Автор: Бадукина Галина Олеговна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Аркинская СОШ
Населённый пункт: Брянская область, Комаричский район, с. Аркино
Наименование материала: Статья
Тема: Как развивать читательскую грамотность в условиях дистанционного обучения
Раздел: среднее образование
Доклад по теме:
«Как развивать читательскую грамотность
у детей и применять ее в дистанционном
формате»
1. Фиксируйте выдержками из текста краткое содержание
прочитанного. Затем попробуйте воспроизвести содержание на основе
своих заметок. Сделайте вывод о главной мысли. Задайте ребёнку вопрос,
как его личное представление дополнило главную тему.
2. Сделайте разбор слова по принципу сиквейна (короткого
стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк). Например,
«сказка»:
Имя существительное, выраженное одним словом: сказка.
Описание темы двумя именами прилагательными: волшебная, бытовая.
Описание действия тремя глаголами: читать, пересказывать, учить.
Фраза, выражающая отношение автора к теме: сказка — ложь, да в ней
намек.
Слово-синоним: фантазия, выдумка.
3. Тренируйтесь на любом повествовательном тексте. Определяйте,
о чём пойдёт речь в произведении. Текст нужно читать по частям. После
каждой части ребёнку нужно сделать предположение, как дальше будет
развиваться сюжет. Задача учителя или родителя: разделить текст
на части.
Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение
событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих
друг за другом или обусловливающих друг друга. Он ярко и точно
передаёт суть повествования — это рассказ о том, что произошло,
случилось.
4. Составьте для ребёнка ряд вопросов к тексту. Ребёнок должен
подготовить ответы. Вопросы и ответы могут как в прямой форме, так
и в косвенной, так как это даёт возможность анализировать и рассуждать,
опираясь на собственный опыт. Лучше всего тренироваться на новом
материале.
5. Составьте упражнения для новых материалов. Например, при
изучении Пушкина ребёнок составляет таблицу: вписывает то, что уже
знает о Пушкине и его произведениях, что узнал нового, какие его стихи
и что хотел бы узнать. Это предполагает выход за рамки урока и изучении
дополнительной информации.
6. Проведите «мозговой штурм». Это развивает креативность, смекалку
и мышление. Просто предложите тему или обозначьте проблему,
а ребёнку нужно будет предложить выход и варианты решения.
7. Разберите образ героя. Это упражнение подходит как для «командной
игры», так и для индивидуального занятия. Выберете литературного героя.
Выделите положительные качества героя, а после отрицательные качества.
Сведения нужно подкрепить выдержками из текста. После сделайте
общий вывод о герое.
8. Подготовьте собственную викторину на основе изучения одной
большой или нескольких тем. Ребёнок должен пользоваться учебными
текстами.
9. Предложите ребёнку написать свою собственную сказку или
стихотворение. Читательская грамотность — это тот самый «навык,
которым можно пользоваться в реальной жизни». Ведь источников
и информации становится всё больше, способы выражения постоянно
обновляются и пространство буквально вынуждает превращаться в Губку
Боба и впитывать всё как можно интенсивнее. Главное, не терять смысла.
На дистанционном уроке, как и на уроке в школе, всегда есть риск, что что-
то пойдет не так. Если во время видеотрансляции у вас возникла проблема,
не паникуйте. Онлайн — новый опыт и для вас, и для детей. Вам нужно
больше времени, чтобы привыкнуть и наладить работу.
Ситуация 1. Ученики не подготовили задание, на котором основана
большая часть урока
Эту ситуацию можно предотвратить. Заранее скажите ученикам, какую часть
задания нужно сделать обязательно. Объясните, что на ней будет основан
следующий урок. Накануне занятия спросите у детей, кто готов к работе —
пусть поставят плюсы или минусы в чате. Это поможет вам
сориентироваться и лучше подготовиться.
Если во время онлайн-урока все же оказалось, что значительная часть класса
не подготовила задание, вам помогут запасные сценарии. Приготовьте 1-2
альтернативных варианта работы. Например, дайте детям ссылку на задания
в Яндекс.Учебнике или сыграйте в онлайн-викторину.
Ситуация 2. Ученики не умеют пользоваться программой
Не все дети хорошо разбираются в интернете и компьютерных программах.
Если ученик не может включить микрофон или написать в чат, вам поможет
функция «демонстрация экрана». С ее помощью вы сможете показать детям
свой экран и выполнить необходимые действия, комментируя их. Ученикам
останется просто повторить за вами.
Ситуация 3. Родители недовольны процессом проведения уроков
В случае с дистанционным обучением родителей пугает неизвестность:
сколько будут длиться уроки, как делать домашнее задание, как будут
выставлять оценки. Чтобы их успокоить, объясните заранее, как вы
построите учебный процесс. Устройте онлайн-собрание и попросите
родителей заранее подготовить вопросы, которые их волнуют.
Ситуация 4. Ученик пропустил ваши инструкции из-за проблем со
связью
Чтобы такого не случилось, дублируйте в чате с учениками все важные
моменты, которые объясняете. Тогда ученики смогут посмотреть
инструкцию, если что-то забудут, и вам не придется повторять заново.
Ситуация 5. Ученик мешает вести урок
Дистанционное обучение — стресс для детей, поэтому некоторые ученики
могут начать вредничать и баловаться во время онлайн-урока. Главное —
сохраняйте позитивный настрой и равновесие. Если ученик мешает, вы
можете отключить его микрофон. Другой вариант — попросите ученика
включить демонстрацию экрана и показать, что он делает.
Ситуация 6. Ученики отвлекаются на посторонние дела
Контролировать внимание учеников в онлайн-формате сложнее, чем в
оффлайне. Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени,
задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат. Привлечь
внимание помогают картинки и видеоматериалы. Для снятия напряжения
отлично работает гимнастика.
Ситуация 7. Ученик пропускает уроки
Контроль посещаемости должен быть и в онлайн-формате. Если ученик
пропустил занятие, свяжитесь с ним или его родителями. Узнайте, по какой
причине это произошло, и предложите способ восполнить пропущенное
занятие.
Чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, используйте уведомления.
Отправляйте напоминание об уроке за час до начала. Постепенно ребята
войдут в ритм и привыкнут к новому формату.