Напоминание

«Птицы - наши друзья»


Автор: Нурисламова Гузель Мансуровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад 212 комбинированного вида» Вахитовского района
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Птицы - наши друзья»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта занятия.

ФИО: Нурисламова Гузель Мансуровна

Возрастная группа: старшая группа

Тема занятия: «Птицы - наши пернатые друзья»

Цель занятия:

Формирование представлений у детей о значении птиц в природе и для человека.

Задачи:

-образовательная:

закрепить знания у детей об особенностях внешнего строения данной группы животных, живущих в разных средах

обитания, ведущих различный образ жизни и имеющих соответствующие приспособления;

-развивающая:

развивать

наблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе;

-воспитательная:

воспитывать экологически - осознанное отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях;

Подготовительная работа: написание конспекта, подготовка наглядного материала, беседа о птицах, просмотр иллюстраций о птицах.

Словарная работа:

Закличка –это небольшая песенка или стихотворное обращение к явлениям природы

Планируемый результат: закрепление знаний у детей об особенностях внешнего строения данной группы животных, живущих в разных

средах обитания, ведущих различный образ жизни и имеющих соответствующие приспособления; развитие

наблюдательности, связную

речь; понимание закономерностей, существующих в природе;

воспитание экологически - осознанного отношение к птицам, желание

помогать им в трудных условиях;

Оборудование: гусиные перья, картинки птиц, следы животных и птиц,вода.

Этапы,

продолжительност

ь

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы и

приемы

Предполагаема

я деятельность

детей

Планируемый

результат

1

Организационно-

мотивационный

этап.

Мотивироват

ь детей к

предстоящей

деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся в

путешествие, а куда попробуйте угадайте.

Звучит пение птиц

Ребята, вы слышите? Чьи это голоса?

(птиц)

Мы отправимся в мир птиц, и раскроем

некоторые их тайны. Вы хотите узнать тайны

птиц?(Да)

Когда и где так поют птицы? (Весной,

когда прилетают)

Мы не случайно послушали их пение –

ведь у пернатых праздник – День птиц,

которое отмечается 1 апреля.

– Раньше на Руси, чтобы птицы

прилетали, дети становились в хоровод и все

вместе звали птиц закличкой.

Закличка - это небольшая песенка или

стихотворное обращение к явлениям

природы

Например :

Птички, птички, летите

На крыльях весну принесите!

Слушание,

ответы на

вопросы

Пробуждение

интереса к

предстоящей

деятельности

2

Основной этап.

Садимся

на

стулья,

спинку

выпрямили.

Птицы

это

особенные

животные. Они резко отличаются от других:

насекомых, рыб, зверей. Скажите, какие это

отличия? (Они покрыты перьями, летают,

несут яйца, есть клюв).

- главный признак птиц – перо. Все

тело птиц покрыто… перьями.

Благодаря

этим перьям птица может летать.

Хвост птицам для чего нужен, как вы

думаете?

(-Хвостом птица рулит, определяет

направление).- Молодцы, ребята. Как много

вы знаете про птиц.

2.

1

Этап постановки

проблемы.

Создать

проблемную

ситуацию

Ребята, а у меня для вас спрятаны еще птицы,

хотите узнать какие? Тогда подходите ко мне

, вставайте поудобней. Но эти птицы

спрятались, чтобы увидеть птицу, я

предлагаю поиграть с вами в игру "Чьи

крылья?" Тогда птицы и покажутся.

Речевая игра: Чьи крылья?

У утки- утиные.

У голубя- голубиные

У гуся – гусиные

у журавля- журавлиные

У вороны- вороньи.

у совы- совинные.

у воробья- воробьиные

у лебедя- лебединые

Молодцы, ребята.

Ой, ребята,пока мы играли птицы улетели?

А давайте мы их глазками поищем в группе.

Нашли всех птиц. Молодцы.

Словесны

й

Наглядны

й

Слушание ,

ответы на

вопросы

Вхождение в

проблемную

ситуацию

2.

2

Этап восприятия

материала

Сейчас мы отправляемся дальше по

следам ,но вы не забывайте в чей мир мы

пришли..

- Как вы думаете, в какое время года очень

беседа

Ответы на

вопросы.

