Напоминание

«Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»


Авторы: Копиева Кадрия Шарпудиновна, Эбузова Анжела Расуловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Снегурочка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование основ безопасности в группе раннего возраста

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в

социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития,

как:

повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко

всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие

ощущения опасности.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых,

но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. В условиях

социального, природного и экологического неблагополучия естественная

любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать

небезопасной для него. Ребёнок при неумелом поведении в помещениях

детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред

своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников

могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём

целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного

поведения.

Физические возможности двухлетних детей и естественная жажда познания

окружающего мира могут очень быстро привести к беде. Дети раннего

возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих

поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и

хорошо, а тем, что им хочется, что интересно. Именно поэтому на взрослых

возложена большая ответственность, в решении которой должны принимать

участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и

здоровье детей.

На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они

осознают, что взрослый является организатором совместных действий и

помощником. В этом возрасте у детей активно развиваются нравственные

чувства, они демонстрируют готовность играть со сверстниками, общаться с

ними. Учитывая эти особенности малышей, мы и строим свою работу по

организации их безопасной жизнедеятельности и формированию у них

собственного опыта безопасного поведения.

По программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой безопасность отдельной главой не

рассматривается, а включена во все образовательные области развития:

«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое»,

«Художественно-эстетическое» и «Физическое развитие». Формирование

основ безопасности четко разделено по возрастным категориям, где каждая

возрастная группа имеет определенные цели и задачи.

Цель – формирование навыков безопасного поведения в окружающей среде.

Задачи:

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не

подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не

брать в рот растения и пр.). Безопасность на дорогах. Формировать

первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с

некоторыми видами транспортных средств. Безопасность собственной

жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами

безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно -

нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного

поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и

т.д.).

Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению

С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми

помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что - нет. Для

этого используем многочисленные методы и приемы, в частности:

объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые

ситуации; ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения;

художественное слово.

Организуя занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня,

направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно

воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм

поведения используем художественное слово:

стихи, потешки, приговорки, короткие сказки

Для закрепления навыков у детей в своей работе педагоги отдают

предпочтение созданию игровых ситуаций, формулировке вопросов к детям,

применяется метод беседы. Случаи детского травматизма побуждают к

систематической работе с малышами для выработки в их сознании

стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях и навыков

пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на

самостоятельные действия, обучают их правилам поведения в среде

групповой комнаты.

Безопасное поведение в природе.

С раннего возраста начинаем говорить с ребёнком о правилах поведения в

быту, социуме, природе, и по мере взросления, углубляя и расширяя его

познания постоянно и последовательно. Ребенок в любой момент может

оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет

опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких

ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым

присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно,

обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является

актуальной педагогической задачей. Основная задача нас, взрослых, –

привить детям культуру безопасного поведения на улице, в быту, в общении,

на природе – все это составляющие общей культуры безопасности.

Как сделать так, чтобы и родители были спокойны и дети находились в

безопасности? Нужна планомерная, профилактическая работа с детьми с

самого раннего возраста в игровой форме, которая тесно переплетается с

познавательным процессом.

Во время прогулки закрепляем у детей такие правила поведения: не брать в

рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева,

палочки; не обсыпать песком других детей.

В зимний период напоминаем детям, что нельзя: брать в рот снег, есть его;

лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки. Встречая

на дворе животных, скажем, кота или собаку, подводим детей к пониманию

того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться

с ними следует осмотрительно: не подходить близко к животным, не делать

резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить

и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить

различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать

их, не причинять им боли.

Безопасность на дорогах.

Формируем первичные представления о машинах, улице, дороге. Обучение

правилам дорожного движения - это жизненная необходимость. В раннем

возрасте формируем представления детей о транспорте, о частях автомобиля,

даем представления детям о важности специальных машин.

Знакомство с ПДД - обучать различать тротуары и проезжую часть дороги,

понимать значение сигналов светофора, переходить дорогу только по

пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора, объяснять детям , что

нельзя играть на дороге (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Безопасность собственной жизни.

Самостоятельность и дисциплинированность являются определенными

гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств

уделяется должное внимание. Прежде всего, детей обучают

самообслуживанию, формируют у них культурно-гигиенические навыки.

Дисциплинированность, прежде всего, предполагает способность к

самоконтролю, который в раннем возрасте еще только начинает развиваться.

Дисциплина — это сбалансированность между потребностью ребенка в

самостоятельности и необходимостью придерживаться определенных

ограничений. Развивая в детях дисциплинированность, взрослые направляют

их поведение, постепенно уменьшая степень своего контроля и давая детям

возможность самостоятельно управлять поведением. Ожидания и требования

взрослого относительно дисциплины должны соответствовать возрасту и

уровню развития ребенка, то есть тому, что он способен делать и понимать.

