Напоминание

Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в старших классах


Автор: Гильмутдинова Гульшат Рифатовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Ныртинская средняя школа" Кукморского муниципального района РТ
Населённый пункт: п. Ныртинский совхоз
Наименование материала: Статья
Тема: Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в старших классах
Дата публикации: 26.09.2022
Раздел: полное образование





Назад




Практическая направленность при обучении

английскому языку как средство повышения

качества образования в старших классах

Целью изучения иностранного языка является формирование умений общаться на

иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников. Важно

показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне

языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно

предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые

порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее

важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка.

Коммуникативный

системно

деятельностный

подход

является

ведущим

средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех

сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его

функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития

творческой

личности,

умеющей

находить

и

получать

информацию,

способной

самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве. Человек говорит, чтобы

воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность.

Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся вразличного

рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на

основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный

подход.

Работая в течение многих лет со школьниками старшего звена , выявила для себя,

что наша молодежь менее приспособлена к окружающей действительности, чем их

иностранные сверстники, имеют больше комплексов не только с точки зрения языковой

компетентности, но и в совместной деятельности в целом.

Для решения данной проблемы определила для себя методическую тему

«Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения

качества образования в обучении иностранному языку» с целью развития личности

школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на

изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной

речевой деятельности. Для эффективного достижения ключевых профессиональных задач

строю обучение на понимании сущности учебной работы как процесса взаимодействия

учителя и ученика, обучающихся друг с другом, включающего в себя гуманистические

взаимоотношения, стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга.

Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся:

нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня –

не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него

умение и желание учиться всю жизнь.

Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к

учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений

работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать

самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать

свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В

результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир,

задерживается развитие самосознания и самоконтроля,

формируется привычка к

бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке,

шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и

приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают

распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе

воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является

формирование иноязычной коммуникативной

компетенции, рассматривающейся как

определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и

учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно

варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного

общения.

Коммуникативный

системно

деятельностный

подход

является

ведущим

средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех

сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его

функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития

творческой

личности,

умеющей

находить

и

получать

информацию,

способной

самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве.Человек говорит, чтобы

воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность.

Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся вразличного

рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на

основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный

подход.

Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по

модели коммуникации.

В соответствии с этой моделью

обучение

максимально

приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как

правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики –

равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является

коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих

осуществлять

переход

от

первых

социальных

контактов

к

ситуациям.

«Коммуникативность

предусматривает

речевую

направленность

обучения,

стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет

функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа

новизны и нешаблонности организации учебного процесса».

Параметры

коммуникативного

общения

реализуются

в

коммуникативном

поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации

общения, использовании речевых средств.

Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными.

Главное

все

они

должны

соотноситься

с

возрастными

и

психологическими

особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося

является их непосредственным отражением. Для учащихся среднего и старшего звена

создаются абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное

суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого

ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть

реальное общение на уроке. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств

(ситуативных картинок, магнитной доски), которые будут отражать определённое место и

время

действия,

сделать ее статичной или динамичной

(изменить

компоненты,

переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).

Очень важно, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”, придавая

ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к.

наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию

делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным

приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая

импровизации и ролевые игры.

В общении,

основой которого является обсуждаемая проблема,

наряду с

коммуникативной

функцией

языка

выступает

и

познавательная,

поэтому

коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития

интеллектуальных возможностей учащихся. Ориентируясь на общение и активную

деятельность школьников, основным при его осуществлении является выработка

мышления и поведенческих умений. Этому способствует обучение общению на

иностранном языке, вовлечение личности в деятельность в течение учебного процесса,

формирование способности постоянно трудиться.

Коммуникативно-деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному

языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный,

творческий

субъект

учебной деятельности,

управляемой

педагогом;

способствует

развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик

должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную

деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при

организации общения на уроке. Таким образом, содержание занятий строится на

обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов.

Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации,

так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет

индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и

пожеланий.

Первостепенное

значение

придается

пониманию,

передаче

содержания

и

выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели.

Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в

непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и

знаниями. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для

выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и

ее использованием в речи. При коммуникативном системно – деятельностном подходе

введение грамматических форм и работа над ними осуществляется в контексте с тем,

чтобы учащиеся могли видеть, как они используются для передачи значения. Инструкция

к

заданиям

содержит

речевую

задачу.

Немаловажно

и

то,

что

механические

воспроизводящие упражнения отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа

с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не

только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс

приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны "функционировать"

учащиеся: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать

выводы.

Коммуникативная

методика

способствует

быстрому

овладению

учащимися

навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов

монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на

первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей

стратегии обучения данной методики является акт говорения.

В рамках внедрения технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре

обеспечиваю вовлечение каждого ученика в процесс активного учения. Работая с детьми

средней ступени предлагаю задания с учетом специфики класса, давая возможность

пофантазировать, оказаться вдруг жителями другого континента, пусть виртуально, но

попасть в языковую среду, где можно выражать свои мысли, не боясь допустить ошибки.

Поэтому часто провожу уроки-игры «В магазине», «В аэропорту» и т.п. Считаю, что

именно такие уроки способствуют практическому применению языковых навыков.

В старшем звене, опираясь на личностно-ориентированный подход, создаю условия

для реализации креативных возможностей школьников, активизируя их интерес к

английскому языку. Для этого использую проектную методику, в ходе которой подростки

демонстрируют творческие, художественные способности, совершенствуя лексико-

грамматические навыки. В рамках данной методики ребята часто работают в группах, что

позволяет каждому ученику почувствовать себя востребованным в процессе общения на

иностранном языке.

На уроках английского языка, основной целью которых является формирование

всех видов языковой компетенции, большое внимание уделяю воспитательному аспекту,

поэтому прибегаю к нетрадиционным формам урока: урок-дискуссия, урок-заочная

экскурсия и т.д. Нередко урок английского языка в старшем классе – это диалог между

учителем и учениками, с использованием оценочных суждений, высказыванием и

аргументацией своего мнения по поводу видения той или иной проблемы. В процессе

такого диалога столкнулась с трудностью: не всегда сразу удается разговорить детей.

Причина, как мне кажется, не только в ограниченном объеме владения лексическими

единицами. Порой дети боятся, что их мнение не будет принято, т.к. не совпадает с

мнением окружающих. В таких

случаях придерживаюсь своей системы оценивания,

главным критерием которой является не абсолютно правильное мнение, а умение ребенка

аргументировано и грамотно отстаивать свою точку зрения, его способность выйти из

сложной ситуации. Для этого создаю на уроках атмосферу успеха, где любое мнение

имеет право на существование и дети чувствуют себя уверенно и комфортн

Учитывая активную мыслительную деятельность старшеклассников, помимо

совершенствования речевых навыков, активизирую работу по лексико-грамматическому

тестированию, аудированию текстов, заполнению разного рода анкет.



В раздел образования