Авторы: Копиева Кадрия Шарпудиновна, Эбузова Анжела Расуловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Снегурочка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
Формирование основ безопасности в группе раннего возраста
Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в
социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития,
как:
повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко
всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие
ощущения опасности.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых,
но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. В условиях
социального, природного и экологического неблагополучия естественная
любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать
небезопасной для него. Ребёнок при неумелом поведении в помещениях
детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред
своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников
могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём
целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного
поведения.
Физические возможности двухлетних детей и естественная жажда познания
окружающего мира могут очень быстро привести к беде. Дети раннего
возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих
поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и
хорошо, а тем, что им хочется, что интересно. Именно поэтому на взрослых
возложена большая ответственность, в решении которой должны принимать
участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и
здоровье детей.
На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они
осознают, что взрослый является организатором совместных действий и
помощником. В этом возрасте у детей активно развиваются нравственные
чувства, они демонстрируют готовность играть со сверстниками, общаться с
ними. Учитывая эти особенности малышей, мы и строим свою работу по
организации их безопасной жизнедеятельности и формированию у них
собственного опыта безопасного поведения.
По программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой безопасность отдельной главой не
рассматривается, а включена во все образовательные области развития:
«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое»,
«Художественно-эстетическое» и «Физическое развитие». Формирование
основ безопасности четко разделено по возрастным категориям, где каждая
возрастная группа имеет определенные цели и задачи.
Цель – формирование навыков безопасного поведения в окружающей среде.
Задачи:
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не
подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не
брать в рот растения и пр.). Безопасность на дорогах. Формировать
первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с
некоторыми видами транспортных средств. Безопасность собственной
жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами
безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно -
нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного
поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и
т.д.).
Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению
С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми
помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что - нет. Для
этого используем многочисленные методы и приемы, в частности:
объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые
ситуации; ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения;
художественное слово.
Организуя занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня,
направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно
воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм
поведения используем художественное слово:
стихи, потешки, приговорки, короткие сказки
Для закрепления навыков у детей в своей работе педагоги отдают
предпочтение созданию игровых ситуаций, формулировке вопросов к детям,
применяется метод беседы. Случаи детского травматизма побуждают к
систематической работе с малышами для выработки в их сознании
стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях и навыков
пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на
самостоятельные действия, обучают их правилам поведения в среде
групповой комнаты.
Безопасное поведение в природе.
С раннего возраста начинаем говорить с ребёнком о правилах поведения в
быту, социуме, природе, и по мере взросления, углубляя и расширяя его
познания постоянно и последовательно. Ребенок в любой момент может
оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет
опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких
ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым
присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно,
обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является
актуальной педагогической задачей. Основная задача нас, взрослых, –
привить детям культуру безопасного поведения на улице, в быту, в общении,
на природе – все это составляющие общей культуры безопасности.
Как сделать так, чтобы и родители были спокойны и дети находились в
безопасности? Нужна планомерная, профилактическая работа с детьми с
самого раннего возраста в игровой форме, которая тесно переплетается с
познавательным процессом.
Во время прогулки закрепляем у детей такие правила поведения: не брать в
рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева,
палочки; не обсыпать песком других детей.
В зимний период напоминаем детям, что нельзя: брать в рот снег, есть его;
лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки. Встречая
на дворе животных, скажем, кота или собаку, подводим детей к пониманию
того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться
с ними следует осмотрительно: не подходить близко к животным, не делать
резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить
и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить
различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать
их, не причинять им боли.
Безопасность на дорогах.
Формируем первичные представления о машинах, улице, дороге. Обучение
правилам дорожного движения - это жизненная необходимость. В раннем
возрасте формируем представления детей о транспорте, о частях автомобиля,
даем представления детям о важности специальных машин.
Знакомство с ПДД - обучать различать тротуары и проезжую часть дороги,
понимать значение сигналов светофора, переходить дорогу только по
пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора, объяснять детям , что
нельзя играть на дороге (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Безопасность собственной жизни.
Самостоятельность и дисциплинированность являются определенными
гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств
уделяется должное внимание. Прежде всего, детей обучают
самообслуживанию, формируют у них культурно-гигиенические навыки.
Дисциплинированность, прежде всего, предполагает способность к
самоконтролю, который в раннем возрасте еще только начинает развиваться.
Дисциплина — это сбалансированность между потребностью ребенка в
самостоятельности и необходимостью придерживаться определенных
ограничений. Развивая в детях дисциплинированность, взрослые направляют
их поведение, постепенно уменьшая степень своего контроля и давая детям
возможность самостоятельно управлять поведением. Ожидания и требования
взрослого относительно дисциплины должны соответствовать возрасту и
уровню развития ребенка, то есть тому, что он способен делать и понимать.
