Напоминание

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.


Автор: Голованова Татьяна Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: Рузаевского муниципального района
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших

школьников на уроках литературного чтения.

Образовательный процесс в современной начальной школе направлен на развитие

творческих возможностей ребёнка и формирование способности к самообразованию.

Важнейшим приоритетом начального общего образования является развитие личности

через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные,

личностные и коммуникативные).

В

данном

докладе

я

поделюсь

опытом

работы

по

«Формированию

коммуникативных

УУД

как

залогу

эффективного

использования

современных

образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе» при

организации учебного процесса по УМК «Школа России»

Для начала давайте напомним, что такое коммуникативные УУД?

Коммуникативная компетентность

– это умение ставить и решать

многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и под-держивать к

онтакты с другими людьми, умение определять цели. Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнера;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

нормами родного языка

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

принятие решения и его реализация;

сотрудничество в парах и группах.

Развитие коммуникативных УУД происходит на материале учебников всех

предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия,

формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как

важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.

Учебники «Литературное чтение» для 1– 4 классов под редакцией Л.Ф.

Климановой составлены на основе текстов, представленных всеми стилями и жанрами,

произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и

зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников

пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному

отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не

нравится.

При

этом

каждый

выпускник

начальной

школы

должен

свободно

с

использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную

тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как

показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий

уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и

письменной речи. Не говоря о том, что уровень подготовленности учащихся 1-го класса

на момент поступления в школу всегда различный, дети испытывают затруднение в

общении со сверстниками и со взрослыми. Поэтому на каждом уроке нужно особое

внимание уделять формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Необходимым условием формирования КУУД – это создание благоприятных

условий

для

активного

общения.

Я

стараюсь

строить

учебный

процесс

на

взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик.

Созданием «ситуации успеха»

достигается

эмоциональное

удовлетворение

детей

своими

знаниями.

Форма

взаимодействия

демократична:

совместное

размышление,

приближение

учебного

процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я

использую

разные

формы

организации

коммуникативного

общения:

групповые,

индивидуально-групповые. Используются различные приемы формирования КУУД. Для

формирования

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

я

выбраю

организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода.

Цель уроков: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание

коммуникативной

культуры,

гуманных

нравственных

качеств,

интеллектуальное,

эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с

одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею,

дискутировать.

Выпускник школы должен пройти 3 уровня сформированности

устной

коммуникативной компетентности:

1.

обсуждение и дискуссия;

2.

небольшие выступления;

3.

презентации.

На каждом уровне я использую следующие виды упражнений:

ассоциативные (на воображение)

мыслительные (на сравнение)

речевые (язык, речь героев)

рефлексивные (высказывание собственных мыслей)

интерпретация (в других видах искусства)

Первый уровень

«Обсуждение и дискуссия».

Цель – раскрепостить детей,

научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваю такие

задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.

Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один

правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение

небольших текстов, задания на перечисление фактов.

Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.

Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же

предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий

одного и того же предмета. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение

метафоры,

сравнения

и

развитие

ассоциативного

мышления.

Рефлексивные упражнения:

сталкивание мнений (Кто больше понравился из

героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ?

Интерпретация:

рассматривание картин, рисунки детей по представлению.

Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?

После прохождения первого уровня, ученик умеет: слушать и понимать речь,

соотносить свои высказывания с высказываниями других, получать информацию о

предмете дискуссии.

Второй уровень «Небольшие выступления». Цель – научить детей составлять

небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться

от темы.

Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на

одну букву («Тавтограммы») (

Пошёл петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал

пшеницу. Пруд по пути попался. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал.

На уроках литературного чтения мы изучали японскую поэзию – хокку. Ребята

попробовали написать хокку собственного сочинения:

Солнце!

Восход!

Весенние

цветы!

И чайки взлетают в небо.

Солнечный свет согревает их.

Какой

будет

день?

Красота!

Мыслительные упражнения: задания на анализ и синтез; задания на сравнения

(сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы и.т.д.)

Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.

Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.

На втором уровне развития коммуникативных умений ученик учится владеть

невербальными средствами коммуникации – манера, жесты, громкость голоса.

Прочитай стихотворение, выражая гнев, тревогу, насмешку.

Прочитай потешку, сопровождая ее соответствующими движениями.

К концу второго уровня учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно

ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость

голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы,

структурировать сообщение).

Третий уровень «Презентации». Цель – подготовить презентацию.

На третьем уровне я использую задания проблемного или творческого характера в

групповой работе.

Упражнения

в

совместно-последовательной

деятельности.

К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать

мнение

в

соответствии

с

актуальной

ситуацией;

задавать

вопросы

по

теме;

аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и

стиль понятный аудитории.

Мето

В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой

темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их

которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая

ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное

ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На

крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее

подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.

Метод интелект –карт

по произведению В.Бианки «Мышонок Пик» После того как Вместе с мышонком мы преодолели

испытания можно предложить детям составить характеристику главному герою используя метод

интеллектуальных карт т.е. мы нарисуем и расскажем. В середине листа бумаги мы заранее изобразили

главного героя произведения – мышонка Пика. Вокруг мышонка мы располагаем 5 главных слов, которые

помогут нам раскрыть героя, рассмотреть его с разных сторон. Внешний вид, характер, приключения, домик,

пища. Поэтапно мы составляем хар-ку, заполняя эту карту. Можно использовать подсказки на доске.

(Добрый, осторожный, смелый, глупый, умный, злой, находчивый, самостоятельный).

Начало нашей интеллект карты заложено.

К следующему уроку вам необходимо будет заполнить оставшиеся пропуски. Карта поможет вам на

следующем уроке дать характеристику главному герою т.е. рассказать о нем. Дома можно будет карту

красочно оформить.

Двухчастный дневник.

Метод позволяет структурировать прочитанное, оформить свои мысли. В двух колонках

ведется запись по ходу чтения. Такие дневники могут иметь разные варианты оформления в

зависимости от целей и содержания заданий

Две колонки. Название левой колонки: «Что мне известно по данной теме?». Название

правой: «Что нового я узнал из текста?».

Используя

данные

упражнения

в

системе,

у

учащихся

формируются

коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень

развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все дети класса.

Ученики с желанием работают в группах. К концу 4 класса дети формулируют свои

мысли сложными синтаксическими конструкциями в виде текста, не боятся выступать

публично,

корректно

оценивают

выступления

одноклассников.

Формирование

универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно

повышает качество образования.

Японская пословица гласит: Расскажи мне- я услышу, покажи мне – я запомню,

дай мне сделать самому – и я пойму. Я желаю педагогам и обучающимся ярких и

интересных уроков, на которых каждый ребенок будет с удовольствием работать,

развивая коммуникативные УУД !

3

сформированности

устной коммуникативной

компетентности:

4.

обсуждение

и

дискуссия;

5.

небольшие

выступления;

6.

презентации.



В раздел образования