Автор: Галихина Ляля Раисовна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Ученическое самоуправление в гимназии: «Казанская лига»
Раздел: полное образование
Ученическое самоуправление в гимназии: «Казанская лига»
Ляля ГАЛИХИНА,
заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и
обществознания гимназии № 122 г. Казани
Нашей гимназии 63 года. Мы – школа традиций. И, традиционно,
воспитательная работа в нашей гимназии является одним из ведущих
направлений работы с детьми.
За эти годы в гимназии сложилась своя система воспитательной
работы, которая основывается на реализации программ «Я – казанец»,
«Здоровое
поколение»,
«Стимулирование
самовоспитания
учащихся»,
направленных на воспитание социально и творчески активной, здоровой и
граждански-зрелой личности.
Все направления деятельности объединены в детско-юношескую
организацию «Казанская лига».
Детско-юношеская организация (ДОО) гимназии №122 «Казанская
лига» - добровольное творческое объединение учащихся 1-11 классов,
имеющих особые интересы и склонности к определённой области науки,
искусства, техники и производства, научно-исследовательской, общественно-
политической, патриотической деятельности, краеведческой, экологической,
спортивной работе, стремящихся развивать себя в самых различных
направлениях. ДОО создаётся в гимназии как одна из форм объединения
учащихся по интересам и является средством повышения их социального
статуса.
«Казанская лига» ставит перед собой целью через развитие
самоуправления содействовать интеллектуальному, нравственному,
физическому развитию учащихся.
«Казанская лига» включает в себя целый ряд творческих групп:
Парламент (Верхняя и Нижняя палаты)
Школьная академия наук «Спектр» - ШАНС
Поисковый отряд «Снежный десант»
Экологическая группа «Зеленая волна»
«Школа Ученого Зайца»
Творческая группа «Золотое перо»
Дискуссионный клуб «Диск»
«Олимпийский резерв»
Краеведческая группа «Искатели»
Клуб знатоков «Крепкий орешек»
Школа волонтёров «Грата»
В систему воспитательной работы гимназии органически входит
развитие школьного самоуправления, которое выражается в такой форме
деятельности, как Совет старшеклассников гимназии. Выборы в совет
проходят на альтернативной основе – с дебатами и пресс-конференциями. В
состав совета входят президент, вице-президент, лидеры клубов: лидер «Kids
club» занимается организацией мероприятий для учеников начальной школы,
поддержанием порядка на переменах в рекреациях младших классов,
организацией игр, ведением кружков в продлённой группе, помогает
учителям начальных классов; лидер спортклуба организует спортивных
мероприятий, руководит клубом спортсменов для проведения показательных
выступлений, мастер-классов; лидер клуба креативщиков – организацией
праздников;
лидер
«Charity
club»
организует
благотворительные
мероприятия; лидер «Culture club» организует мероприятия, повышающие
культурный уровень гимназистов; лидер направления «PR – пресса» создает
условия для обмена впечатлениями и мнениями, руководит изданием газеты
гимназии, выпуском стенгазет, освещением школьной жизни по школьному
телевидению.
Совет
старшеклассников
гимназии,
как
орган
самоуправления,
организует коллективные творческие дела и участвует в общественной жизни
гимназии на правах лидера и инициатора.
В нашей гимназии стало традицией проведение соревнований между
классами «Дом, милый дом», в ходе которого каждый класс в течение года
собирает кирпичики – пазлы для постройки своего дома, получая их за
победы и добрые дела во благо гимназии. Победители соревнования во всех
параллелях награждаются поездками по России, Татарстану и Казани.
Соревнование
«Дом,
милый
дом»
ведется
по
всем
направлениям
гимназической жизни. Еженедельно на совете гимназии по параллелям
подводятся итоги и, в качестве признания заслуг, классам выдаются
кирпичики-пазлы, которые прикрепляются в специальную рамку – строится
дом класса. В период подготовки к Универсиаде-2013 и Олимпиаде в Сочи -
2014 цвета кирпичиков совпадали с цветом звезд Универсиады, с цветом
Олимпийских колец.
Сейчас мы продолжаем собирать кирпичики для постройки классного
домика. С 2014 года цвета кирпичиков совпадают с цветами радуги, как
символа мира, радости и благополучия. Были определены 7 конкурсных
блоков разного цвета:
1.
Радость - Оранжевый (инициатива и добрые дела, шефская работа, акции)
2.
Академия наук - Желтый (олимпиады, конференции, интеллектуальные
турниры)
3.
Дела - Зеленый (конкурсы, в которых класс принимает участие)
4.
Учеба - Голубой (успеваемость)
5.
ГТО - Синий (спортивные достижения, соревнования в параллели,
спортивные соревнования за честь гимназии)
6.
