Автор: Наталия Ивановна Бражина
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ ВО Школа № 1г.Воронеж
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Доклад
Тема: «Технология проектного обучения на уроках родного (русского) языка как средство развития мыслительной деятельности учащихся»
Раздел: среднее образование
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШКОЛА № 1»
Доклад по теме самообразования:
«Технология проектного обучения на уроках родного (русского)
языка как средство развития мыслительной деятельности
учащихся»
Учитель русского языка и
литературы Бражина Н. И.
2020-2021 учебный год
Введение
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС нового поколения
перед
учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами,
формирование
универсальных
действий,
обеспечивающих
все
учебные
предметы,
формирование компетенций, позволяющих учащимся действовать в новой обстановке на
качественно высоком уровне.
Проектная деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью
соответствует заложенному в нем основному подходу. Проектная деятельность – это
педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на
применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Желание каждого
учителя – привить интерес к своему предмету. При этом возникает вопрос: как сделать урок
увлекательным, какими способами можно активизировать мыслительную и познавательную
деятельность учащегося. Активизировать – значит побудить к активности, усиливая
деятельность, оживить (из толкового словаря русского языка – С. И. Ожегова, Н. Ю.
Шведова). Именно технология проектного обучения дает простор для творческой
инициативы учащихся и педагога, для развития мыслительных способностей, что создает
положительную мотивацию к учебе.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка
определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения
реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений,
применение знаний, полученных на уроках родного (русского) языка, но уже на новом,
продуктивном, поисковом уровне.
Цель проектной деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО:
формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-
исследовательской деятельности учащихся.
С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и
творческой деятельности учащихся, для развития их мыслительных способностей. Если
такая работа начинается с побудительных мотивов, то эта деятельность всегда будет
эффективна. Перед учащимися ставится актуальная проблема, решение которой имеет
практическую значимость. Роль учителя, несомненно, велика на первом этапе проекта
(погружение в проект) и последнем (презентация), поскольку учащимся не под силу сделать
обобщение всего того, что они узнали или исследовали по теме проекта. Завершается
осуществление проекта презентацией полученных результатов. Презентация проекта имеет
важное учебно-воспитательное значение. Учащиеся рассказывают о ходе работы: об идеях и
найденном пути реализации, о трудностях, которые возникали, и о том, как они
преодолевались.
Основная часть
Моя тема по самообразованию в этом учебном году «Технология проектного обучения на
уроках родного (русского) языка». В нашей школе при исправительной колонии этот
предмет ведется первый год. Содержание учебника по этому предмету ориентировано на
воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и
русской литературы. Этот предмет позволяет расширить представления наших учащихся о
духовной культуре русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях и
основных тенденциях развития русского языка. Особое внимание на уроках родного языка я
уделяю вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой
ситуации, в том числе связанным с коммуникацией в интернет-пространстве.
Проектная
деятельность на уроках родного языка является важной неотъемлемой частью в процессе
обучения.
В работе чаще всего используются следующие типы проектов:
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с
целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам
можно отнести «Речь современного учащегося», «Сленг обучающихся нашей школы».
Обучающиеся собирают информацию и делятся ею или на уроках, или на мероприятиях в
рамках недели русского языка
Мне хотелось бы рассказать подробнее о практико-ориентированном проекте, так как он
нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Эти проекты отличает четко
обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его
участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в
оформлении конечного продукта. Так, например, результатом разработки темы «Причины
появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы
двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов. Я коротко расскажу о работе
над проектом «SMS - сообщение как эпистолярный жанр».
Данная тема является актуальной по многим причинам:
традиционное бумажное письмо «умирает»;
число пользователей мобильной связью постоянно растёт;
эпистолярный жанр, как форма человеческого общения, соединяет людей, помогает
взаимопониманию.
Новизна работы заключается в выборе самого объекта исследования.
В работе
представляется новое осмысление SMS-сообщений не просто как средства передачи
информации, а как разновидности эпистолярного жанра. В рамках одного исследования
невозможно
дать
полное
и
исчерпывающее
описание
SMS-сообщении
как
новой
разновидности эпистолярного жанра. В работе приводятся признаки, по которым SMS-
сообщения можно отнести к эпистолярному жанру, а также исследуется влияние SMS-
сообщений на грамотность обучающихся.
Цель проекта: рассмотреть SMS-сообщение как разновидность эпистолярного жанра.
