Напоминание

Современные технологии в музыкально- образовательном процессе на отделении Музыкальный фольклор


Автор: Наталья Евгеньевна Сорокина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им.Н.А.Римского-Корсакова" г.Тихвина
Населённый пункт: Тихвин
Наименование материала: реферат
Тема: Современные технологии в музыкально- образовательном процессе на отделении Музыкальный фольклор
Раздел: дополнительное образование





Назад




Реферат на тему:

«Современные технологии в музыкально- образовательном

процессе на отделении Музыкальный фольклор»

-1-

В процессе изучения русского народного песенного творчества дети

осваивают основы вокального исполнительства, знакомятся с жанровыми

особенностями русской песни, с народными традициями и обрядами, а также

с русским народным танцем, познают основы актерского мастерства,

развивают художественный вкус, расширяют кругозор. Но чтобы достичь

хороших результатов в этом процессе обучения нужно прежде всего

использовать самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка

–это снять зажатость. Для этого необходимо использовать такую форму

обучения, как игра. Именно игровая форма обучения, фантазирование

способствует развитию чувствования и художественного воображения у

детей. Благодаря этим качествам дети, наделенные способностью и тягой к

творчеству, могут овладеть умениями и навыками вокального искусства,

научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние.

И как следствие –это использование педагогом традиционных и

современных образовательных технологий, а точнее соединение

традиционных и современных образовательных технологий таких как:

личностно - ориентированные подходы, здоровьезберегающие

технологии, игровые технологии, информационно – коммуникационные

технологии (ИКТ),импровизации, портфолио.

Личностно - ориентированный подход предполагает:

-принятие ребёнка как данность;

-создание гуманистических взаимоотношений в коллективе ;

-оценивание роста конкретной личности;

-оценивание успеха ученика как успеха учителя;

- воспитание патриотизма

Здоровьесберегающие технологии -это

-разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;

-развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого

звучания в песнях и в любых вокальных формах.

Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение

аппарата в работу с постепенной нагрузкой. Прежде чем начинать занятия

пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить

психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют

специальные разминки.

-Упражения на снятие напряжения с внутренних и внешних мышц

Подготовка дыхательной системы (дыхательная гимнастика по

системе Стрельниковой)

-Распевочные упражнения для ощущения интонации и лада

- Артикуляционные упражнения в виде скороговорок, прибауток

-2-

Игровые технологии:

У ребёнка с раннего возраста игра является потребностью и основным видом

деятельности. По мере взросления дошкольников, а потом и школьников

игра продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта

ребёнка.

Игровая форма обучения помогает наполнять знания, быть средством

музыкального развития ребенка. Проведение уроков в виде игры значительно

повышает творческую активность ребенка, расширяет кругозор, развивает

познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки,

необходимые в практической деятельности.

В игре юный певец может представить себя, например, звездой популярного

телепроекта «Голос-дети», или простым пастухом, или народной артисткой,

или защитником Отечества, что позволяет ученику ярче передать образ

исполняемого произведения и даёт возможность подражать талантливым

исполнителям, к мастерству которых необходимо стремиться.

Информационно – коммуникационных технологий (ИКТ)

1. Использование видеозаписей концертных выступлений или запись голоса

на диктофон, что является неотъемлемая часть работы над ошибками и даёт

хороший толчок для роста и совершенствования исполнительского и

вокального мастерства.

2.

Использование

минусовок –фонограмм.

Разумеется основная часть

вокальной работы в народном пении подразумевает пение аккапелла или в

сопровождении русских народных инструментов таких как баян, балалайка,

гусли,

дудки,

рожок

и

пр.

Но,во-первых,

не

возможно

одному

концертмейстеру

сочетать

в

себе

навыки

владения

всеми

этими

музыкальными инструментами, а во-вторых, дети очень любят петь под

фонограмму минус и применяя её на уроке вокала в музыкальной школе мы

мотивируем их интерес к обучению народному пению и русской народной

песне в целом. Я считаю, что обучая современных детей народному вокалу,

где всё же ключевое слово «вокал», нельзя не учитывать

требований,

которые нам диктует современный мир со своими технологиями и

открытиями и конечно же, преподаватель вокала музыкальной школы

просто обязан владеть необходимыми компьютерными программами такими

как ChordPulse, которая содержит более 20 музыкальных стилей и несколько

типов аккордов, что позволяет создать фонограмму-минус в нужном стиле

музыки, с использованием нужных аккордов, тональности, темпа и даже

тембра. Не могу не сказать о профессиональной программе WaveLab, которая

предназначена

для

различного

редактирования,

монтажа

и

записи

музыкальных композиций любого формата, что позволяет перекраивать

любую фонограмму-минус под возможности своих учеников, а иногда из

двух-трёх минусовок делать одну.