Активное участие в школьной жизни - Фиолетовый – (стенгазеты к
праздникам, летний труд, участие в школьных праздниках и т.д.)
В
слове
«радуга»
шесть
букв,
но
семь
цветов.
На
Совете
старшеклассников было принято решение красным цветом отмечать все дела,
которые приурочены к ключевым датам года. В год 75-летия Победы
красным цветом отмечали все дела, приуроченные к этой дате. В этом году
особые кирпичики красного цвета выдаются за дела, приуроченные к
празднованию 100-летия ТАССР, блок называется «Моя Республика».
Девизом соревнования классов традиционно остаются слова «Пусть в
каждом классе радуга горит семицветным символом успеха».
Подготовка
к
75-тилетию
Победы,
гражданско-патриотическое
воспитание – стали приоритетным направлением деятельности в прошлом
учебном году.
Что мы понимаем под гражданско-патриотическим воспитанием? Это
постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, готовности к
ее защите. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у
школьников чувства гордости за свою Родину и за свой народ, уважение к
его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Идея патриотизма для нас стала тем стержнем, вокруг которого
формируются высокие социально-значимые чувства, убеждения, позиции,
устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действия на
благо Отечества.
Мы понимаем, что успех воспитательной работы зависит не от
количества проведенных бесед, диспутов, экскурсий, он зависит от качества
изменений в сознании детей, их поведения после проведенных мероприятий.
Эта работа в нашей гимназии осуществляется на основе творческих
проектов объединения «Казанская Лига» и на основе общешкольных
коллективных творческих дел.
По инициативе Совета старшеклассников гимназии мы ежегодно
проводим
конкурс
стенгазет.
Но
даже
этот
традиционный
конкурс
становится очередным творческим проектом, в котором участвуют все
классы. В прошлые годы темами проекта были – «Один день из жизни
класса», «Мы – патриоты России», «Мы – команда», «Я талантлив». Одним
из главных критериев оценки работы класса является пропаганда активной
жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного
наследия, умение креативно и оригинально представить патриотическую
работу в классе. В этом учебном году тема проекта – «Мы вместе».
Главными критериями проекта являлись активизация патриотических чувств
у учащихся, через осознание себя единым с классом, городом, республикой,
страной, сплочение классного коллектива, развитие творческих способностей
учеников, осознание достижений и особенностей класса.
Ежегодно в конце второй четверти в гимназии реализуется большой
творческий проект, тематика которого совпадает с темой года. Были
реализованы такие проекты, как «Наследники Великой Победы», «Искусство
без границ», «Сними свое кино». Целью этих творческих проектов является
создание единого социокультурного пространства в гимназии, как фактора
формирования толерантного сознания, культуры межэтнических отношений
и обогащения национальных, культурных традиций.
Одной из эффективных форм патриотического воспитания подростков
является волонтёрское движение. Понимание этого позволило нам создать
проект «Центр «Грата» для подготовки волонтеров международных проектов
РТ»
и
стать
победителями
федерального
конкурса
по
направлению
«Реализация
инновационных
программ
воспитания
и
социализации
обучающихся», участвовать в Республиканском конкурсе инновационных
площадок.
Участие в работе секций
Центра «Грата» позволяет волонтерам
научиться представлять Республику Татарстан, её историю, культуру,
многонациональные традиции, достопримечательности, новые спортивные
объекты, общаться с гостями, участниками международных мероприятий,
таких как XXI Чемпионат мира по футболу, WorldSkills Competition-2019 и
других, на двух иностранных языках, приобрести навыки работы в СМИ.
Такие условия обучения волонтеров позволяют включить в атмосферу
общения, осознания единства цели, гордости за свою Республику как можно
большее количество школьников и их учителей.
Большое место в гражданско-патриотическом воспитании в гимназии
занимает и благотворительная деятельность. Это и благотворительные акции
и ярмарки, средства от которых перечислены в фонд Анжелы Вавиловой для
строительства хосписа для тяжелобольных детей. Это и помощь детям из
РКБ, которые нуждаются в длительном лечении, с которыми Совет
старшеклассников проводит игры и мастер-классы, это и акция по сбору
необходимых вещей беженцам с Юго-Востока Украины, и сбор макулатуры,
средства от которого были направлены для лечения детей.
Огромное воспитательное значение имеют и традиционные мероприятия
гимназии: «Посвящение в гимназисты», фестиваль англо-американской
культуры, день гимназии «Триумф».
Ну а итог всей этой работы – наш выпускник – эрудированный,
активный, разносторонне развитый, с ярко выраженными лидерскими и
коммуникативными качествами, одним словом – достойный гражданин своей
страны.