Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.


Автор: Захарова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 12 "Светлячок"
Населённый пункт: город Куса, Челябинская область
Наименование материала: «Методические основы обучения детей чтению средствами технологии «Сказочные лабиринты игры»
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Светлячок»» г. Куса

Круглый стол: «Методические основы обучения детей чтению средствами

технологии «Сказочные лабиринты игры»

Тема:

И

СПОЛЬЗОВАНИЕ

РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

В. В. ВОСКОБОВИЧА

В ПОДГОТОВКЕ К

ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО

САДА

.

Воспитатель Захарова Н.А.

Подготовка к обучению грамоте занимает особое место в системе работы детского

сада, так как является базой для последующего освоения детьми родного языка в

школе. Залогом успеха являются развитые психические процессы восприятия,

памяти, внимания, мышления.

В дошкольном детстве работа по обучению грамоте условно делится на добукварный

и букварный периоды. В добукварный период ведётся работа по развититю

зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти, формирования

навыков ориентировки, развитие навыков общения и связной речи, формирование

понятий звук, гласный звук, слог, слово, предложение. В букварный

период развиваются фонематические процессы, навыки звукового и слогового

анализа и синтеза (развитие умения различать звуки, дифференцировать их,

определять ударный слог, подбирать слова с заданным звуком, делить на слоги,

формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий

согласный звук, твёрдый согласный звук, формирование навыка чтения.

П

ОДГОТОВКА

к обучению грамоте - работа сложная и кропотливая, требующая

от детей концентрации внимания).

Неразвитое слуховое внимание приводит к сложностям выделения звука в

слове, нахождения соответствующей буквы, неразвитое зрительное восприятие

к неумению узнавать графический образ буквы. Неудачи приводят к

отсутствию у детей интереса к этому виду деятельности.

Использование развивающих игр Воскобовича в процессе непосредственно

образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте позволяет

превратить занятие в увлекательную игру, придумать к каждому заданию

игровую мотивацию. Вовсе необязательно (хотя и желательно)иметь комплект

всех пособий на каждого ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети с

удовольствием путешествуют по станциям выполняя задания. Это позволяет им

выполнять задания командно, а так же задания в подгруппах, в зависимости от

задач и имеющегося количества комплектов игр. Отталкиваясь от темы недели

и интересов детей, группу можно превратить в необитаемый остров и искать

клад, выполняя задания пиратов, или же отправиться в путешествие по разным

материкам. Также дети с удовольствием откликаются на просьбы помочь

различным героям Фиолетового леса. Занятие, превращенное в веселый

игровой квест, вызывает у детей яркие эмоции. Разделение детей на группы из

5-6 человек для выполнения заданий позволяет педагогу

продуктивно

использовать те развивающие игры, которые есть в наличии.

С целью развития у детей навыков звукового анализа слова и синтеза, мы

проводим игры с различными пособиями В.В.Воскобовича.

Предлагаем некоторые варианты подобных игр.

Звуковой анализ слова. Составление слов из букв, обозначение звуков в слове

цветом: красным — гласных, синим — согласных. Для этого мы используем

«Разноцветные кружки 1», флажки от «Кораблика „Брызг-Брызг"», звездочки и

круги из «Набора букв и знаков Ларчик», набор «Разноцветные липучки

Ларчик». КОМ- СОН- РАК.

Игра «Фокусы Филимона Коттерфильда».

Составление (придумывание)

слов по заданной схеме (упражнение, обратное предыдущему).

Игровая задача для детей: Филимон Коттерфильд — известный фокусник. Он

превратил слова в бусы с красными и синими бусинами. Давайте и мы побудем

фокусниками и превратим бусы в слова. ДОМ-КОТ-БАК; НОРА-ЛУЖА.

Для схемы используем «Разноцветные кружки 1», слова составляем с помощью

букв из «Набора букв и знаков Ларчик». Аналогичным образом можно

использовать флажки от «Кораблика „Брызг-брызг"», буквы на прозрачной

основе (из комплекта «Буквы, цифры, знаки на прозрачной основе»).

Игра «День рождения братьев-шутов».

Нахождение слогов б заданной

буквой. На «Коврографе Ларчик» вразброс прикреплены слоги, составленные

из букв на прозрачной основе в кармашках. С помощью «Разноцветных

веревочек» выкладываем «воздушные шарики» так, чтобы слоги находились

внутри них. В зависимости от задач можно использовать слоги с разными

гласными.

Игровая задача для детей: В гости пришли братья-шуты. Вы помните их имена?

(Арлекин, Урлекин.) У них сегодня день рождения. Давайте подарим им

воздушные шарики. Как вы думаете, какие шарики подарим Арлекину, а какие

Урлекину? Нужно найти шарики с нужным слогом и соединить с шутом

веревочкой.

Очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети путают буквы, состоящие из

одних и тех же графических элементов, но различно расположенные в

пространстве (Н-П-И; 3-Е; Т-Ш-Щ), а также буквы, отличающиеся друг от

друга каким-либо одним элементом (Ь-Ы, 3-В, Р-В, М-Л, Ц-Щ, П-Т, М-Н и др.).

Справиться с этой задачей позволяют пособия «Конструктор букв» и

«Волшебная восьмерка», из которой тоже можно составлять буквы.

Игра «Превращение букв». Конструирование букв, различение элементов

графических знаков.

Игровая задача для детей: Филимон Коттерфильд запросто может превратить

букву Н в букву П, переложив только одну палочку. А вы сможете?

Ребус «Слово рассыпалось».

Каждая цифра дружит со своей буквой. Чтобы собрать слово, необходимо

соотнести букву с цифрой (подружить их) (см. рис. 26). 1-О; 4-П; 3-Р; 2-Т.

(2-1-4-1-3 слово ТОПОР).

Усложненный вариант игры «Слово рассыпалось».

Игровая задача для детей: Гуляка-ветер унес буквы в разные стороны. Букву 3 - в

левый верхний угол (ребенок находит нужную букву и располагает в область льва),

буква А - в левый нижний угол, буква К - в правый нижний, буква О - в правый

верхний. Дети находят нужные буквы и располагают в соответствующих областях.

Лев, Павлин, Пони и Лань помогут собрать слово. Для этого нужно ответить на

их вопросы.

Вопрос Льва: Сколько солнышек на небе? (Одно.)

Вопрос Пони: Сколько углов у квадрата?

Вопрос Павлина: Сколько хвостов у двух коров?

Вопрос Лани: Сидели за столом два отца и два сына. Сколько

человек сидело за столом?

Дети находят цифру-отгадку и располагают в соответствующей области.

Лев, Павлин, Пони и Лань дают код-подсказку: 3214. Расположив цифры и

соответствующие им буквы в нужном порядке, составим слово (КОЗА).

Возможен другой вариант. Изначально детям не даются подсказки —

обозначения областей. Дети по словесной инструкции определяют области и

ставят там буквы, а Лев, Павлин, Пони и Лань подсказывают порядок.

Необходимо соотнести букву с каждым из героев.

Таким образом, одни и те же игры Воскобовича можно использовать в

различных видах деятельности, что позволяет повысить интерес детей

обучению грамоте, превратить этот сложный и кропотливый процесс в за-

нимательную игру. Воспитателю игры предоставляют возможность раскрытия

творческого потенциала, реализации индивидуального подхода к каждому

ребенку, закрепления одного и того же навыка через различные игровые

материалы.



В раздел образования