Автор: Ольга Андреевна Сальникова
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ "Новотлицкая СШ"
Населённый пункт: ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИВАНОВСКИЙ РАЙОН, НОВО-ТАЛИЦЫ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Герои Великой Отечественной войны
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Новоталицкая средняя школа"
Методическая разработка
Классный час
«Герои Великой Отечественной войны»
Учитель:
Сальникова Ольга Андреевна
Иваново 2022
Цель: познакомить с героями и их подвигами во время Великой Отечественной войны
Задачи:
1.
Формировать чувства патриотизма, гордости за страну
2.
Расширять представления учеников о героях и героических поступках
3.
Воспитывать любовь к Родине
Оборудование: раздаточный материал, презентация, плакат, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Организационный
момент
Здравствуйте! Сегодня у нас очень важная и
серьезная тема. Чтобы узнать, о чем мы с вами
поговорим, послушайте внимательно письмо с
фронта
друга
Петра
Ивченко
жене
Доре
Тихоновне Ивченко о гибели ее мужа.
2 декабря 1944 г.
Здравствуйте глубокоуважаемая
Дора Тихоновна!!
Я друг и товарищ Вашего любимого и дорогого
мужа Петра Титовича, с которым я в октябре
1942 г. пришел в это соединение и прошел весь
боевой путь от Волги до Немана. До сентября
т/г мы были в разных частях, но с сентября его
перевели к нам в часть и мы снова стали с ним
вместе служить. Он был верный товарищ,
Приветствие
с
учителем
Чтение письма
который верно служил нашей матери Родине и
боролся за свободу и независимость не щадя
свои силы, здоровье… я знаю, что… принесет
очень печальную весть, но что ж сделать –
случившееся не вернешь. Война, навязанная
нам
проклятым
врагом,
которого
мы
истребляем
за
причиненное
нам
горе
и
несчастья,
много
принесла
тягот
нашему
народу. Я Вам очень сочувствую и вместе с
Вами переживаю несчастье, постигшее Вас.
29 ноября в 1005 мин. вечера мы потеряли
своего боевого друга и товарища, а Вы
любимого мужа и отца детей.
Случилось это так.
Вечером 29 ноября мы пошли с ним на
передний край проверять оборону. Окопы
расположены в 500 метрах от леса по берегу
реки Неман и вот, когда мы вышли из леса и
пошли лугом к берегу реки со стороны
противника раздался выстрел. Петя вскрикнул:
«Ой, я кажется ранен» и стал опускаться на
правый бок. Я быстро перевязал ему раненую
грудь и повел его до повозки, чтоб отправить в
полевой лазарет. Идти нам пришлось метров
300-400. Когда его клали на повозку, он еще
был в сознании – говорил и просил: «Если что
случится, ты чтобы сообщил домой Вам…
полевой
лазарет…
Петя
скончался…
в
последний путь… хирург делал вскрытие трупа
и обнаружил, что пуля задела сердце, если бы
она прошла хоть на пол сантиметра в стороне,
сердце было бы сохранено и он остался бы
живой. Смерть наступила от излияния крови.
Похоронили мы его со всеми воинскими
почестями,
с
отдачей
салюта.
Перед
погребением мы его сфотографировали, правда
день был пасмурный и видимость плохая, но
как только я получу карточки, я их Вам
вышлю.
Похоронен
он
на
кладбище
деревни
«Пектупинен» [Почегенской] вол. Мемельской
обл. на шоссе Тильзит-Шауляй, в 12 км от
Тольятти.
Личные вещи я передал по описи в штаб части
для отправления их нам, а эти 12 фотокарточек,
что Петя снят в гражданской форме я послал
сыну Михаилу по адресу Полевая почта 70968
ж.
На могиле Петра Титовича мы поклялись
отомстить за нашего друга и товарища и
Вашего спутника жизни.
Желаю Вам бодрости, здоровья
С искренним приветом – сочувствием вашему
горю – уважающий…
Сам я москвич, где живет моя 65 летняя
старуха мать, а жена Л.И.Розанова с 4-х летним
сыном
эвакуированы
в
…
Саратовской
области,
ул.Тельмана,
д.106.
(фотографии
письма на слайде)
- Посмотрите внимательно на дату письма, о
какой войне идет речь?
- О чем письмо?
- Сформулируйте тему нашего занятия
- Сегодня какую цель поставим перед собой, о
чем нужно узнать?
