Автор: Мамина Динара Равилевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Мемориал Б.К.Бочкарева как одна из форм патриотического воспитания учащихся гимназии
Раздел: полное образование
«
.
.
Мемориал Б К Бочкарева как одна из форм
»
патриотического воспитания учащихся гимназии
Динара МАМИНА,
педагог-организатор первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия
№122 имени Ж.А.Зайцевой» г. Казани
Патриотическая
работа
в
школе
-
это
замечательный
способ,
позволяющий вооружить подрастающее поколение важнейшими качествами,
необходимыми развитию и становлению личности достойного гражданина
своего Отечества.
В сегодняшнем мире патриотизм является одной из
важнейших ценностей, который объединяет в себе не только социальный, но и
культурный, нравственный, духовный, идеологический аспекты. Именно в
детском возрасте, когда начинают закладываться гражданско-патриотические
основы личности, когда происходит самоутверждение ребенка в обществе,
происходит рост социальных интересов детей, и следует активизировать работу
по воспитанию патриотических качеств личности. И одна из главных задач
школы в этот период заключается в том, чтобы привить такие качества и
развить патриотический стержень характера детей и подростков как можно
раньше.
Однако осуществление мероприятий патриотической направленности
только с помощью теоретических знаний не является интересной и достаточной
для детского сообщества, появляется необходимость в деятельностном подходе
к патриотическому воспитанию. Именно поэтому проведение в школе
системных
мероприятий
патриотической
направленности
имеет
важное
значение.
Мемориал
Бочкарева
Бориса
Константиновича,
приуроченный
к
празднованию Дня защитников Отечества, впервые был проведен в феврале
2012 года. Мероприятие в память об ушедшем из жизни осенью 2011 года
учителе ОБЖ гимназии Бочкареве Борисе Константиновиче было разработано
совместными усилиями администрации и инициативной группы учащихся.
Мемориал Б. К. Бочкарева состоит из Конкурса боевых листков и Смотра
патриотической песни для учащихся 1-11 классов и Спартакиады для учащихся
5-11 классов.
Первая часть Мемориала Б. К. Бочкарева представляет собой конкурс
боевых листков. Изначально данный этап реализовывался только в средней и
старшей школе, однако, начиная с 2014-2015 учебного года, в нем с охотой
принимают участие и ученики начальной школы. Предварительно на линейках
учащимся предлагаются заранее подготовленные темы боевых листков,
например:
«Города-герои»,
«Военный
подвиг»,
«Служба
животных
в
вооруженных силах», «Почему мы празднуем 23 февраля?» и тому подобное
или же предлагается выбрать тему самостоятельно, согласно общей теме
Мемориала в данном учебном году. К оформлению боевого листка заранее
предъявляются единые требования, такие как соблюдение заданной темы,
формата, раздаются положения к конкурсу (Приложение 1). На подготовку и
оформление боевого листка, как правило, отводится одна-две недели, после
чего листки вывешиваются на стендах в виде выставки.
Вторая часть Мемориала представлена Смотром патриотической песни.
При проведении смотра учитывается общее настроение при выступлении,
аккуратный внешний вид гимназистов (Приложение 2). Как правило, песенный
блок Мемориала превращается в праздник, на который приглашаются бабушки
и дедушки гимназистов.
Для
5-11
классов
третья
часть
Мемориала
представляет
собой
Спартакиаду по лыжным гонкам.
С 2016-2017 учебного года было принято решение возобновить года
проведение в гимназии четвертого блока Мемориала – Смотра строя и песни.
Рекомендации для подготовки к Смотру строя и песни еще в 2013 году были
разработаны совместно с военными офицерами – полковником Севодиным С.А.
и
подполковником
Садыковым
Ф.Н..
(Приложение
3).
Традиционно,
выступления классов планируется проводить в спортивном зале гимназии.
2
Таким образом, Смотр строя и песни представляет собой парад классов под
знаменами разных родов войск.
В
проекте
Мемориала,
через
реализацию
комплекса
внеклассных
мероприятий,
был
охарактеризован
один
из
способов
формирования
гражданско-патриотических качеств личности. Во время подготовки к блокам
Мемориала ученики работают над единым проектом, в котором каждому
отведена определенная роль. Дети развивают навыки коллективной работы,
никто не остается в стороне, каждый ощущает свою принадлежность к
коллективу, при выборе материала происходит углубление знаний в области
истории, культуры, искусства страны. Участие в реализации блоков Мемориала
помогает ученику осознать себя гражданином города, страны, мира. В итоге
умелой организации коллективных дел, где дети по-настоящему могут
проявить себя, происходит, в первую очередь, воспитание социальной
активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
3
Приложения
Приложение 1. Конкурс боевых листков
1.1.
