Напоминание

Герои Великой Отечественной войны


Автор: Ольга Андреевна Сальникова
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ "Новотлицкая СШ"
Населённый пункт: ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИВАНОВСКИЙ РАЙОН, НОВО-ТАЛИЦЫ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Герои Великой Отечественной войны
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Новоталицкая средняя школа"

Методическая разработка

Классный час

«Герои Великой Отечественной войны»

Учитель:

Сальникова Ольга Андреевна

Иваново 2022

Цель: познакомить с героями и их подвигами во время Великой Отечественной войны

Задачи:

1.

Формировать чувства патриотизма, гордости за страну

2.

Расширять представления учеников о героях и героических поступках

3.

Воспитывать любовь к Родине

Оборудование: раздаточный материал, презентация, плакат, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Организационный

момент

Здравствуйте! Сегодня у нас очень важная и

серьезная тема. Чтобы узнать, о чем мы с вами

поговорим, послушайте внимательно письмо с

фронта

друга

Петра

Ивченко

жене

Доре

Тихоновне Ивченко о гибели ее мужа.

2 декабря 1944 г.

Здравствуйте глубокоуважаемая

Дора Тихоновна!!

Я друг и товарищ Вашего любимого и дорогого

мужа Петра Титовича, с которым я в октябре

1942 г. пришел в это соединение и прошел весь

боевой путь от Волги до Немана. До сентября

т/г мы были в разных частях, но с сентября его

перевели к нам в часть и мы снова стали с ним

вместе служить. Он был верный товарищ,

Приветствие

с

учителем

Чтение письма

который верно служил нашей матери Родине и

боролся за свободу и независимость не щадя

свои силы, здоровье… я знаю, что… принесет

очень печальную весть, но что ж сделать –

случившееся не вернешь. Война, навязанная

нам

проклятым

врагом,

которого

мы

истребляем

за

причиненное

нам

горе

и

несчастья,

много

принесла

тягот

нашему

народу. Я Вам очень сочувствую и вместе с

Вами переживаю несчастье, постигшее Вас.

29 ноября в 1005 мин. вечера мы потеряли

своего боевого друга и товарища, а Вы

любимого мужа и отца детей.

Случилось это так.

Вечером 29 ноября мы пошли с ним на

передний край проверять оборону. Окопы

расположены в 500 метрах от леса по берегу

реки Неман и вот, когда мы вышли из леса и

пошли лугом к берегу реки со стороны

противника раздался выстрел. Петя вскрикнул:

«Ой, я кажется ранен» и стал опускаться на

правый бок. Я быстро перевязал ему раненую

грудь и повел его до повозки, чтоб отправить в

полевой лазарет. Идти нам пришлось метров

300-400. Когда его клали на повозку, он еще

был в сознании – говорил и просил: «Если что

случится, ты чтобы сообщил домой Вам…

полевой

лазарет…

Петя

скончался…

в

последний путь… хирург делал вскрытие трупа

и обнаружил, что пуля задела сердце, если бы

она прошла хоть на пол сантиметра в стороне,

сердце было бы сохранено и он остался бы

живой. Смерть наступила от излияния крови.

Похоронили мы его со всеми воинскими

почестями,

с

отдачей

салюта.

Перед

погребением мы его сфотографировали, правда

день был пасмурный и видимость плохая, но

как только я получу карточки, я их Вам

вышлю.

Похоронен

он

на

кладбище

деревни

«Пектупинен» [Почегенской] вол. Мемельской

обл. на шоссе Тильзит-Шауляй, в 12 км от

Тольятти.

Личные вещи я передал по описи в штаб части

для отправления их нам, а эти 12 фотокарточек,

что Петя снят в гражданской форме я послал

сыну Михаилу по адресу Полевая почта 70968

ж.

На могиле Петра Титовича мы поклялись

отомстить за нашего друга и товарища и

Вашего спутника жизни.

Желаю Вам бодрости, здоровья

С искренним приветом – сочувствием вашему

горю – уважающий…

Сам я москвич, где живет моя 65 летняя

старуха мать, а жена Л.И.Розанова с 4-х летним

сыном

эвакуированы

в

Саратовской

области,

ул.Тельмана,

д.106.

(фотографии

письма на слайде)

- Посмотрите внимательно на дату письма, о

какой войне идет речь?

- О чем письмо?

- Сформулируйте тему нашего занятия

- Сегодня какую цель поставим перед собой, о

чем нужно узнать?

В данном письме речь

идет

о

Великой

Отечественной войне

О

подвиге

Петра

Титовича

Герои Великой

Отечественной войны

Постановка целей на

занятие

Основная часть

Ученик читает стихотворение:

Герои родины — как много в этом смысла!