Практическое ознакомление детей с правилами безопасного поведения

Реализуя задачи социально-нравственного развития малышей, мы

значительное внимание уделяем формированию в их сознании понятий

«хорошо» — «плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого. Для

формирования у детей навыков безопасного поведения создаем игровые

проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков

безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение правилам

целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.

Во время еды напоминаем детям, что чашку следует держать за ушко, ложку

– в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя

сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка, и тому

подобное. Учим детей, как правильно сидеть на стуле: спина ребенка

прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогаем

каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за

столом.

Во время работы с раздаточными материалами на занятиях формируем у

детей: не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху

соседа. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста,

восприятие мира благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во

время работы на занятиях по лепке отдаем предпочтение использованию

экологически чистых материалов (пластилин, кинетический песок и др). При

этом каждый раз напоминаем детям, что брать пластилин или песок в рот не

следует.

Во время игровой деятельности с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не

споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть

игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в

детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не

толкаться, никого не обижать.

В туалетной комнате напоминаем детям о правилах обращения с

горшочком: не подкладывать пальцы под горшок; не подниматься вместе с

горшком.

В умывальной комнате, во время мытья рук, напоминаем детям правила

пользования мылом, водой: не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду,

потому что можно поскользнуться и упасть.

Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной

комнате: не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели и

т.д.

Приобщение детей раннего возраста к правилам безопасного поведения

будет более эффективно, если соблюдать следующие психоло-

гопедагогические условия:

1) создать содержательно насыщенную предметно – развивающую

среду, соответствующую возрасту детей;

2) активизировать участие родителей в совместной деятельности по

формированию у детей основ безопасного поведения.

Воспитывая у детей безопасное поведение, необходимо учитывать

особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Необходимо

создание душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой

ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды

должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать

эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.

Предметно-развивающая среда по ФГОС ДО должна быть: безопасной,

насыщенной. Чтобы обеспечить безопасное пребывание детей в групповых

помещениях, все застежки в хозяйственных шкафах, дверях туалетной

комнаты, раздевалки размещаются значительно выше роста ребенка и

систематически проверяются, чтобы они были в рабочем состоянии.

Тщательно подбирая игрушки и игровое оборудование, необходимо следить,

чтобы они соответствовали стандартам качества, изготовленные из

экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию

детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников. В деле решения вопроса по

формированию основ безопасного поведения не последнюю роль играют

родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Для

того чтобы педагогу достичь положительных результатов в образовательном

процессе с детьми в данном направлении необходимо привлечь внимание

родителей к проблеме.

Поэтому в вопросах воспитания безопасности поведения детей важно

обеспечить преемственность между детским садом и семьей. Практика

показывает, что приобретение опыта безопасного поведения и закрепления

представлений о здоровом образе жизни у малышей являются значительно

более эффективными при условии взаимодействия дошкольного учреждения

и семьи. Родители обязаны уделять много внимания этим вопросам, в

частности должны и сами придерживаться общепринятых правил

безопасного поведения. Если поведение родителей дома противоречит

представлениям о правильном поведении, которые формируют у ребенка

педагоги дошкольного учреждения, то ожидаемых результатов достичь

сложно или даже невозможно. Их особая родительская ответственность

заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Поэтому во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с

родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно

того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей.

Напоминать родителям:

- о необходимости с младенчества приучать своего малыша к поездкам в

автомобиле только в специальном автокресле. Тогда он без проблем будет

пользоваться ремнями безопасности;

- приобрести детям светоотражающие элементы (стикеры), которые помогут

защитить ребенка в тёмное время суток.

- не брать в рот таблетки и другие медикаменты, взрослым убирать в

недоступные от детей места;

- остерегаться колющих и режущих предметов, не приносить их в детский

сад;

- нельзя играть со спичками и вообще с огнем;

- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы (плиту, утюг, телевизор);

и т.д.

Для родителей в приемной комнате детского сада имеется уголок по

основам безопасного поведения, в котором представлена вся необходимая

информация актуальная на данный момент: консультации, папки-

передвижки, буклеты, памятки.

Таким образом, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и

готовить его встрече с возможными трудностями, формировать

представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения

мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту

совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для

подражания.

Используя правила безопасного поведения в группе детского сада с детьми в

режимных моментах, требуя выполнения их дома и на улице – мы более

продуктивно сможем донести до детей, а значит, и обогатить их жизненный

опыт по данной проблеме. Кроме того, родители почувствуют себя более

компетентными в воспитании ребенка, в формировании у малыша навыков

охраны личного здоровья.

По данной проблеме, можно отметить, что в современном обществе знания

организации работы по формированию основ безопасного поведения у детей

раннего возраста является одной из главных задач для формирования

активного и защищенного человека в будущем, способного оценивать

окружающую среду для полноценного существования в ее условиях.



В раздел образования