Напоминание

"Друг Мальвины"


Автор: Чигина Елена Леонидовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №53"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Друг Мальвины"
Дата публикации: 03.10.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по развитию фонематического

восприятия для детей с ЗПР

Тема:

«Друг Мальвины»

Цель:

Активизация звуков [ч] и

/

]

в слогах, словах предложениях.

Задачи:

1)

Коррекционно – развивающие:

развивать фонематический слух, слуховую память, произносительные навыки;

упражнять в выделении слов из текста с заданным звуком;

развивать навыки аналитико-синтетической деятельности;

упражнять в счёте слов в предложениях;

развивать координацию речи с движением;

развивать речь-доказательство, логическое мышление.

2)

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать самостоятельность, усидчивость, само и взаимоконтроль.

Пропедевтическая работа:

Игры: «Назови слова», «Узнай слово», «Замени звук», «Назови звуки в слове», «Подбери

слова», «Сосчитай слова»

Материалы:

Демонстрационный:

Чиполлино;

картинки к игре: «Заколдованные слова»: черепаха, улитка, дыня, аист, кукушка;

трактор, индюк, муравей, осы, шкаф, антенна;

символы слова и звуков

Раздаточный:

медали;

полоски; кружочки красного, синего и зелёного цвета для составления звуковых

схем;

буквы для составления слов.

Сюжет и ход занятия

Организационный момент

Сегодня к нам на занятие пришел Чиполлино – друг Мальвины. Мальвина рассказала,

какие умные ребята у нас в группе. И Чиполлино решил сам с вами познакомиться и

пообщаться. Он сказал, что приготовил для вас подарки, если вы справитесь с его

заданиями. Вы готовы постараться?

Для того чтобы узнать о каких звуках пойдет сегодня речь, нужно

назвать первый звук в слове черепаха, тюльпан, третий звук в слове ночка, четвёртый

звук в слове гость.

Послушайте пару слов и определите звуки, которыми они различаются

ЗАЧЕМ – ЗАТЕМ. Верно, это звуки Ч и ТЬ.

Основная часть

1. «Отгадай-ка»

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней? (Врач)

Он учит детишек

Читать и писать,

Россию любить,

И старших уважать. (Учитель)

Его работа – книги выдавать.

Ребят приучать читать, запоминать.

Ведь книга – лучший друг

Узнаешь все вокруг. (Библиотекарь)

Он учит детишек буквы складывать, считать.

Поделки делать и красиво рисовать.

На все смотреть и все запоминать.

И всё живое любить, оберегать. (Воспитатель)

2. «Чинилки»

Составить слова из перепутанных слогов.

ЧИ – ПЕ (печи),

МО – ТЕР – МЕТР (термометр),

ЧИК – ЛУ (лучик),

ФОН – ТЕ – ЛЕ (телефон),

НЕ – КУЗ – ЧИК (кузнечик),

КОЛЬ – КО – ЛО – ЧИК (колокольчик).

3. «Заменялки»

Заменить звук ТЬ звуком Ч.

Тёлка – чёлка.

Тётка – чётко.

Пугать – пугач.

Печка – Петька.

Речка – редька.

Тягач – тягать.

Вечер – ветер.

Тайный – чайный.

Молодцы, ребята, отлично справляетесь с заданиями! А сейчас Чиполлино

предлагает вам немного отдохнуть.

4. Физкультминутка. (Движения выполняются в соответствии с текстом).

Чиполлино вдруг поднялся,

Потянулся и согнулся.

Ручками похлопал,

Ножками потопал.

Головою покивал

И руками помахал.

Чиполлино поразмялся

И на месте оказался.

5. «Заколдованные слова»

Дети по начальным звукам картинок, определяют заколдованное слово.

- Черепаха, улитка, дыня, аист, кукушка. (Чудак)

- Трактор, индюк, муравей, осы, шкаф, антенна. (Тимоша)

5. «Шифровальщики».

Чиполлино, а давай ребята с тобой тоже поиграют в игру. С помощью полосок и фишек

они зашифруют слово, а ты будешь угадывать. Согласен? Чиполлино отворачивается, а

дети составляют звуко-слоговую схему слова ТИНА.

Затем Чиполлино поворачивается, подходит к ребёнку и пытается угадать. После

проверяется схема, выкладывается одним ребёнком на доске, разбирается по звукам,

слогам.

6. Физминутка.

Вышел Чиполлино погулять, (Ходьба на месте)

Чтобы руки, ноги поразмять.

Протянул он к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом (Руки в стороны)

И на пояс, повороты. (Руки на поясе, повороты вправо-влево)

И бегом, бегом, бегом. (Бег на месте)

Мы закончили разминку. (Потягивания — руки в стороны.)

Отдохнули ножки, спинки.

7. «Отвечалки».

Дети отвечают на вопросы полным предложением.

Чем можно отпереть замок? (Ключом)

Когда появляются звёзды? (Ночью)

Кто приносит газеты, письма? (Почтальон)

В чём кипятят воду? (В чайнике)

Кто стрекочет в траве? (Кузнечик)

В школе, кто учит учеников? (Учитель)

8. «Счетоводы»

Дети считают слова в предложениях.

Чай в чайнике. Туча над дачей. Мальчик отдыхает летом на даче. Оля Иванова получает

отличные отметки. Научите Танечку читать. Девочка учит щеночка считать. Мальчик

катит мяч. В комнате топится печь. Ручка упала на пол. На бочке сидит белочка.

Итог

Молодцы, ребята, отлично справились со всеми заданиями. Какие задания вам больше

всего понравились? (Ответы детей). После обсуждения, Чиполлино вручает (под музыку)

подарки – медали с изображением Чиполлино.



В раздел образования