Автор: Андриевская Елена Викториновна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "СОШ №10 им. В. П. Поляничко" г. Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Функциональная грамотность в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование
Формирование читательской грамотности
Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена
И.А.Бунин
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала
«падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат,
школьники не любят, не хотят читать.
В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных
способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Как установили ученые,
на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.
Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе
взятые. Но в последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается
интерес к чтению, умения и навыки работы как с научным, так и художественным текстом. Вместе с
тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой
информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче
информации. И как следствие, возникают трудности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по разным
предметам. А чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер,
и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Чтение является фундаментом
всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС
Перед Вами текст. О чём он?
Текст на слайде
Старны-челны и парнрёты ОЭСР* ришели пернестеи медужроднаную онцеку ущачихся PISA**
2021 на 2022 год и PISA 2024 на 2025 год, чотбы отризать труносдти посткоивдной падеминии.
PISA 2022 бдует сосдоречетона на маматетике с долпотельниным истапынеим твочерксого
мылешиня.
PISA 2025 бдует сфосирокувана на нуаке и вкчилют в сбея ноувю онцеку – по инстронаным
яказым. Она тажке бдует соржадеть инваноциноную обслать очебуния в цирофвом мрие, коратоя
напвлерана на изремение спонособсти стунтодев учасвотвать в самогурелиерумом очебунии при
исзовапольнии цирофвых инменструтов.
* Организация экономического сотрудничества и развития
** PISA (Programme for International Student Assessment) – Программа международных
исследований, направленных на оценку качества образования в более 90 стран через диагностику
уровня функциональной грамотности в чтении, математике и естествознании у 15-16 летних
выпускников основной школы
Работа с текстом
- Что необычного в этом тексте?
Ответы
Исследование одного английского университета доказало, что не имеет значения, в каком
порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Текст
читается без проблем, потому что мы не читаем каждую букву по отдельности, мы читаем всё слово
целиком.
Отсюда вопрос:
Всегда ли мы понимаем текст на иностранном языке или на родном? Ведь с такой же
проблемой сталкиваются и наши ученики. Прочитать, понять и уметь применить.
Поэтому все чаще мы обсуждаем вопрос -
«Развитие функциональной грамотности чтения».
Я предлагаю подчеркнуть цифру, означающую уровень ваших знаний по данной теме в
оценочном листе
Лист самооценки
1) Знаком(а) с такими основными понятиями темы, как «грамотность», «функциональная
грамотность», «функциональное чтение», «грамотность чтения».
1 2 3
2) Осознаю проблему формирования функциональной грамотности и связываю необходимость
формирования функциональной грамотности с целями своего предмета.
1 2 3
3) Различаю разные уровни развития функциональной грамотности и уровни сложности заданий,
направленных на ее формирование.
1 2 3
4) Рассматриваю понятие «чтение» широко, в том числе, как чтение графиков, схем, таблиц.
1 2 3
5) Владею приемами организации работы, направленной на формирование функциональной
грамотности.
1 2 3
Работа с раздаточным материалом
Если вы отметили число 3 в трех из 5 пунктов, ваша осведомленность по данной теме
составляет 60-70%, и это замечательно.
Функциональная грамотность является базовым уровнем для формирования навыков чтения и
письма; направлена на решение бытовых проблем; обнаруживается в конкретных обстоятельствах и
характеризует человека в определенной ситуации; связана с решением стандартных, стереотипных
задач; используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения. О существовании
функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная
безграмотность
обнаруживает
себя
при
изменении
ситуации,
образа
жизни
или
типа
профессиональной деятельности, например, при дистанционном обучении и удаленной работе.
Итак, перейдем к проблеме взаимосвязи формирования функциональной грамотности и
предметного
содержания
школьных
дисциплин.
Перед
вами
таблица,
на
которой
представлены формы функциональной грамотности.
Текст на слайде
Формы функциональной грамотности
1. Общая грамотность
написать..., считать..., отвечать на вопросы...
2.
Компьютерная
грамотность
искать..., пользоваться..., создавать...
4.
