Автор: Нурисламова Гузель Мансуровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад 212 комбинированного вида» Вахитовского района
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Птицы - наши друзья»
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта занятия.
ФИО: Нурисламова Гузель Мансуровна
Возрастная группа: старшая группа
Тема занятия: «Птицы - наши пернатые друзья»
Цель занятия:
Формирование представлений у детей о значении птиц в природе и для человека.
Задачи:
-образовательная:
закрепить знания у детей об особенностях внешнего строения данной группы животных, живущих в разных средах
обитания, ведущих различный образ жизни и имеющих соответствующие приспособления;
-развивающая:
развивать
наблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе;
-воспитательная:
воспитывать экологически - осознанное отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях;
Подготовительная работа: написание конспекта, подготовка наглядного материала, беседа о птицах, просмотр иллюстраций о птицах.
Словарная работа:
Закличка –это небольшая песенка или стихотворное обращение к явлениям природы
Планируемый результат: закрепление знаний у детей об особенностях внешнего строения данной группы животных, живущих в разных
средах обитания, ведущих различный образ жизни и имеющих соответствующие приспособления; развитие
наблюдательности, связную
речь; понимание закономерностей, существующих в природе;
воспитание экологически - осознанного отношение к птицам, желание
помогать им в трудных условиях;
Оборудование: гусиные перья, картинки птиц, следы животных и птиц,вода.
№
Этапы,
продолжительност
ь
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы и
приемы
Предполагаема
я деятельность
детей
Планируемый
результат
1
Организационно-
мотивационный
этап.
Мотивироват
ь детей к
предстоящей
деятельности
Ребята, сегодня мы отправимся в
путешествие, а куда попробуйте угадайте.
Звучит пение птиц
Ребята, вы слышите? Чьи это голоса?
(птиц)
Мы отправимся в мир птиц, и раскроем
некоторые их тайны. Вы хотите узнать тайны
птиц?(Да)
Когда и где так поют птицы? (Весной,
когда прилетают)
Мы не случайно послушали их пение –
ведь у пернатых праздник – День птиц,
которое отмечается 1 апреля.
– Раньше на Руси, чтобы птицы
прилетали, дети становились в хоровод и все
вместе звали птиц закличкой.
Закличка - это небольшая песенка или
стихотворное обращение к явлениям
природы
Например :
Птички, птички, летите
На крыльях весну принесите!
Слушание,
ответы на
вопросы
Пробуждение
интереса к
предстоящей
деятельности
2
Основной этап.
Садимся
на
стулья,
спинку
выпрямили.
Птицы
–
это
особенные
животные. Они резко отличаются от других:
насекомых, рыб, зверей. Скажите, какие это
отличия? (Они покрыты перьями, летают,
несут яйца, есть клюв).
- главный признак птиц – перо. Все
тело птиц покрыто… перьями.
Благодаря
этим перьям птица может летать.
Хвост птицам для чего нужен, как вы
думаете?
(-Хвостом птица рулит, определяет
направление).- Молодцы, ребята. Как много
вы знаете про птиц.
2.
1
Этап постановки
проблемы.
Создать
проблемную
ситуацию
Ребята, а у меня для вас спрятаны еще птицы,
хотите узнать какие? Тогда подходите ко мне
, вставайте поудобней. Но эти птицы
спрятались, чтобы увидеть птицу, я
предлагаю поиграть с вами в игру "Чьи
крылья?" Тогда птицы и покажутся.
Речевая игра: Чьи крылья?
У утки- утиные.
У голубя- голубиные
У гуся – гусиные
у журавля- журавлиные
У вороны- вороньи.
у совы- совинные.
у воробья- воробьиные
у лебедя- лебединые
Молодцы, ребята.
Ой, ребята,пока мы играли птицы улетели?
А давайте мы их глазками поищем в группе.
Нашли всех птиц. Молодцы.
Словесны
й
Наглядны
й
Слушание ,
ответы на
вопросы
Вхождение в
проблемную
ситуацию
2.
2
Этап восприятия
материала
Сейчас мы отправляемся дальше по
следам ,но вы не забывайте в чей мир мы
пришли..
- Как вы думаете, в какое время года очень
беседа
Ответы на
вопросы.
