Автор: Горяшина Надежда Александровна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО «Детская школа искусств»
Населённый пункт: Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока "Мир, в котором я живу"
Раздел: дополнительное образование
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
Детская школа искусств поселка Серебряный Бор
(филиал) Детской школы искусств г. Нерюнгри
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Открытого урока
по «Прикладному творчеству»
для 1 го класса (8 лет обучения)
художественного отделения
Горяшиной Н.А.
На тему:«Композиция «Мир, в котором я живу».
2021 год
Тема урока: «Композиция «Мир, в котором я живу».
Предмет: «Прикладное творчество».
1 класс (8 лет обучения) художественного отделения.
Задание рассчитано: на 2 рабочих дня (4 академических часа)
Техника исполнения: гуашь, ткань
Используемая образовательная система (методика, технология):
1.
Здоровьесберегающая технология;
2.
Информационно-сообщающая технология;
3.
Технология развивающего обучения;
4.
Технология коллективного обучения;
5.
Методы повышения эмоциональной активности.
Методические материалы:
-
Кубышкина, Э.И. Кузин В.С. Изобразительное искусство, 2
класс. – Учебное пособие. - М.: «Дрофа», 2005.
-
Кубышкина, Э.И. Кузин В.С. Изобразительное искусство, 4
класс. – Учебное пособие. – М.: «Дрофа», 2005.
-
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск, «ТИТУЛ»,
1996.
Технологические средстваобучения:
1.
Мультимедийный проектор (программа MicrosoftPowerPointдля
презентации, программа MicrosoftWorld для текста;
2.
Экран.
Перечень наглядных пособий:
1.
Готовая работа на формате А3, фон гуашью и из ткани наклеен
силуэт животного.
Оборудование урока:
- план – конспект урока;
- методические наглядности;
-презентация с работами выполненных в этой технике;
- магнитная доска;
- работы детей выполненных в этой композиции.
Оборудование урока для учащихся:
- цветной фон из гуаши на формате А3, которыйподготовили на
прошлом уроке;
- ткань;
- вырезанный из картона силуэт персонажа;
- ножницы;
- клей ПВА;
- кисть для клея;
- подстилка для работы с клеем.
Цели урока:
Обучающая:
1.
Создание композиции с персонажем из повседневной жизни из
ткани и фоном из гуаши;
2.
Знакомство с единством в композиции
;
3.
Научить
соблюдать
колорит,
рисунок,
ритм,
структуру
в
выполнении работы.
Развивающая:
1.
Развиватьмелкую моторику пальцев рук и кистей;
2.
Развивать цветовое восприятие;
3.
Развиватьзрительно-двигательную координацию.
Воспитывающие:
1.
Воспитывать интерес к окружающему нас миру;
2.
Воспитывать
аккуратность
в
выполнении
задания,
умение
находить нестандартные решения творческих задач;
3.
Воспитывать
творческоевоображение,
пространственное
представление.
Задачи урока:
1.
Освоение технологии создания стилевого единства в композиции;
2.
Выполнить фон схожий по рисунку ткани;
3.
Формирование навыков и умений в выполнении композиции.
Методы и приемы реализации поставленных задач:
метод обучение техники гуашью;
объяснительно
–
иллюстративный
метод
-
демонстрация
изображений в технике аппликация;
исследовательский частично – поисковый – повторить технику из
ткани наклевать на фон из гуаши;
практическая деятельность.
Ожидаемый результат:
Самостоятельно выполнить композицию «Мир, в котором я живу».
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение темы, цели и задачи урока.
3.
Повторение пройденного материала.
4.
Практическая работа.
5.
Анализ результатов урока.
6.
Домашнее задание.
Основная часть урока
(презентация 1 слайд)
.
«Композиция «Мир, в котором я живу».
1.
Организационный момент.
Слова приветствия. Проверка готовности рабочего места:
- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами проводим открытый урок на
тему «Композиция «Мир, в котором я живу».
- Все принадлежности, которые Вам на этом уроке понадобятся,
находятся у вас на рабочих местах.
2.
Сообщение темы, цели и задачи урока
(презентация 2 слайд).
Предмет: «Прикладное творчество».
1 класс (8 лет обучения) художественного отделения.
Задание рассчитано: на 2 рабочих дня (4 академических часа)
Техника исполнения: гуашь, ткань
Цели урока:
Цели урока:
Обучающая:
Создание композиции с персонажем из повседневной жизни из ткани
и фоном из гуаши;
Развивающая:
Развиватьмелкую моторику пальцев рук и кистей;
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к окружающему нас миру;
Задачи урока:
1.
Освоение технологии создания стилевого единства в композиции;
2.
Выполнить фон схожий по рисунку ткани;
3.
Формирование навыков и умений в выполнении композиции.
3.Объяснение нового материала.
- Здравствуйте дети, прежде чем начать урок, хочется сначала
обменяться с вами настроением. За окном первый день весны, у меня
настроение солнечное.
-А какое у вас настроение?
(Ответы детей)
- Дети, а как вы понимаете значение слова «МИР»?
(Ответы детей: это согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны)
- В словаре «МИР – это Соглашение о прекращении войны,
спокойствие, тишина».
- Скажите, кто живет рядом с нами?
(Ответы детей: кошки, собаки…)
(презентация 3-5 слайды).
- Сегодня, мы с вами на этом открытом уроке узнаем как в
прикладном творчестве, выполняется композиция с силуэтом животныхс
соблюдение единства фона и ткани.
