техническое обеспечение представлено дидактическими

материалами:

— библиотека «Русские народные сказки»;

— картотека «Куклы народов мира»;

— картотека «История театрального платья»;

— картотека «Театр от А до Я»;

— сайты кукольных театров;

— фонотека «Бабушкины сказки»;

— декорации и реквизит Красноярского краевого театра кукол;

— альбомы «Куклы театра им. Образцова», «Красноярск. История и

современность», «Культурное наследие Красноярья».

Были использованы расходные материалы и инструменты:

- глина, гуашь, краски, кисти, палитра;

- стеки, наждачная бумага;

- бумага, картон, мех, ткань, бисер, тесьма, элементы декора;

- акриловые краски, клестер, клей ПВА.

Результаты проекта:

Игровая мобильная площадка «Кукольный театр «Рукавичка».

Выводы:

В процессе коллективной творческой деятельности инициативная группа

учащихся

под

руководством

педагогов

школы

разработала

проект

«Кукольный театр «Рукавичка». Практический выход проекта представлен

мобильной игровой площадкой, состоящей из 5 костюмированных кукол и

короба-ширмы для хранения и переноса театрального реквизита. Проект

прост в применении, универсален и может быть полезен учителям и узким

специалистам коррекционных школ как средство, создающее благоприятный

эмоциональный климат для выражения чувств детей с ограниченными

возможностями здоровья и стимулирующее мотивацию использования ими

речи. Кукольный театр «Рукавичка» актуален для вовлечения тяжелых и

маломобильных

групп

обучающихся

детей-

нвалидов

в

учебную

деятельность, так как позволяет организовывать для них сопровождение

занятий

или

устраивать

индивидуальные

представления.

Но

особая

значимость

проекта

в

том,

что

в

процессе

деятельности

дети

с

ограниченными возможностями приобрели полезный, социально значимый

опыт. И это, безусловно, большой шаг в становлении их духовной и

нравственной культуры.

Список литературы

1. Абраменкова В. В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком. – М.:

Лепта, 2008

2. “Новая Иллюстрационная энциклопедия”. Научное

издательство, 2004 г.

3.

Л.И.Ярославцева.

Красноярский

краевед.

Красноярское

книжное

издательство,1991г.

4. Мухина В. Дети

и куклы: таинство взаимодействия.// Народное

образование, 1997г, № 5.

5. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983

6. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Куклы малых народностей Севера//Сборник

музея антропологии и этнографии АН СССР. - М.Л.: Изд-во АН СССР, 1949,

т. II, с. 237 - 254.



В раздел образования