Ознакомление с

материалом

трудно живется птицам?

(-Зимой птицам очень трудно живется,

потому что бывают сильные морозы, нет

пищи).

Действительно, зимой. Почему птицы

улетают в теплые края? (- Не все птицы

могут выжить в сильных морозах, они не

приспособлены к этому)

Как мы их называем? (перелетные птицы )

А как называются птицы, которые остаются

зимовать у нас? (- Зимующие птицы.)

Игра называется: «Перелётные и зимующие

птицы» Мы с вами знаем всех птиц, которые

остаются зимовать у нас, и которые улетают,

но они все заблудились и перепутались, вам

нужно внимательно посмотреть , и помощь

птичкам. Девочки находят перелетных

птичек, а мальчики зимующих.

- Молодцы ребята, справились с заданием.

Скажите, пожалуйста, как эти птицы

называются? ( Скворец, соловей, кукушка,

грач).

А каких зимующих птиц знаете? (синица,

снегирь, дятел, клёст, свиристель, ворона,

воробей)

Молодцы. А сейчас отправляемся дальше по

следам.

2.

3

Этап

практического

решения проблемы

Решить

проблемную

ситуацию с

детьми

Островок «Экспериментов».

Опыт №1. - Потрогайте перо. Какое оно?

(плотное, жесткое, большое) - Интересно,

легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну

Словесны

й

Игровой

Ответы на

вопросы,игра

Решение

проблемной

ситуации

руку перо, на другую – камень ( легкое).

Подбросьте перо. Что вы видите? ( падает

медленно, плавно кружась). - А за счет чего

оно легкое? (стержень пустой)

Отрежьте край у пера – видим пустоту

- Вот почему оно легкое, стержень пустой.

«Как устроено перо»

Помашите пером, что вы ощущаете?

(Воздух) - Когда птица машет крыльями,

перо эластично пружинит, не расцепляя

волоски. Эти перья называются маховыми.

«Почему гуси, утки и другие водоплавающие

птицы целый день плавают, ныряют, а

выходят сухими из воды?»

Есть

даже

такая поговорка: «Как

с

гуся

вода», значит выйти сухим из воды.

Чтобы

узнать, почему у

водоплавающих

перья

не

намокают?

Мы

проведем

следующий опыт

Они не намокают потому что, у них есть

специальная жировая железа, и птицы сами

клювом смазывают перья.

Опыт 2

Дети опускают сухую руку в воду, затем

вынимают и делают выводы.

: Что же произошло?

(Часть воды стекла, часть осталась, кожа

влажная)

- Кожа ничем не защищена, поэтому стала

влажной.

-Дети намазывают руку маслом, опускают

руку в воду на несколько секунд, затем

вынимают и делают выводы.

-Что же произошло? Почему вода стекает с

рук?

(

руки

стали

скользкими

и

вода

скатывается с них.)

-: Вода превратилась в шарики – капельки,

которые скатываются с рук. Жировой слой не

дает воде проникнуть в кожу. То же самое

происходит

с

водой

на

перьях

водоплавающих птиц. Оказывается, что у

всех водоплавающих птиц на спинке у корня

хвоста есть специальная жировая железа,

жиром которой гуси и утки при помощи

клюва смазывают свои перья. Перья птиц

покрыты

тонким

слоем

жира,

который

отталкивает

воду

и

не

позволяет

перу

намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не

тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.

Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся

вода».

-Ребята, как вы думаете? Другие птицы,

например: воробьи, синицы, скворцы смогут

купаться зимой в воде?

( Нет. Они не приспособлены к плаванию. У

них перья другие. Не как у гусей и лебедей.)

-Ребята, а сейчас я вас приглашаю поиграть.

Здесь

нам

наши

пернатые

друзья

приготовили

игру.

Давайте

встанем

в

большой круг.

Игра «Птицы в гнездах»

3

Заключительный

этап

Организовать

осмысление

О чем мы сегодня с вами говорили, что

нового вы узнали?

Приемы

активиза

Ответы на

вопросы

Подведение

итогов

деятельности

на занятии

-Что мы делали на занятии?

-Что узнали?

-Что удалось? Что вызвало затруднение?

ции речи

детей



В раздел образования