-3-

Так же пользуюсь в своей работе профессиональной программой Finale,

которая необходима всем музыкантам и преподавателями музыки. Суть

программы заключается в создании, редактировании и распечатки нот, а так

же в воспроизведении набранных нот в реальном времени с использованием

большого набора музыкальных инструментов, что позволяет музыканту

делать

грамотные

музыкальные

аранжировки

и

обработки.

3.Использование

аудио, видео материалы в обучении, всевозможные

графические, текстовые и др. документы, и тем самым обогатить процесс

обучения и развития детей. Для самостоятельной деятельности учащихся

привлекаются возможности интернета. Они используют его для сбора

нужной информации, а так её анализа, для знакомства с видео и аудио

материалами и др. Данный вид работы контролируется и разумеется

организовывается педагогом (даются ссылки на конкретные видео и

материалы). Это расширяет возможности обучения и развития детей, создает

эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом

стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, дает понимание

важности

и

необходимости

собственной

образованности.

4. Так или иначе на уроках вокала отделения народного пения используются

музыкальный центр, аудио колонки, синтезатор, а иногда практикуется

работа с микрофоном- это электронные образовательные ресурсы нового

поколения, ориентированные на инновационное развитие музыкального

певческого образования, да и современная сцена диктуют нам свои законы

равно как и современный зритель. Вывод: использование в учебно-

воспитательном процессе ИКТ повышает интерес детей к обучению и делает

его более увлекательным, интересным и содержательным.

Импровизация:

1.

Голос- музыкальный инструмент. Ученикам предлагается

«поиграть» голосом в заданном темпе, ладе и даётся задание придумать

нижнюю партию к той или иной попевке или к простейшей песне. Так

мы учимся импровизировать голосом.

2.Использование шумовых русских народных инструментов (ложки,

бубен, трещотки). Ученикам предлагается сочинить ритмическое шумовое

сопровождение к вокальной партии.

Портфолио:

«Портфолио» помогает и педагогу, и ученику учитывать индивидуальные

достижения.

В папку учащиеся вкладывают свои творческие достижения (награды,

грамоты и дипломы с фестивалей и конкурсов, благодарственные письма),

-4-

письменные работы, индивидуальные и групповые проектные работы, листы

оценки и самооценки.

Весь собранный материал стимулирует детей повышать учебную мотивацию

и их самооценку, проявлять активность и самостоятельность учащихся,

развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, мотивировать

себя на дальнейший творческий рост, на максимальное раскрытие

индивидуальных творческих возможностей.

Современные образовательные технологии (СОТ) делают учебный процесс

продуктивным и обогащённым, более интересным и доступным, насколько

возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают ученику

чувствовать себя успешным, прививают чувство коллективизма, чего

собственно так не хватает современному поколению детей, повышают

результативность учебы.

Применение (СОТ) актуально, педагогически целесообразно и необходимо:

эффективность современных образовательных технологий способствует

повышению результата в решении педагогических задач.

Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на уроке

эстрадного вокала

1. Наличие специального кабинета для проведения уроков вокала

2. Наличие репетиционного зала для проведения уроков ансамбля.

3. Фортепиано, синтезатор.

4.Концертмейстер-баянист

5. Музыкальный центр, колонки, ноутбук

6. Зеркало.

7. Шумовые музыкальные инструменты

8. Нотные репертуарные сборники.

Список литературы:

1.

Боровкова Н.Д. «Общие рекомендации по проведению урока

специальности в музыкальной школе(в помощь начинающему

педагогу)» г.Сп-б02012г.

2.

Боровкова Н.Д. «Теория и практика образования в современном

мире»(материалы междунар.научн.конф. )СП-б-21012г.

3.

Л.В.Рыжова «Методика детского эксперементирования» (ИЗД.

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» -2015г)



В раздел образования