Ознакомление с
материалом
трудно живется птицам?
(-Зимой птицам очень трудно живется,
потому что бывают сильные морозы, нет
пищи).
Действительно, зимой. Почему птицы
улетают в теплые края? (- Не все птицы
могут выжить в сильных морозах, они не
приспособлены к этому)
Как мы их называем? (перелетные птицы )
А как называются птицы, которые остаются
зимовать у нас? (- Зимующие птицы.)
Игра называется: «Перелётные и зимующие
птицы» Мы с вами знаем всех птиц, которые
остаются зимовать у нас, и которые улетают,
но они все заблудились и перепутались, вам
нужно внимательно посмотреть , и помощь
птичкам. Девочки находят перелетных
птичек, а мальчики зимующих.
- Молодцы ребята, справились с заданием.
Скажите, пожалуйста, как эти птицы
называются? ( Скворец, соловей, кукушка,
грач).
А каких зимующих птиц знаете? (синица,
снегирь, дятел, клёст, свиристель, ворона,
воробей)
Молодцы. А сейчас отправляемся дальше по
следам.
2.
3
Этап
практического
решения проблемы
Решить
проблемную
ситуацию с
детьми
Островок «Экспериментов».
Опыт №1. - Потрогайте перо. Какое оно?
(плотное, жесткое, большое) - Интересно,
легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну
Словесны
й
Игровой
Ответы на
вопросы,игра
Решение
проблемной
ситуации
руку перо, на другую – камень ( легкое).
Подбросьте перо. Что вы видите? ( падает
медленно, плавно кружась). - А за счет чего
оно легкое? (стержень пустой)
Отрежьте край у пера – видим пустоту
- Вот почему оно легкое, стержень пустой.
«Как устроено перо»
Помашите пером, что вы ощущаете?
(Воздух) - Когда птица машет крыльями,
перо эластично пружинит, не расцепляя
волоски. Эти перья называются маховыми.
«Почему гуси, утки и другие водоплавающие
птицы целый день плавают, ныряют, а
выходят сухими из воды?»
Есть
даже
такая поговорка: «Как
с
гуся
вода», значит выйти сухим из воды.
Чтобы
узнать, почему у
водоплавающих
перья
не
намокают?
Мы
проведем
следующий опыт
Они не намокают потому что, у них есть
специальная жировая железа, и птицы сами
клювом смазывают перья.
Опыт 2
Дети опускают сухую руку в воду, затем
вынимают и делают выводы.
: Что же произошло?
(Часть воды стекла, часть осталась, кожа
влажная)
- Кожа ничем не защищена, поэтому стала
влажной.
-Дети намазывают руку маслом, опускают
руку в воду на несколько секунд, затем
вынимают и делают выводы.
-Что же произошло? Почему вода стекает с
рук?
(
руки
стали
скользкими
и
вода
скатывается с них.)
-: Вода превратилась в шарики – капельки,
которые скатываются с рук. Жировой слой не
дает воде проникнуть в кожу. То же самое
происходит
с
водой
на
перьях
водоплавающих птиц. Оказывается, что у
всех водоплавающих птиц на спинке у корня
хвоста есть специальная жировая железа,
жиром которой гуси и утки при помощи
клюва смазывают свои перья. Перья птиц
покрыты
тонким
слоем
жира,
который
отталкивает
воду
и
не
позволяет
перу
намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не
тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.
Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся
вода».
-Ребята, как вы думаете? Другие птицы,
например: воробьи, синицы, скворцы смогут
купаться зимой в воде?
( Нет. Они не приспособлены к плаванию. У
них перья другие. Не как у гусей и лебедей.)
-Ребята, а сейчас я вас приглашаю поиграть.
Здесь
нам
наши
пернатые
друзья
приготовили
игру.
Давайте
встанем
в
большой круг.
Игра «Птицы в гнездах»
3
Заключительный
этап
Организовать
осмысление
О чем мы сегодня с вами говорили, что
нового вы узнали?
Приемы
активиза
Ответы на
вопросы
Подведение
итогов
деятельности
на занятии
-Что мы делали на занятии?
-Что узнали?
-Что удалось? Что вызвало затруднение?
ции речи
детей