И честь, и храбрость в этих двух словах.

Героями нельзя стать слишком быстро,

Герой лишь тот, кому неведом страх.

Всем тем, кто храбро воевал с врагами,

Кто мужествен, решителен и смел,

Кто свершил немало важных дел,

Присвоить можно звание героя!

- Кого мы называем героями?

Герой – это человек, совершивший подвиг,

Чтение стихотворения

Беседа о прочитанном

проявив личное мужество, стойкость, смелость.

- Что такое подвиг?

Подвиг – это самоотверженный героический

поступок.

Работа в группах

-

Какими

качествами

должен

обладать

настоящий герой?

Ваша задача, работая в группах, на лепестках

ромашки

написать,

какими

качествами

обладает герой. (Приложение 1)

Перед началом вспомним правила работы в

группах.

1.

Говорить по очереди

2.

Активно слушать

3.

Задавать вопросы и спрашивать, есть ли

вопросы

4.

Вносить предложения и спрашивать, есть

ли вопросы

5.

Вносить предложения и спрашивать, есть

ли предложения у других

6.

Выражать

свои

мысли

и

мнения

и

интересоваться

идеями

и

мнениями

других

7.

Коллективно

обсуждать

предложения,

идеи и мнения

Правила

работы

в

группе

8.

Помогать и просить о помощи

9.

Давать и просить пояснения

10.Пояснять и оценивать идеи

11.Принимать

групповые

решения

и

приходить к единому мнению

12.Подводить итоги обсуждения

13.Приводить убедительные аргументы

Можете приступать к работе! У вас 5 минут.

Проверка: один ученик от команды выходит к

доске и представляет работу.

Рассказ учителя.

За

героические

подвиги

в

Великой

Отечественной войне звания Героя Советского

Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть

– посмертно), из них 104 – дважды, трое –

трижды (Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб и А.И.

Покрышкин). Первыми в годы войны этого

звания были удостоены советские летчики М.

П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов,

таранившие

фашистские

самолеты

на

подступах к Ленинграду.

Всего в военное время в сухопутных войсках

было воспитано свыше восьми тысяч героев, в

том числе 1800 артиллеристов, 1142 танкиста,

Выполнение работы в

группе

Представление работ

650 воинов инженерных войск, свыше 290

связистов, 93 воина ПВО, 52 воина войскового

тыла, 44 медика; в Военно-Воздушных Силах –

свыше 2400 человек; в Военно-Морском Флоте

– свыше 500 человек; партизан, подпольщиков

и

советских

разведчиков

около

400;

пограничников – свыше 150 человек.

Среди военнослужащих, удостоенных звания

Героя Советского Союза, рядовых, сержантов,

старшин — свыше 35%, офицеров — около

60%,

генералов,

адмиралов,

маршалов

свыше 380 человек. В числе Героев Советского

Союза военного времени 87 женщин. Первой

этого

звания

была

удостоена

З.

А.

Космодемьянская (посмертно).

Около 35% Героев Советского Союза в момент

присвоения звания были в возрасте до 30 лет,

28% — от 30 до 40 лет, 9% — старше 40 лет. К

моменту окончания войны 102 человека были

удостоены звания Героя Советского Союза

дважды.

Четыре Героя Советского Союза: артиллерист

А.

В.

Алешин,

летчик

И.

Г.

Драченко,

командир стрелкового взвода П. Х. Дубинда,

артиллерист Н. И. Кузнецов — за боевые

подвиги награждены также орденами Славы

всех

трех

степеней.

Полными

кавалерами

ордена Славы трех степеней стали свыше 2500

человек, в том числе 4 женщины. В годы войны

за мужество и героизм защитникам Родины

вручено свыше 38 млн. орденов и медалей.

Родина

высоко

оценила

трудовой

подвиг

советских людей в тылу. За годы войны звания

Героя Социалистического Труда был удостоен

201 человек, около 200 тыс. награждены

орденами и медалями.

- Как вы думаете, подвиги совершают только

смелые и мужественные мужчины?

Конечно, нет, в списках героев также есть

женщины и даже дети.

Из

них

Леня

Голиков,Валя

Котик,

Зина

Портнова,

Марат

Казей.

Как

много

их,

замечательных сыновей и дочерей Родины!

Нам не хватит времени, чтобы даже назвать их

по именам. (На доске портреты пионеров-

героев)

До войны это были самые обыкновенные

мальчишки и девчонки. Учились, помогали

старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали

Ответы учеников

носы и коленки. Их имена знали только

родные, да друзья.

