Напоминание

Мемориал Б.К.Бочкарева как одна из форм патриотического воспитания учащихся гимназии


Автор: Мамина Динара Равилевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Мемориал Б.К.Бочкарева как одна из форм патриотического воспитания учащихся гимназии
Раздел: полное образование





Назад




«

.

.

Мемориал Б К Бочкарева как одна из форм

»

патриотического воспитания учащихся гимназии

Динара МАМИНА,

педагог-организатор первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия

№122 имени Ж.А.Зайцевой» г. Казани

Патриотическая

работа

в

школе

-

это

замечательный

способ,

позволяющий вооружить подрастающее поколение важнейшими качествами,

необходимыми развитию и становлению личности достойного гражданина

своего Отечества.

В сегодняшнем мире патриотизм является одной из

важнейших ценностей, который объединяет в себе не только социальный, но и

культурный, нравственный, духовный, идеологический аспекты. Именно в

детском возрасте, когда начинают закладываться гражданско-патриотические

основы личности, когда происходит самоутверждение ребенка в обществе,

происходит рост социальных интересов детей, и следует активизировать работу

по воспитанию патриотических качеств личности. И одна из главных задач

школы в этот период заключается в том, чтобы привить такие качества и

развить патриотический стержень характера детей и подростков как можно

раньше.

Однако осуществление мероприятий патриотической направленности

только с помощью теоретических знаний не является интересной и достаточной

для детского сообщества, появляется необходимость в деятельностном подходе

к патриотическому воспитанию. Именно поэтому проведение в школе

системных

мероприятий

патриотической

направленности

имеет

важное

значение.

Мемориал

Бочкарева

Бориса

Константиновича,

приуроченный

к

празднованию Дня защитников Отечества, впервые был проведен в феврале

2012 года. Мероприятие в память об ушедшем из жизни осенью 2011 года

учителе ОБЖ гимназии Бочкареве Борисе Константиновиче было разработано

совместными усилиями администрации и инициативной группы учащихся.

Мемориал Б. К. Бочкарева состоит из Конкурса боевых листков и Смотра

патриотической песни для учащихся 1-11 классов и Спартакиады для учащихся

5-11 классов.

Первая часть Мемориала Б. К. Бочкарева представляет собой конкурс

боевых листков. Изначально данный этап реализовывался только в средней и

старшей школе, однако, начиная с 2014-2015 учебного года, в нем с охотой

принимают участие и ученики начальной школы. Предварительно на линейках

учащимся предлагаются заранее подготовленные темы боевых листков,

например:

«Города-герои»,

«Военный

подвиг»,

«Служба

животных

в

вооруженных силах», «Почему мы празднуем 23 февраля?» и тому подобное

или же предлагается выбрать тему самостоятельно, согласно общей теме

Мемориала в данном учебном году. К оформлению боевого листка заранее

предъявляются единые требования, такие как соблюдение заданной темы,

формата, раздаются положения к конкурсу (Приложение 1). На подготовку и

оформление боевого листка, как правило, отводится одна-две недели, после

чего листки вывешиваются на стендах в виде выставки.

Вторая часть Мемориала представлена Смотром патриотической песни.

При проведении смотра учитывается общее настроение при выступлении,

аккуратный внешний вид гимназистов (Приложение 2). Как правило, песенный

блок Мемориала превращается в праздник, на который приглашаются бабушки

и дедушки гимназистов.

Для

5-11

классов

третья

часть

Мемориала

представляет

собой

Спартакиаду по лыжным гонкам.

С 2016-2017 учебного года было принято решение возобновить года

проведение в гимназии четвертого блока Мемориала – Смотра строя и песни.

Рекомендации для подготовки к Смотру строя и песни еще в 2013 году были

разработаны совместно с военными офицерами – полковником Севодиным С.А.

и

подполковником

Садыковым

Ф.Н..

(Приложение

3).

Традиционно,

выступления классов планируется проводить в спортивном зале гимназии.

2

Таким образом, Смотр строя и песни представляет собой парад классов под

знаменами разных родов войск.

В

проекте

Мемориала,

через

реализацию

комплекса

внеклассных

мероприятий,

был

охарактеризован

один

из

способов

формирования

гражданско-патриотических качеств личности. Во время подготовки к блокам

Мемориала ученики работают над единым проектом, в котором каждому

отведена определенная роль. Дети развивают навыки коллективной работы,

никто не остается в стороне, каждый ощущает свою принадлежность к

коллективу, при выборе материала происходит углубление знаний в области

истории, культуры, искусства страны. Участие в реализации блоков Мемориала

помогает ученику осознать себя гражданином города, страны, мира. В итоге

умелой организации коллективных дел, где дети по-настоящему могут

проявить себя, происходит, в первую очередь, воспитание социальной

активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

3

Приложения

Приложение 1. Конкурс боевых листков

1.1.