Практическое ознакомление детей с правилами безопасного поведения
Реализуя задачи социально-нравственного развития малышей, мы
значительное внимание уделяем формированию в их сознании понятий
«хорошо» — «плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого. Для
формирования у детей навыков безопасного поведения создаем игровые
проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков
безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение правилам
целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.
Во время еды напоминаем детям, что чашку следует держать за ушко, ложку
– в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя
сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка, и тому
подобное. Учим детей, как правильно сидеть на стуле: спина ребенка
прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогаем
каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за
столом.
Во время работы с раздаточными материалами на занятиях формируем у
детей: не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху
соседа. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста,
восприятие мира благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во
время работы на занятиях по лепке отдаем предпочтение использованию
экологически чистых материалов (пластилин, кинетический песок и др). При
этом каждый раз напоминаем детям, что брать пластилин или песок в рот не
следует.
Во время игровой деятельности с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не
споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть
игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в
детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не
толкаться, никого не обижать.
В туалетной комнате напоминаем детям о правилах обращения с
горшочком: не подкладывать пальцы под горшок; не подниматься вместе с
горшком.
В умывальной комнате, во время мытья рук, напоминаем детям правила
пользования мылом, водой: не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду,
потому что можно поскользнуться и упасть.
Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной
комнате: не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели и
т.д.
Приобщение детей раннего возраста к правилам безопасного поведения
будет более эффективно, если соблюдать следующие психоло-
гопедагогические условия:
1) создать содержательно насыщенную предметно – развивающую
среду, соответствующую возрасту детей;
2) активизировать участие родителей в совместной деятельности по
формированию у детей основ безопасного поведения.
Воспитывая у детей безопасное поведение, необходимо учитывать
особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Необходимо
создание душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой
ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.
Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды
должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать
эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.
Предметно-развивающая среда по ФГОС ДО должна быть: безопасной,
насыщенной. Чтобы обеспечить безопасное пребывание детей в групповых
помещениях, все застежки в хозяйственных шкафах, дверях туалетной
комнаты, раздевалки размещаются значительно выше роста ребенка и
систематически проверяются, чтобы они были в рабочем состоянии.
Тщательно подбирая игрушки и игровое оборудование, необходимо следить,
чтобы они соответствовали стандартам качества, изготовленные из
экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию
детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников. В деле решения вопроса по
формированию основ безопасного поведения не последнюю роль играют
родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Для
того чтобы педагогу достичь положительных результатов в образовательном
процессе с детьми в данном направлении необходимо привлечь внимание
родителей к проблеме.
Поэтому в вопросах воспитания безопасности поведения детей важно
обеспечить преемственность между детским садом и семьей. Практика
показывает, что приобретение опыта безопасного поведения и закрепления
представлений о здоровом образе жизни у малышей являются значительно
более эффективными при условии взаимодействия дошкольного учреждения
и семьи. Родители обязаны уделять много внимания этим вопросам, в
частности должны и сами придерживаться общепринятых правил
безопасного поведения. Если поведение родителей дома противоречит
представлениям о правильном поведении, которые формируют у ребенка
педагоги дошкольного учреждения, то ожидаемых результатов достичь
сложно или даже невозможно. Их особая родительская ответственность
заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Поэтому во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с
родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно
того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей.
Напоминать родителям:
- о необходимости с младенчества приучать своего малыша к поездкам в
автомобиле только в специальном автокресле. Тогда он без проблем будет
пользоваться ремнями безопасности;
- приобрести детям светоотражающие элементы (стикеры), которые помогут
защитить ребенка в тёмное время суток.
- не брать в рот таблетки и другие медикаменты, взрослым убирать в
недоступные от детей места;
- остерегаться колющих и режущих предметов, не приносить их в детский
сад;
- нельзя играть со спичками и вообще с огнем;
- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы (плиту, утюг, телевизор);
и т.д.
Для родителей в приемной комнате детского сада имеется уголок по
основам безопасного поведения, в котором представлена вся необходимая
информация актуальная на данный момент: консультации, папки-
передвижки, буклеты, памятки.
Таким образом, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и
готовить его встрече с возможными трудностями, формировать
представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения
мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту
совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для
подражания.
Используя правила безопасного поведения в группе детского сада с детьми в
режимных моментах, требуя выполнения их дома и на улице – мы более
продуктивно сможем донести до детей, а значит, и обогатить их жизненный
опыт по данной проблеме. Кроме того, родители почувствуют себя более
компетентными в воспитании ребенка, в формировании у малыша навыков
охраны личного здоровья.
По данной проблеме, можно отметить, что в современном обществе знания
организации работы по формированию основ безопасного поведения у детей
раннего возраста является одной из главных задач для формирования
активного и защищенного человека в будущем, способного оценивать
окружающую среду для полноценного существования в ее условиях.