В данном письме речь
идет
о
Великой
Отечественной войне
О
подвиге
Петра
Титовича
Герои Великой
Отечественной войны
Постановка целей на
занятие
Основная часть
Ученик читает стихотворение:
Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро,
Герой лишь тот, кому неведом страх.
Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Кто свершил немало важных дел,
Присвоить можно звание героя!
- Кого мы называем героями?
Герой – это человек, совершивший подвиг,
Чтение стихотворения
Беседа о прочитанном
проявив личное мужество, стойкость, смелость.
- Что такое подвиг?
Подвиг – это самоотверженный героический
поступок.
Работа в группах
-
Какими
качествами
должен
обладать
настоящий герой?
Ваша задача, работая в группах, на лепестках
ромашки
написать,
какими
качествами
обладает герой. (Приложение 1)
Перед началом вспомним правила работы в
группах.
1.
Говорить по очереди
2.
Активно слушать
3.
Задавать вопросы и спрашивать, есть ли
вопросы
4.
Вносить предложения и спрашивать, есть
ли вопросы
5.
Вносить предложения и спрашивать, есть
ли предложения у других
6.
Выражать
свои
мысли
и
мнения
и
интересоваться
идеями
и
мнениями
других
7.
Коллективно
обсуждать
предложения,
идеи и мнения
Правила
работы
в
группе
8.
Помогать и просить о помощи
9.
Давать и просить пояснения
10.Пояснять и оценивать идеи
11.Принимать
групповые
решения
и
приходить к единому мнению
12.Подводить итоги обсуждения
13.Приводить убедительные аргументы
Можете приступать к работе! У вас 5 минут.
Проверка: один ученик от команды выходит к
доске и представляет работу.
Рассказ учителя.
За
героические
подвиги
в
Великой
Отечественной войне звания Героя Советского
Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть
– посмертно), из них 104 – дважды, трое –
трижды (Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб и А.И.
Покрышкин). Первыми в годы войны этого
звания были удостоены советские летчики М.
П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов,
таранившие
фашистские
самолеты
на
подступах к Ленинграду.
Всего в военное время в сухопутных войсках
было воспитано свыше восьми тысяч героев, в
том числе 1800 артиллеристов, 1142 танкиста,
Выполнение работы в
группе
Представление работ
650 воинов инженерных войск, свыше 290
связистов, 93 воина ПВО, 52 воина войскового
тыла, 44 медика; в Военно-Воздушных Силах –
свыше 2400 человек; в Военно-Морском Флоте
– свыше 500 человек; партизан, подпольщиков
и
советских
разведчиков
–
около
400;
пограничников – свыше 150 человек.
Среди военнослужащих, удостоенных звания
Героя Советского Союза, рядовых, сержантов,
старшин — свыше 35%, офицеров — около
60%,
генералов,
адмиралов,
маршалов
—
свыше 380 человек. В числе Героев Советского
Союза военного времени 87 женщин. Первой
этого
звания
была
удостоена
З.
А.
Космодемьянская (посмертно).
Около 35% Героев Советского Союза в момент
присвоения звания были в возрасте до 30 лет,
28% — от 30 до 40 лет, 9% — старше 40 лет. К
моменту окончания войны 102 человека были
удостоены звания Героя Советского Союза
дважды.
Четыре Героя Советского Союза: артиллерист
А.
В.
Алешин,
летчик
И.
Г.
Драченко,
командир стрелкового взвода П. Х. Дубинда,
артиллерист Н. И. Кузнецов — за боевые
подвиги награждены также орденами Славы
всех
трех
степеней.
Полными
кавалерами
ордена Славы трех степеней стали свыше 2500
человек, в том числе 4 женщины. В годы войны
за мужество и героизм защитникам Родины
вручено свыше 38 млн. орденов и медалей.
Родина
высоко
оценила
трудовой
подвиг
советских людей в тылу. За годы войны звания
Героя Социалистического Труда был удостоен
201 человек, около 200 тыс. награждены
орденами и медалями.
- Как вы думаете, подвиги совершают только
смелые и мужественные мужчины?
Конечно, нет, в списках героев также есть
женщины и даже дети.
Из
них
Леня
Голиков,Валя
Котик,
Зина
Портнова,
Марат
Казей.
Как
много
их,
замечательных сыновей и дочерей Родины!
Нам не хватит времени, чтобы даже назвать их
по именам. (На доске портреты пионеров-
героев)
До войны это были самые обыкновенные
мальчишки и девчонки. Учились, помогали
старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали
Ответы учеников
носы и коленки. Их имена знали только
родные, да друзья.
