Автор: Захарова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 12 "Светлячок"
Населённый пункт: город Куса, Челябинская область
Наименование материала: «Методические основы обучения детей чтению средствами технологии «Сказочные лабиринты игры»
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Светлячок»» г. Куса
Круглый стол: «Методические основы обучения детей чтению средствами
технологии «Сказочные лабиринты игры»
Тема:
И
СПОЛЬЗОВАНИЕ
РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
В. В. ВОСКОБОВИЧА
В ПОДГОТОВКЕ К
ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО
САДА
.
Воспитатель Захарова Н.А.
Подготовка к обучению грамоте занимает особое место в системе работы детского
сада, так как является базой для последующего освоения детьми родного языка в
школе. Залогом успеха являются развитые психические процессы восприятия,
памяти, внимания, мышления.
В дошкольном детстве работа по обучению грамоте условно делится на добукварный
и букварный периоды. В добукварный период ведётся работа по развититю
зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти, формирования
навыков ориентировки, развитие навыков общения и связной речи, формирование
понятий звук, гласный звук, слог, слово, предложение. В букварный
период развиваются фонематические процессы, навыки звукового и слогового
анализа и синтеза (развитие умения различать звуки, дифференцировать их,
определять ударный слог, подбирать слова с заданным звуком, делить на слоги,
формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий
согласный звук, твёрдый согласный звук, формирование навыка чтения.
П
ОДГОТОВКА
к обучению грамоте - работа сложная и кропотливая, требующая
от детей концентрации внимания).
Неразвитое слуховое внимание приводит к сложностям выделения звука в
слове, нахождения соответствующей буквы, неразвитое зрительное восприятие
к неумению узнавать графический образ буквы. Неудачи приводят к
отсутствию у детей интереса к этому виду деятельности.
Использование развивающих игр Воскобовича в процессе непосредственно
образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте позволяет
превратить занятие в увлекательную игру, придумать к каждому заданию
игровую мотивацию. Вовсе необязательно (хотя и желательно)иметь комплект
всех пособий на каждого ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети с
удовольствием путешествуют по станциям выполняя задания. Это позволяет им
выполнять задания командно, а так же задания в подгруппах, в зависимости от
задач и имеющегося количества комплектов игр. Отталкиваясь от темы недели
и интересов детей, группу можно превратить в необитаемый остров и искать
клад, выполняя задания пиратов, или же отправиться в путешествие по разным
материкам. Также дети с удовольствием откликаются на просьбы помочь
различным героям Фиолетового леса. Занятие, превращенное в веселый
игровой квест, вызывает у детей яркие эмоции. Разделение детей на группы из
5-6 человек для выполнения заданий позволяет педагогу
продуктивно
использовать те развивающие игры, которые есть в наличии.
С целью развития у детей навыков звукового анализа слова и синтеза, мы
проводим игры с различными пособиями В.В.Воскобовича.
Предлагаем некоторые варианты подобных игр.
Звуковой анализ слова. Составление слов из букв, обозначение звуков в слове
цветом: красным — гласных, синим — согласных. Для этого мы используем
«Разноцветные кружки 1», флажки от «Кораблика „Брызг-Брызг"», звездочки и
круги из «Набора букв и знаков Ларчик», набор «Разноцветные липучки
Ларчик». КОМ- СОН- РАК.
Игра «Фокусы Филимона Коттерфильда».
Составление (придумывание)
слов по заданной схеме (упражнение, обратное предыдущему).
Игровая задача для детей: Филимон Коттерфильд — известный фокусник. Он
превратил слова в бусы с красными и синими бусинами. Давайте и мы побудем
фокусниками и превратим бусы в слова. ДОМ-КОТ-БАК; НОРА-ЛУЖА.
Для схемы используем «Разноцветные кружки 1», слова составляем с помощью
букв из «Набора букв и знаков Ларчик». Аналогичным образом можно
использовать флажки от «Кораблика „Брызг-брызг"», буквы на прозрачной
основе (из комплекта «Буквы, цифры, знаки на прозрачной основе»).
Игра «День рождения братьев-шутов».
Нахождение слогов б заданной
буквой. На «Коврографе Ларчик» вразброс прикреплены слоги, составленные
из букв на прозрачной основе в кармашках. С помощью «Разноцветных
веревочек» выкладываем «воздушные шарики» так, чтобы слоги находились
внутри них. В зависимости от задач можно использовать слоги с разными
гласными.
Игровая задача для детей: В гости пришли братья-шуты. Вы помните их имена?
(Арлекин, Урлекин.) У них сегодня день рождения. Давайте подарим им
воздушные шарики. Как вы думаете, какие шарики подарим Арлекину, а какие
Урлекину? Нужно найти шарики с нужным слогом и соединить с шутом
веревочкой.
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети путают буквы, состоящие из
одних и тех же графических элементов, но различно расположенные в
пространстве (Н-П-И; 3-Е; Т-Ш-Щ), а также буквы, отличающиеся друг от
друга каким-либо одним элементом (Ь-Ы, 3-В, Р-В, М-Л, Ц-Щ, П-Т, М-Н и др.).
Справиться с этой задачей позволяют пособия «Конструктор букв» и
«Волшебная восьмерка», из которой тоже можно составлять буквы.
Игра «Превращение букв». Конструирование букв, различение элементов
графических знаков.
Игровая задача для детей: Филимон Коттерфильд запросто может превратить
букву Н в букву П, переложив только одну палочку. А вы сможете?
Ребус «Слово рассыпалось».
Каждая цифра дружит со своей буквой. Чтобы собрать слово, необходимо
соотнести букву с цифрой (подружить их) (см. рис. 26). 1-О; 4-П; 3-Р; 2-Т.
(2-1-4-1-3 слово ТОПОР).
Усложненный вариант игры «Слово рассыпалось».
Игровая задача для детей: Гуляка-ветер унес буквы в разные стороны. Букву 3 - в
левый верхний угол (ребенок находит нужную букву и располагает в область льва),
буква А - в левый нижний угол, буква К - в правый нижний, буква О - в правый
верхний. Дети находят нужные буквы и располагают в соответствующих областях.
Лев, Павлин, Пони и Лань помогут собрать слово. Для этого нужно ответить на
их вопросы.
Вопрос Льва: Сколько солнышек на небе? (Одно.)
Вопрос Пони: Сколько углов у квадрата?
Вопрос Павлина: Сколько хвостов у двух коров?
Вопрос Лани: Сидели за столом два отца и два сына. Сколько
человек сидело за столом?
Дети находят цифру-отгадку и располагают в соответствующей области.
Лев, Павлин, Пони и Лань дают код-подсказку: 3214. Расположив цифры и
соответствующие им буквы в нужном порядке, составим слово (КОЗА).
Возможен другой вариант. Изначально детям не даются подсказки —
обозначения областей. Дети по словесной инструкции определяют области и
ставят там буквы, а Лев, Павлин, Пони и Лань подсказывают порядок.
Необходимо соотнести букву с каждым из героев.
Таким образом, одни и те же игры Воскобовича можно использовать в
различных видах деятельности, что позволяет повысить интерес детей
обучению грамоте, превратить этот сложный и кропотливый процесс в за-
нимательную игру. Воспитателю игры предоставляют возможность раскрытия
творческого потенциала, реализации индивидуального подхода к каждому
ребенку, закрепления одного и того же навыка через различные игровые
материалы.