Автор: Шипутева Алина Васильевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 8 "Сказка"
Населённый пункт: г. Гурьевск, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Картотека речевых игр для младших дошкольников
Тема: Речевые игры с детьми 2-3 лет
Дата публикации: 28.09.2022
Раздел: дошкольное образование
Подготовил материал:
учитель - логопед
Шипутева Алина Васильевна
МБДОУ
№
8 "Сказка" г. Гурьевска
Речевые игры для детей 2-3 лет.
1. Дыхательные упражнения.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка
органов артикуляции; развитие речевого дыхания; силы голоса; тренировка
мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь
ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2 «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет,
салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на
бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку
подуть на кораблик.
2. Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
3. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом
являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше
двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто
ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
4. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с
забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи.
Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра
нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый
пес»,«Кот Васька».
5 Логоритмические игры с
самомассажем.
Во
время
игр
с
самомассажем
воспитатель
читает
стихотворение,
сопровождая слова движениями.
«Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу
улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть
побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело,
друзья».
6. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов
или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!»,
«Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-
га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-
гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-
ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол
пальчик,
девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
7. Игры с различными
предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются
между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой
шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке
отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой. Следовательно, очень важно работать
над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание
уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими
людьми, учиться общаться, договариваться.
8. Пальчиковые игры.
«Елочка»
Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
Шишечки, показывают кулачки
Иголочки, указательные пальцы
Шарики, пальцы сжимают в круг
Фонарики, показывают «фонарики»
Зайчики, показывают «ушки зайца»
И свечки, прижимают ладони и
пальчики друг к другу
Звезды, прижимают ладони с
раздвинутыми пальцами
Человечки» ставят средний и указательный пальцы на колени
«Киска»
Есть у киски глазки (показывают
свои глазки)
Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)
Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)
Не царапай деток,
Брысь! (хлопок в ладоши)