(презентация 6 слайд).
- За время нашей совместной работы вы уже познакомились с
некоторыми видами прикладного творчества.
- Я предлагаю вам послушать стихотворение-загадку и догадаться,
каким видом творчества мы займёмся сегодня. Слушайте внимательно!
Что же с тканью можно делать
На уроках рукоделья?
Резать, шить, сгибать и клеить,
Чтобы не было безделья.
Цветик-семицветик, рыбка и акация,
Сегодня мы займёмся с вами …
(Ответы детей: аппликацией)
(презентация 7 слайд).
- Аппликацию мы сегодня будем делать с использованием гуаши и
ткани.
(презентация 8 слайд).
- Давайте вспомним, что такое аппликация?
(Ответы детей: прикрепление изображения чего-либо из бумаги.)
- Что используется для аппликации?
(Ответы детей: природный материал, ткань, бумага.)
- Для чего применяют аппликацию?
(Ответы детей: для украшения одежды и домашнего интерьера.)
(презентация 9 слайд).
(презентация 10 слайд).
-
Аппликация,
то
есть
прикладывание
—
это
один
из
видов прикладного
творчества в, которомиспользуется способ создания
орнаментов, силуэтных изображений, путём наклеивания на картон, бумагу
цветных кусочков ткани, мехаи другого материала.
- Техника тканевой аппликации заключается в создании силуэтов
или рисунков путём закрепления кусочков ткани на фоне.
- Кусочки можно приклеить или пришить.
- Материалами для аппликации служат натуральные и синтетические
ткани разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также
кожа, мех, войлок, фетр.
- Фоном для аппликации могут быть шёлк, бархат, сукно, кожа,
парусина, мешковина, картон. Фон должен быть более плотным, чем сама
аппликация.
(презентация 11 слайд).
- Для того чтобы придать ткани жёсткость, мы используем клей
ПВА.
- Посмотритеработы выполненные по технологии ткань и цветной
фон из гуаши на бумаге.
- Техника весьма интересная,
требует большого терпения и
аккуратности при выполнении работы.
(презентация 12слайд).
Поэтапное выполнения композиции:
1. Перед вами подготовленный за раннее на формате А3 фон,
выполненный гуашью.
(презентация 13слайд).
2. Берем ткань, раскладываем ее на столе и вырезанный зараннее
силуэт животного, обводим на ткани.
- Как будете обводить силуэт?
(Ответы детей:
Одной рукой придерживаем бумагу, второй
обводим силуэт.)
(презентация 14 слайд).
3.Берем ножницы и аккуратно, соблюдая технику безопасности
вырезаем по контурной линии то, что обвели.
- напоминаю технику безопасности:
Работая ножницами, лезвия должныбыть на небольшом
расстоянии от пальцев.
Если вы не работаете ножницами, то ножницы должны лежать в
правом верхнем углу с сомкнутыми лезвиями.
Передавать друг другу ножницы, держа их за сомкнутые лезвия.
(презентация 15 слайд).
4.Вырезанный силуэт, аккуратно кисточкой распределяем клей ПВА
по поверхности ткани, и
приклеиваем к бумаге,
соблюдая центр
композиции.
5.Даем время высохнуть работе.
- Данная тема урока рассчитана на 4 часа, 2 часа мы проводили на
прошлых уроках, сегодня на этом открытом уроке, еще 1 час, и 1 час в
другой день, где сделаем завершение работы.
4. Практическая работа
(презентация 16 слайд).
Критерии оценки работы над «Композицией «Мир, к котором я
живу»:
1)
Подготовка фона, выбор цветов;
2)
Аккуратное вырезание силуэта из ткани;
3)
Правильное расположение ткани на плоскости листа;
4)
Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами;
5)
Объем и качество выполненной работы.
- Теперь приступаем к выполнению задания.
Во время практической работы преподаватель делает целевые обходы:
- контроль правильной организации рабочего места и соблюдения
техники безопасности;
-оказание
помощи
учащимся,
испытывающим
затруднения
в
выполнении задания.
5. Анализ результатов уроков
- Поскольку задание расчитано на несколько большее количество
часов, в работах выполненных сейчас в классе, мы можем увидеть второй
этап.
Первый учебный день (2 часа) урок.
Сегодня на уроке учащиеся узнали, об аппликации из ткани
Начали работать над композицией «Мир, в котором я живу».
Подготовили фон для выполнения аппликации.
Нарисовали и вырезали силуэт животного из картона.
Второй учебный день (1 час) открытый урок.
Каждый учащийся на основе полученых знанийза прошлый урок,
обводит силуэт на ткань и вырезает. С помощью клея ПВА наклеивает на
подготовленный фон, оставляет просохнуть работе.
Третий учебный день (1 час) урок.
Завершает работу, проработывает края ткани гуашью, учитывая
цвета фона.
Вывод по уроку: данный урок развивает мелкую моторику пальцев
рук,
творческое
воображение,
аккуратность.
Учит
детей
выполнять
декоративную работу в технике аппликация из ткани.
Процесс выполнениякомпозиции тканью на данном уроке содержал
в себе знакомство детей с работами мастеров прикладного творчества.
Были показаныработы - аппликация из цветной бумаге и ткани.
(презентация 16 слайд).
6. Домашнее задание.
- Выполнить аналогичное задание на формате А4.
(презентация 17 слайд).
7.
Спасибо за урок!