Автор: Панова Татьяна Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Среда в ДОУ как "третий педагог"
Раздел: дошкольное образование
Среда в ДОУ как «третий педагог»
Старший воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребенка-детский сад №39
«Золотой петушок» г..Альметьевска РТ
Панова Т.А.
Согласно ФГОС, основной задачей дошкольного воспитания является поддержка
инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения.
Одним из самых значимых средств реализации данных направлений работы
является грамотно организованная предметно- пространственная развивающая среда
(РППС). Неслучайно педагоги уделяют такое внимание этому аспекту.
В
широком
смысле
образовательная
среда
-
это
совокупность
условий,
оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском
саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего
образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в
дошкольном учреждении.
Предметно-пространственная среда является более узким термином. Это то, что
непосредственно окружает ребенка в стенах ДОУ. В настоящее время распространен
термин, что среда становится третьим педагогом ребенка после семьи и воспитателя,
причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается
идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через
среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную,
творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя
активными субъектами образовательных отношений.
Если среда соответствует требования ФГОС, то она поддерживает включенность и
самоконтроль
ребенка,
одновременно
предоставляя
ему
зону
ближайшего
развития. Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить
педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно
занятым полезным и интересным делом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и
безопасной.
В работе с детьми важно, чтобы предметно- пространственная среда была для
детей. Я посмотрела на РППС своего дошкольного учреждения глазами детей.
Посмотрела на среду, опустившись до уровня детей. Ведь иногда, взглянув на
окружающее с высоты ребенка, можно понять, что некоторые игры и игрушки просто
недоступны дошкольнику по высоте, или ему трудно их доставать. Обратила внимание,
какие игры и игрушки дети чаще всего используют в своих играх, какие центры наиболее
задействованы. Из своей группы я убрала «мертвые зоны»- то, чем дети не играют по
разным причинам, заменив их предметами, которые действительно интересны детям. Мы
вместе с детьми изготовили игры и игрушки.
При организации РППС я руководствовалась принципом, согласно которому
ребенок выбирает себе занятие, опираясь на свои интересы, проявляя при этом
самостоятельность и инициативность. Наша РППС меняется и трансформируется в
зависимости от темы недели, образовательных и воспитательных задач, интересов детей.
Таким образом, РППС в нашем ДОУ является важным инструментом разностороннего
развития детей, в результате дети получают важные базовые знания.
Работая над усовершенствованием развивающей предметно- пространственной
среды мы увидели необходимость создания «говорящей среды». Благодаря «говорящей»
среде дети знают, что и где расположено в каждой группе, что, безусловно, помогает им
чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.
Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду.
Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах
воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно
планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с
ними. Дети сами подписывают названия центров, маркируют коробы с игрушками и
оборудованием, ведут уголок дежурства, сами делают календарь природы на каждый
месяц и заполняют его, с удовольствием участвуют в украшении группы к праздникам,
изготавливают стенгазеты и т.д. При использование «говорящей среды» дети стали
активней, повысилась их самостоятельность и ответственность, они стали равноправными
участниками в жизни группы. Это очень важные качеств. К тому же, «оживляя говорящую
среду», дети незаметно для себя овладевают грамотой.
Работая с «говорящей средой», я поняла, насколько тесно она переплетена с
пространством детской реализации (ПДР). На мой взгляд, создание условий для ПДР
является важным звеном подготовки к школе. Дети учатся выражать свои мысли и
желания, с помощью букв и символов отражать свои наблюдения, учатся планированию и
следованию алгоритмам. К тому же дети учатся самоорганизации.
В ДОУ действует правило: можно брать все, но потом убираем на место. Скажу
честно, раньше я боялась, что дети будут неаккуратно действовать с предметами, и
некоторые игры и игрушки были только с разрешения.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Причем
наибольший стимул к развитию оказывает свободная игра детей. Важным аспектом
развертывания игры так же является РППС. Я обогатила атрибуты для игр, причем часть
атрибутов была сделана либо совместно с детьми, либо ребятами самостоятельно. Дети
стали активнее играть, у них обогатился сюжет игры, насыщенность среды позволяет
детям находить себе занятия по интересам, что снижает детские конфликты.
Таким образом, предметно- пространственная развивающая среда стимулирует развитие
детей по всем образовательным областям, формирует самостоятельность, инициативность,
ответственность, самоорганизацию. Если среда соответствует ФГОС, она становится
мощным толчком вперед для ребенка.