Пример положения конкурса боевых листков

Конкурс боевых листков

в рамках Мемориала Б.К. Бочкарева

Боевой листок – один из видов солдатских стенных газет, выпускаемых в

подразделениях частей Российской армии

Общая тема конкурса «Спорт и армия»

Вы можете выбрать такие темы, как:

1.

Казань и казанцы во время войны

2.

Тыл фронту

3.

Бессмертие и сила Ленинграда

4.

Спортсмены во время ВОВ

и другие темы

Цели конкурса:

Формирование нравственных и духовных ценностей, художественного вкуса,

Формирование

патриотических

чувств

у

детей,

готовности

служить

Отечеству на государственной службе,

Популяризация

культурного наследия

России, героического прошлого

нашего народа, пропаганда боевых и трудовых традиций, предоставление

творческим людям возможности для самовыражения.

Критерии оценки боевого листка:

1.

Формат боевого листка – А2, ориентация любая (вертикально или

горизонтально)

2.

Боевой листок должен быть рукописным, подбором материала и

оформлением занимаются гимназисты, а не родители, хотя сотрудничество

допускается.

3.

Боевой листок должен иметь не только информационный, но и

агитационно-пропагандистский характер, то есть должен содержать не

4

только информацию, но и призыв.

4.

Боевой листок должен быть написан доступным языком.

1.2.

Пример бланка жюри Конкурса боевых листков

Мемориал Б.К. Бочкарева

(конкурс боевых листков, бланк жюри)

Класс

Критерии оценивания*

Формат

боевого

листка - А2

Личностный

подход в

оформлении

(оформление

учащимися)

Агитационно-

пропагандистс

ких характер

содержания

Подача материала

доступным для

понимания языком

11а

11б

11в

11г

* 0 или 1 балл

Член жюри __________________________

1.3. Примеры боевых листков

5

Приложение 2. Смотр патриотической песни.

2.1.

Пример требований к Смотру патриотической песни

ПОЛОЖЕНИЕ

Смотра патриотической песни

Цель смотра:

развитие патриотического, нравственного, гражданского воспитания детей

Задачи смотра:

1.

формирование у гимназистов патриотического сознания, готовности к

защите Родины, уважения к ее истории;

2.

создание

условий

для

выявления,

совершенствования

мастерства,

стимулирования талантливых исполнителей среди гимназистов.

Требования к участникам смотра:

1.

Вы можете выбрать любую патриотическую (не обязательно военную)

песню, которую еще не взял другой класс (запись проводится в учительской)

2.

Будут оцениваться ТОЛЬКО слаженность в исполнении песни и

аккуратный внешний вид. Обратите внимание на выражение лиц, прически,

обувь. По решению жюри классу может быть начислен дополнительный балл.

3.

Оформлять презентации, видео, а так же ставить инсценировки к

выступлению не надо. Ваша задача – создать патриотический настрой в зале.

2.2. Смотр патриотической песни

6

Приложение 3. Смотр строя и песни

3.1.

Пример плана подготовки к Смотру строя и песни

ПЛАН

подготовки к Смотру строя и песни

1.

взводы построены в линию взводных колонн;

2.

по команде 1-ый взвод выдвигается на исходное положение;

3.

командир взвода перестраивает взвод в одну шеренгу, проверяет наличие

личного состава и докладывает офицеру о готовности к смотру;

4.

приветствие («Здравия желаем товарищ ….. »)

5.

по команде КВ приступает к проведению смотра строя и песни:

- перестраивает в две шеренги,

- проверка индивидуальной строевой подготовки: выход из строя, подход

к начальнику, выполнение поворотов на месте и в движении, постановка в

строй (по 2 мальчика и девочки):

- выполнение строевых приемов в составе взвода;

- перестраивает в 3-и шеренги, смыкает колонны и шеренги вперед;

6. прохождение взводом торжественным маршем и выполнение воинского

приветствия (первый круг);

7. прохождение взводом торжественным маршем с исполнением песни

(второй круг).

ОЦЕНИВАЕТСЯ

1.

единообразие формы одежды и прически

2.

правильность подачи команд и четкий командный голос КВ;

3.

правильность подхода к преподавателю (офицеру) и доклада;

4.

индивидуальная строевая подготовленность;

5.

строевая подготовленность в составе взвода;

6.

прохождение торжественным маршем и выполнение воинского

приветствия;

7.

исполнение строевой песни

7

Пояснения:

- победитель определяется по сумме баллов по каждому пункту;

- КВ - командир взвода

3.2. Смотр строя и песни.

8



В раздел образования