Работа с презентацией.

1 слайд Я Валентин Котик родился в 1930 г. в

селе Хмелевка. С ранних лет я помогал своим

родителям и в доме и в поле, как и все ребята

нашего села. В 7 лет пошёл в школу. Школа

наша была небольшая деревенская, но ребят в

ней было много. Было весело и дружно. 22

июня 1941 года мы узнали, что началась война.

Мне было всего 11 лет.

Когда в нашу деревню ворвались фашисты, мы

вместе с друзьями, решили бороться с врагом.

После этого я попал в отряд к партизанам.

Сначала был связным, а затем участвовал в

боях. Дважды был ранен, но возвращался в

строй.

Война- это страшно, это разруха, голод, кровь,

слёзы, это смерть, которая подстерегает тебя на

каждом шагу. Но когда твоя Родина в

смертельной опасности, то нет ничего важнее,

чем её свобода.

В 1944 году, когда мы стали гнать врага с

нашей земли, при освобождении города

Изяславая был смертельно ранен. Похоронили

Читают

информацию

о

Лени

Голикове,

Вали

Котик,

Зине

Портновой,

Марате

Казей

меня перед школой, в которой я учился.

Присвоено звание Героя посмертно. Моя жизнь

была короткой, но глядя на вас, я понимаю, что

моя смерть и сотни смертей мальчишек и

девчонок были не напрасны.

2 слайд Зина Портнова помогала партизанам,

распространяла листовки, вела разведку. Её

выдал предатель. Девочку пытали. Во время

одного из допросов, выбрав момент, Зина

схватила пистолет и в упор выстрелила в

гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер

был также убит наповал. Зина пыталась

бежать, но фашисты настигли её. Отважная

юная партизанка была зверски замучена.

Посмертно присвоено звание Героя Советского

Союза.

3 слайд Марат Казейбыл разведчиком,

доставлял ценные сведения, подрывал

эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда,

раненый, он поднял своих товарищей в атаку и

пробился сквозь вражеское кольцо, Марат

получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го

Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с

командиром разведки, они наткнулись на

немцев. Командира убили сразу, Марат,

отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в

чистом поле было некуда, да и возможности не

было. Марат был тяжело ранен. Пока были

патроны, держал оборону, а когда магазин

опустел, взял в руки свое последнее оружие -

две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну

бросил в немцев, а вторую оставил. Когда

немцы подошли совсем близко, взорвал себя

вместе с врагами.

4 слайд Леня Голиков. Когда началась война,

школьник из деревни Лукино добыл винтовку

и ушел в партизаны. Худенький, небольшого

роста, в свои 14 лет он выглядел еще моложе.

Под видом нищего он ходил по деревням,

собирая необходимые данные о расположении

фашистских войск, о количестве боевой

техники противника. Был в его жизни бой,

который Лёня вёл один на один с фашистским

генералом.Граната, брошенная мальчиком,

подбиламашину. Из неё выбрался гитлеровец с

портфелем в руках, и, отстреливаясь, бросился

бежать. Лёня -за ним. Почти

километрпреследовал он врага и наконец убил

его. В портфеле оказались очень важные

документы, которые были доставлены в

Москву. Партизанам приходилось вступать в

бои с противником.В одном неравном бою

погиб весь штаб 4-й партизанской бригады.

Среди павших был и юный партизан Леня

Голиков.

Коллективная работа «Рисуем победу»

У каждого на парте лежит небольшой листок

бумаги.

Вам

нужно

нарисовать

на

нем

«победу», как вы ее видите. Затем в конце

урока мы приклеим все работы на один плакат

(пример плаката Приложение 2)

Выполнение задания

Заключение

Издавна высшей воинской наградой стал –

Орден Святого Георгия Победоносца. Этим

орденом

награждались

выдающиеся

российские полководцы и простые солдаты.

Во время Великой Отечественной войны был

утвержден – орден Славы. Этот орден был

украшен

желто-черной

лентой,

которую

принято называть георгиевской лентой.

Георгиевская

лента

это

символ,

олицетворяющий подвиг русского воина. Этот

символ

выражение нашего

уважения к

ветеранам, защитникам нашей Родины, носят с

левой стороны около сердца.

Смотрят

на

презентации картинки

наград

- Как Вы оцениваете свою работу на занятии?

- Что Вам запомнилось?

- Какими впечатлениями можете поделиться?

Наше занятие закончено. Всем спасибо за

активную работу.

Подведение итогов

Приложение 1

Приложение 2



В раздел образования