Работа с презентацией.
1 слайд Я Валентин Котик родился в 1930 г. в
селе Хмелевка. С ранних лет я помогал своим
родителям и в доме и в поле, как и все ребята
нашего села. В 7 лет пошёл в школу. Школа
наша была небольшая деревенская, но ребят в
ней было много. Было весело и дружно. 22
июня 1941 года мы узнали, что началась война.
Мне было всего 11 лет.
Когда в нашу деревню ворвались фашисты, мы
вместе с друзьями, решили бороться с врагом.
После этого я попал в отряд к партизанам.
Сначала был связным, а затем участвовал в
боях. Дважды был ранен, но возвращался в
строй.
Война- это страшно, это разруха, голод, кровь,
слёзы, это смерть, которая подстерегает тебя на
каждом шагу. Но когда твоя Родина в
смертельной опасности, то нет ничего важнее,
чем её свобода.
В 1944 году, когда мы стали гнать врага с
нашей земли, при освобождении города
Изяславая был смертельно ранен. Похоронили
Читают
информацию
о
Лени
Голикове,
Вали
Котик,
Зине
Портновой,
Марате
Казей
меня перед школой, в которой я учился.
Присвоено звание Героя посмертно. Моя жизнь
была короткой, но глядя на вас, я понимаю, что
моя смерть и сотни смертей мальчишек и
девчонок были не напрасны.
2 слайд Зина Портнова помогала партизанам,
распространяла листовки, вела разведку. Её
выдал предатель. Девочку пытали. Во время
одного из допросов, выбрав момент, Зина
схватила пистолет и в упор выстрелила в
гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер
был также убит наповал. Зина пыталась
бежать, но фашисты настигли её. Отважная
юная партизанка была зверски замучена.
Посмертно присвоено звание Героя Советского
Союза.
3 слайд Марат Казейбыл разведчиком,
доставлял ценные сведения, подрывал
эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда,
раненый, он поднял своих товарищей в атаку и
пробился сквозь вражеское кольцо, Марат
получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го
Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с
командиром разведки, они наткнулись на
немцев. Командира убили сразу, Марат,
отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в
чистом поле было некуда, да и возможности не
было. Марат был тяжело ранен. Пока были
патроны, держал оборону, а когда магазин
опустел, взял в руки свое последнее оружие -
две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну
бросил в немцев, а вторую оставил. Когда
немцы подошли совсем близко, взорвал себя
вместе с врагами.
4 слайд Леня Голиков. Когда началась война,
школьник из деревни Лукино добыл винтовку
и ушел в партизаны. Худенький, небольшого
роста, в свои 14 лет он выглядел еще моложе.
Под видом нищего он ходил по деревням,
собирая необходимые данные о расположении
фашистских войск, о количестве боевой
техники противника. Был в его жизни бой,
который Лёня вёл один на один с фашистским
генералом.Граната, брошенная мальчиком,
подбиламашину. Из неё выбрался гитлеровец с
портфелем в руках, и, отстреливаясь, бросился
бежать. Лёня -за ним. Почти
километрпреследовал он врага и наконец убил
его. В портфеле оказались очень важные
документы, которые были доставлены в
Москву. Партизанам приходилось вступать в
бои с противником.В одном неравном бою
погиб весь штаб 4-й партизанской бригады.
Среди павших был и юный партизан Леня
Голиков.
Коллективная работа «Рисуем победу»
У каждого на парте лежит небольшой листок
бумаги.
Вам
нужно
нарисовать
на
нем
«победу», как вы ее видите. Затем в конце
урока мы приклеим все работы на один плакат
(пример плаката Приложение 2)
Выполнение задания
Заключение
Издавна высшей воинской наградой стал –
Орден Святого Георгия Победоносца. Этим
орденом
награждались
выдающиеся
российские полководцы и простые солдаты.
Во время Великой Отечественной войны был
утвержден – орден Славы. Этот орден был
украшен
желто-черной
лентой,
которую
принято называть георгиевской лентой.
Георгиевская
лента
–
это
символ,
олицетворяющий подвиг русского воина. Этот
символ
–
выражение нашего
уважения к
ветеранам, защитникам нашей Родины, носят с
левой стороны около сердца.
Смотрят
на
презентации картинки
наград
- Как Вы оцениваете свою работу на занятии?
- Что Вам запомнилось?
- Какими впечатлениями можете поделиться?
Наше занятие закончено. Всем спасибо за
активную работу.
Подведение итогов
Приложение 1
Приложение 2