Информационная
грамотность
находить
и
отбирать...,
пользоваться..,
анализировать...
5.
Коммуникативная
грамотность
работать..., расположить..., не поддаваться...
6.
Грамотность
при
овладении
иностранными
языками
перевести..., рассказать..., общаться...
7. Бытовая грамотность
выбирать..., планировать..., использовать...
3. Грамотность поведения в
чрезвычайных ситуациях
оказать..., обратиться..., заботиться...
8. Правовая и общественно-
политическая грамотность
отстаивать..., объяснять..., анализировать...
Ваша задача соотнести данные индикаторы с примерами жизненно важных проблем и
школьными предметами.
Работа с раздаточным материалом (ключ к заданию)
1. Вы пытаетесь загрузить Zoom. У вас не получается. Вы читаете
инструкцию, снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не
Компьютерная
Информатика
получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно...
2.
На
одном
из
избирательных
участков
каждый
четвертый
избиратель заполнил бюллетень неверно. Голоса данных избирателей
были аннулированы...
Правовая
и
общественно-
политическая грамотность
Обществознание и история
3. Вам подарили новый аквариум для рыбок. Придя в мебельный
магазин, выберите подходящую вашему интерьеру полку, которая
сможет выдержать давление аквариума.
Бытовая
Технология, физика
4. Туристы приехали в Санкт-Петербург и пытаются добраться до
Концертного зала Мариинского театра, спрашивая прохожих и
демонстрируя им билеты на концерт органной музыки.
Коммуникативная
Русский
язык,
музыка,
география
5. Ваша семья уезжает в отпуск раньше окончания учебного года.
Помогите маме написать заявление.
Общая
Русский язык
6. Пролив кетчуп на любимую футболку, вы пытаетесь вывести пятно
с
помощью
бытовой
химии.
Читая
этикетку
на
бутылке
с
отбеливателем, вы…
Информационная
Химия
7. На улице к вам подошла пожилая пара туристов и задала вопрос на
непонятном вам языке. Из всего сказанного вы разобрали только
слово «Пушкин». Вы поняли, что они просят показать дорогу к
площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея.
Грамотность при овладении
иностранными языками
Иностранный язык, география,
литература,
изобразительное
искусство
8. Гуляя по берегу Финского залива, вы увидели, что тонет человек.
Чтобы прийти на помощь утопающему, вам необходимо учесть
скорость течения, ветер, расстояние до берега и свои силы. Вы
вытащили пострадавшего на берег и оказываете первую помощь –
удалением воды из воздухоносных путей и легких...
Грамотность
поведения
в
чрезвычайных ситуациях
ОБЖ, физическая
культура,
биология
В итоге можно сделать вывод, что школьные предметы напрямую связаны с жизненно
важными проблемами, с которыми молодой человек столкнется после того, как выйдет из стен
школы.
По результатам PISA 2018, среднее значение, полученное российскими школьниками в ходе
проверки функционального чтения, составило 479, что соответствует 2ому из 6 уровней – базовому
уровню читательской грамотности, что является крайне невысоким результатом.
Современные школьники не просто не любят, но и не умеют читать. Чтение – это не только
предмет, которым надо успешно овладеть в начальной школе, но главная сфера жизни человека
– the major domain, как сформулировано в документах PISA, - познавать богатство окружающего
мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.
В формировании читательской грамотности большую роль играют творческие работы учащихся:
написание сочинений и изложений.
Текст изложения во время работы подвергается детализации, составляется план, создаётся пересказ.
Элемент сочинения заставляет глубоко осмыслить текст, проанализировать его, интерпретировать.
Такая работа по формированию читательской грамотности проводится в старших классах. В среднем
звене изложения различных объёмов являются эффективным инструментом по формированию
читательской грамотности, так как все виды пересказов заставляют обратить внимание на
содержание, строение, лингвистические особенности текста.
Поэтому, обучая школьников в соответствии с ФГОС, можем с полной уверенностью сказать,
что без чтения нет учения.
Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами
информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если
на каждом уроке, начиная с занятий в начальной школе, обучающиеся будут овладевать важнейшим
метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.