Напоминание

"Среда в ДОУ как "третий педагог"


Автор: Панова Татьяна Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Среда в ДОУ как "третий педагог"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Среда в ДОУ как «третий педагог»

Старший воспитатель МБДОУ

«Центр развития ребенка-детский сад №39

«Золотой петушок» г..Альметьевска РТ

Панова Т.А.

Согласно ФГОС, основной задачей дошкольного воспитания является поддержка

инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной

деятельности и общения.

Одним из самых значимых средств реализации данных направлений работы

является грамотно организованная предметно- пространственная развивающая среда

(РППС). Неслучайно педагоги уделяют такое внимание этому аспекту.

В

широком

смысле

образовательная

среда

-

это

совокупность

условий,

оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском

саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего

образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в

дошкольном учреждении.

Предметно-пространственная среда является более узким термином. Это то, что

непосредственно окружает ребенка в стенах ДОУ. В настоящее время распространен

термин, что среда становится третьим педагогом ребенка после семьи и воспитателя,

причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается

идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через

среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную,

творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя

активными субъектами образовательных отношений.

Если среда соответствует требования ФГОС, то она поддерживает включенность и

самоконтроль

ребенка,

одновременно

предоставляя

ему

зону

ближайшего

развития. Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить

педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно

занятым полезным и интересным делом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-

насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной и

безопасной.

В работе с детьми важно, чтобы предметно- пространственная среда была для

детей. Я посмотрела на РППС своего дошкольного учреждения глазами детей.

Посмотрела на среду, опустившись до уровня детей. Ведь иногда, взглянув на

окружающее с высоты ребенка, можно понять, что некоторые игры и игрушки просто

недоступны дошкольнику по высоте, или ему трудно их доставать. Обратила внимание,

какие игры и игрушки дети чаще всего используют в своих играх, какие центры наиболее

задействованы. Из своей группы я убрала «мертвые зоны»- то, чем дети не играют по

разным причинам, заменив их предметами, которые действительно интересны детям. Мы

вместе с детьми изготовили игры и игрушки.

При организации РППС я руководствовалась принципом, согласно которому

ребенок выбирает себе занятие, опираясь на свои интересы, проявляя при этом

самостоятельность и инициативность. Наша РППС меняется и трансформируется в

зависимости от темы недели, образовательных и воспитательных задач, интересов детей.

Таким образом, РППС в нашем ДОУ является важным инструментом разностороннего

развития детей, в результате дети получают важные базовые знания.

Работая над усовершенствованием развивающей предметно- пространственной

среды мы увидели необходимость создания «говорящей среды». Благодаря «говорящей»

среде дети знают, что и где расположено в каждой группе, что, безусловно, помогает им

чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.

Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду.

Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах

воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно

планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с

ними. Дети сами подписывают названия центров, маркируют коробы с игрушками и

оборудованием, ведут уголок дежурства, сами делают календарь природы на каждый

месяц и заполняют его, с удовольствием участвуют в украшении группы к праздникам,

изготавливают стенгазеты и т.д. При использование «говорящей среды» дети стали

активней, повысилась их самостоятельность и ответственность, они стали равноправными

участниками в жизни группы. Это очень важные качеств. К тому же, «оживляя говорящую

среду», дети незаметно для себя овладевают грамотой.

Работая с «говорящей средой», я поняла, насколько тесно она переплетена с

пространством детской реализации (ПДР). На мой взгляд, создание условий для ПДР

является важным звеном подготовки к школе. Дети учатся выражать свои мысли и

желания, с помощью букв и символов отражать свои наблюдения, учатся планированию и

следованию алгоритмам. К тому же дети учатся самоорганизации.

В ДОУ действует правило: можно брать все, но потом убираем на место. Скажу

честно, раньше я боялась, что дети будут неаккуратно действовать с предметами, и

некоторые игры и игрушки были только с разрешения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Причем

наибольший стимул к развитию оказывает свободная игра детей. Важным аспектом

развертывания игры так же является РППС. Я обогатила атрибуты для игр, причем часть

атрибутов была сделана либо совместно с детьми, либо ребятами самостоятельно. Дети

стали активнее играть, у них обогатился сюжет игры, насыщенность среды позволяет

детям находить себе занятия по интересам, что снижает детские конфликты.

Таким образом, предметно- пространственная развивающая среда стимулирует развитие

детей по всем образовательным областям, формирует самостоятельность, инициативность,

ответственность, самоорганизацию. Если среда соответствует ФГОС, она становится

мощным толчком вперед для ребенка.



В раздел образования