Задачи:
изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, Интернет-
ресурсы, справочники, словари, учебники;
проанализировать SMS-сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS-
сообщения можно отнести к эпистолярному жанру;
изучить особенности языка SMS; определить типичные нарушения языковых норм
в данных сообщениях;
провести социологический опрос и определить, влияют ли SMS-сообщения на
грамотность учащихся;
определить
степень
популярности
SMS
сообщений
на
основе
результатов
исследования.
Гипотеза: SMS - сообщение – разновидность эпистолярного жанра.
Методы проведения исследования
:
Теоретический:
изучение источников информации (научной и художественной литературы, Интернет-
ресурсы, справочники).
Практический:
анализ SMS-сообщений;
анкетирование учащихся школы;
Предмет исследования – язык SMS-сообщения и их влияние на грамотность.
Результаты исследования и их анализ:
Признаки эпистолярного жанра и его судьба в наше время.
Что такое SMS-сообщение?
История создания и развития SMS.
Особенности языка SMS; типичные нарушения языковых норм в данных
сообщениях.
Плюсы» и « минусы» общения на языке SMS.
Результатом проекта стала мультимедийная презентация. Эта тема была интересна учащимся:
во время опроса выяснилось, что учащиеся – цыгане книги читать не умеют, но при этом
читают SMS-сообщения и отвечают на них.
Выводы, практическая значимость проекта:
Язык SMS - сообщений – разновидность эпистолярного жанра, который обладает
некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и
быстротой передачи.
Информативность и краткость приводят к обеднению языка, к нарушению культуры
общения, исчезновению из активного словаря многих важных слов и понятий.
Графические знаки «смайлики» также приводят к вымиранию языка, так как
являются «графическими жестами», заменяющими слова.
Орфография сообщений приобретает абсолютно свободный характер, что делает
написанное «нечитаемым» или труднопонимаемым, кроме этого, такое нарушение
всех норм и правил приводит к тому, что пишущий уже не может точно соотносить
варианты написания слова, что влечёт за собой безграмотность.
Проекты по родному (русскому) языку классифицируются и по продолжительности. Мини-
проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках
развития речи. На мой взгляд, это самый эффективный вид проекта на уроках родного языка.
Обучающиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ,
кроссворды, синквейны. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное
мышление и быстрый результат. Например, урок на тему: «Художественные
и изобразительные средства языка на примере стихотворения Б. Пастернака «Февраль». На
основе этого стихотворения обучающиеся писали синквейны. Результаты были интересные,
например:
1. Февраль
2.Черный, предвесенний
3. Оттаивает, течет, плачет.
4. Напоминает о приближающейся весне.
5. Предвестник марта.
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя, на их
выполнение требуется много учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы
(семинары, лекции) с внеклассными мероприятиями (заочные экскурсии, интеллектуальные
турниры, видеоролики по данной теме). Такое глубокое «погружение» делает проектную
неделю оптимальной формой организации данной деятельности. В рамках недельного
проекта можно провести исследование по теме «Речь различных социальных групп
населения»
Проекты, рассчитанные на весь учебный год, могут выполняться как в группах, так и
индивидуально. Сложнее всего определиться с темой проекта, нужно сделать все, чтобы
учащимся было интересно работать по этой теме, чтобы она была актуальной и значимой.
Эта тема, представленная односторонне в школьном курсе или дающая только общее
представление о каком-либо явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то
есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти
в учебнике. Надо заметить, что возрастные интересы и потребности наших учащихся часто
влияют на выбор вида проекта.
Заключение
Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе.
Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные
ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике подразумеваются
комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а
также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в
необходимой ситуации.
Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в
учебном процессе.
В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса
учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.
В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Кроме того, в процессе проектной деятельности предполагается формирование и развитие у
учащихся лингвистической компетенции, вбирающей в себя нижеприведенные знания и
умения:
– представление об исследовательской работе по русскому языку и литературе;
– знания о системности языка;
– языковая рефлексия;
– навык пользования некоторыми методами сбора и анализа языкового материала;
–умение формулировать тему, цель и задачи, выводы лингвистического исследования.
Список литературы:
1. Вахрушева Л.М. Применение проектного метода на уроках русского языка. Русский язык.
– 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка
[Текст]/ Ю. А. Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами
[Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М – Ярославль: Академия
развития, 2008. С. 7- 197.
4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
5.Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.