"Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения родительской компетенции"
Автор: Кин Кристина Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: БДОУ "Детский сад 330 комбинированного вида" Населённый пункт: город Омск, Омская область Наименование материала: статья Тема: "Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения родительской компетенции" Раздел: дошкольное образование
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие
повышения родительской компетенции.
Система
в
дошкольного
образования,
является
первой
ступенью
в
системе
непрерывного
образования.
Процесс
модернизации
образования
предъявил
серьезные
требования
к
дошкольным
учреждениям,
которые
должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование.
Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования.
В
условиях
вариативности
образования,
разнообразие
запросов
родителей на разные виды образовательных услуг, управление качеством
дошкольного образования предполагает установление приоритетов качества:
- условий для успешного образовательного процесса,
-
оптимальной
организации
воспитательно-образовательного
процесса
в
дошкольном учреждении,
- мониторинг результатов работы с детьми,
- обеспечение преемственности всех степеней образования.
Особенность управления качеством образования в детском дошкольном
учреждении состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт,
начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на
развитие ребенка.
Семья
и
дошкольное
учреждение
–
два
важных
института
социализации
ребенка.
Центральное
место
в
формировании
личности
ребенка
занимает
семья.
За
воспитание
детей
и
их
развитие
несут
ответственность
родители,
а
дошкольное
учреждение
призвано
этому
содействовать.
Новизна
этих
отношений
определяется
понятиями
«сотрудничество»,
«взаимодействие»,
«социальное
партнёрство».
В
организации работы по повышению компетенции родителей, важная роль
принадлежит
использованию
современных
форм
взаимодействия.
Для
обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку
родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задача
воспитания, методы организации игровой среды, подготовки его к обучению
в школе.
Задача дошкольного учреждения – создать атмосферу общественности
интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки
и
взаимопроникновения
в
проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей;
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических
возможностях.
Одна
из
главных
целей
руководителя
учреждения
и
педагогов
–
вовлечение родителей в педагогический процесс. Для активации решения
проблемы было проведено исследование. Применялись традиционные формы
работы: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и т.д.
результаты показали, что родители предпочитают получать информацию по
другим каналам – через телевидение, радио, интернет, чтение педагогической
литературы.
Однако
знания,
воспринимаемые
из
разных
источников,
не
помогают им по следующим причинам: они слишком общие не касаются
лично
ребенка
и
даются
в
сложной
форме.
Необходима
адаптация
традиционных форм работы с родителями к современным условиям. Низкий
уровень развития компетенции родителей не позволяют им занять активную
позицию в образовательном процессе. Цель педагогического образования
родителей – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом
образовании.
Поэтому
важно
проводить
педагогическую
пропаганду
для
каждого конкретного родителя. Важно рассказать родителям именно об их
ребенке, его достижениях и трудностях в процессах воспитания и обучения.
В детском саду широко используется активные формы работы для
педагогического
просвещения
родителей
с
целью
ознакомления
их
с
инновационной деятельностью: презентации новых прграмм и технологий,
отчеты
творческих
групп,
опросы
и
анкетирование
с
целью
изучения
общественного
мнения
о
работе
ДОУ,
изучение
запроса
семей
на
образовательные услуги и т.д.
Очень удобной и эффективной формой работы с родителями считается
наглядная
информация.
Отличным
средством
привлечения
внимания
взрослых являются информационные стенды. Преимущество – доступность и
наглядность,
удобная
форма
для
передачи
важной
и
оперативной
информации. Привлекают своим вниманием и стенды творчества для детей.
Целью
этой
формы
наглядной
пропаганды
–
тематические
выставки
–
являются дополнением к словесной информации для родителей рисунками,
фотографиями, образцами игрушек, игровых материалов, сделанными руками
детей,
родителей,
воспитателей.
Эффективным
становятся
встречи
с
родителями аудиторией, где результативным являются практические действия
с игровым заданием, игровым примером.
Успешной работе дошкольного учреждения по повышению педагогической
компетенции родителей способствует использование модели взаимодействия
ДОУ
и
семьи,
основанной
на
идее
партнерства,
реализации
системы
активного включения родителей в педагогический процесс.