Пример положения конкурса боевых листков
Конкурс боевых листков
в рамках Мемориала Б.К. Бочкарева
Боевой листок – один из видов солдатских стенных газет, выпускаемых в
подразделениях частей Российской армии
Общая тема конкурса «Спорт и армия»
Вы можете выбрать такие темы, как:
1.
Казань и казанцы во время войны
2.
Тыл фронту
3.
Бессмертие и сила Ленинграда
4.
Спортсмены во время ВОВ
и другие темы
Цели конкурса:
Формирование нравственных и духовных ценностей, художественного вкуса,
Формирование
патриотических
чувств
у
детей,
готовности
служить
Отечеству на государственной службе,
Популяризация
культурного наследия
России, героического прошлого
нашего народа, пропаганда боевых и трудовых традиций, предоставление
творческим людям возможности для самовыражения.
Критерии оценки боевого листка:
1.
Формат боевого листка – А2, ориентация любая (вертикально или
горизонтально)
2.
Боевой листок должен быть рукописным, подбором материала и
оформлением занимаются гимназисты, а не родители, хотя сотрудничество
допускается.
3.
Боевой листок должен иметь не только информационный, но и
агитационно-пропагандистский характер, то есть должен содержать не
4
только информацию, но и призыв.
4.
Боевой листок должен быть написан доступным языком.
1.2.
Пример бланка жюри Конкурса боевых листков
Мемориал Б.К. Бочкарева
(конкурс боевых листков, бланк жюри)
Класс
Критерии оценивания*
Формат
боевого
листка - А2
Личностный
подход в
оформлении
(оформление
учащимися)
Агитационно-
пропагандистс
ких характер
содержания
Подача материала
доступным для
понимания языком
11а
11б
11в
11г
* 0 или 1 балл
Член жюри __________________________
1.3. Примеры боевых листков
5
Приложение 2. Смотр патриотической песни.
2.1.
Пример требований к Смотру патриотической песни
ПОЛОЖЕНИЕ
Смотра патриотической песни
Цель смотра:
развитие патриотического, нравственного, гражданского воспитания детей
Задачи смотра:
1.
формирование у гимназистов патриотического сознания, готовности к
защите Родины, уважения к ее истории;
2.
создание
условий
для
выявления,
совершенствования
мастерства,
стимулирования талантливых исполнителей среди гимназистов.
Требования к участникам смотра:
1.
Вы можете выбрать любую патриотическую (не обязательно военную)
песню, которую еще не взял другой класс (запись проводится в учительской)
2.
Будут оцениваться ТОЛЬКО слаженность в исполнении песни и
аккуратный внешний вид. Обратите внимание на выражение лиц, прически,
обувь. По решению жюри классу может быть начислен дополнительный балл.
3.
Оформлять презентации, видео, а так же ставить инсценировки к
выступлению не надо. Ваша задача – создать патриотический настрой в зале.
2.2. Смотр патриотической песни
6
Приложение 3. Смотр строя и песни
3.1.
Пример плана подготовки к Смотру строя и песни
ПЛАН
подготовки к Смотру строя и песни
1.
взводы построены в линию взводных колонн;
2.
по команде 1-ый взвод выдвигается на исходное положение;
3.
командир взвода перестраивает взвод в одну шеренгу, проверяет наличие
личного состава и докладывает офицеру о готовности к смотру;
4.
приветствие («Здравия желаем товарищ ….. »)
5.
по команде КВ приступает к проведению смотра строя и песни:
- перестраивает в две шеренги,
- проверка индивидуальной строевой подготовки: выход из строя, подход
к начальнику, выполнение поворотов на месте и в движении, постановка в
строй (по 2 мальчика и девочки):
- выполнение строевых приемов в составе взвода;
- перестраивает в 3-и шеренги, смыкает колонны и шеренги вперед;
6. прохождение взводом торжественным маршем и выполнение воинского
приветствия (первый круг);
7. прохождение взводом торжественным маршем с исполнением песни
(второй круг).
ОЦЕНИВАЕТСЯ
1.
единообразие формы одежды и прически
2.
правильность подачи команд и четкий командный голос КВ;
3.
правильность подхода к преподавателю (офицеру) и доклада;
4.
индивидуальная строевая подготовленность;
5.
строевая подготовленность в составе взвода;
6.
прохождение торжественным маршем и выполнение воинского
приветствия;
7.
исполнение строевой песни
7
Пояснения:
- победитель определяется по сумме баллов по каждому пункту;
- КВ - командир взвода
3.2. Смотр строя и песни.
8