Напоминание

Гиподинамия и подросток


Автор: Ольга Сергеевна Милюкова
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: Гиподинамия и подросток
Дата публикации: 20.09.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Тема

ГИПОДИНАМИЯ

Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает

«малоподвижность». Под этим подразумевают ограничение двигательной

активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни.

За последние десятилетия гиподинамия значительно помолодела. Ведь еще не

гак давно основным детским развлечением были подвижные игры на свежем

воздухе, а забота многих взрослых была связана с физической деятельностью.

В наше время телевизор и персональный компьютер вошли в каждый дом,

заменив другие, более полезные для здоровья виды досуга.

Чем же опасен недостаток движения для нашего организма? Всё дело в том,

что генетическая программа человека была заложена с учетом большой

двигательной истинности. Если же организму не хватает определенной дозы

движения, то все его жизненные функции нарушаются. В этом смысле, говоря

о возможностях человеческого тела, хотелось бы привести в качестве примера

оригинальный метод «хоты североамериканских индейцев. Всего двести лет

назад они добывали мелких опытных с помощью своей выносливости.

Охотник, выбрав животное, бросался за ним в погоню. Животное, не

привыкшее к марафонскому бегу, через 10-15 километров падало замертво...

Увы, цивилизованный человек, привыкший к сидячему образу жизни, на такие

подвиги уже не способен.

Если для взрослых гиподинамия вредна, то для детей она просто опасна,

Гиподинамия у ребенка:

задерживает формирование организма

вызывает нарушение осанки и деформацию позвоночника

отрицательно воздействует на развитие опорно-двигательного аппарата

нарушает работу эндокринной, сердечно - сосудистой систем

нарушает половое созревание, а в дальнейшем может привести к дефекту

репродуктивной функции

ведет к накоплению избыточного веса у ребенка.

Целью нашей работы является знакомство с тем, как распределяется и

сражается физическая нагрузка школьника-подростка на показателях его

здоровья. В процессе нашего исследования мы выяснили, какая нагрузка

необходима подросткам нашего возраста и попытались выработать

рекомендации школьникам по сохранению своего здоровья путем

двигательной активности.

Для достижения этих целей мы поставили перед собой задачи:

- внедрение системы мониторинга конкретных показателей здоровья учащихся

нашей школы;

1

- внедрение проекта по формированию здорового поведения и

оздоровительного питания в подростковом возрасте;

- повышение статуса «быть здоровым и динамичным», развитие моды на

здоровье среди подростков.

Мы сравнили развитие мальчиков и девочек по показателям роста, гибкости,

тренированности сердца (медицинский справочник подростка), и убедились:

- девочки занимаются танцами чаще, чем мальчики;

- юноши в процентном соотношении делают зарядку чаще, чем девочки;

- 80% юношей занимаются спортом раз в неделю;

- 60% девочек занимаются спортом раз в месяц.

По результатам опроса учащихся 7-9 классов в нашей школе, 20% учащихся не

знают вообще назначение термина «гиподинамия». Из 80% подростков

представляющих этот физиологический процесс для своего организма, 30%

считают, что они страдают гиподинамией.

В научно-популярной литературе мы нашли то, как распределяется активность

подростка с учетом занятий в школе, активность по дням недели в разное

время суток. Проанализировав, данные показатели, мы сделали вывод, что

лучше двигательную активность подростка планировать на вторую половину

дня с понедельника по пятницу. Более высокие физические нагрузки лучше

планировать на выходные дни, так как физическая активность в эти дни в

течение дня очень низкая.

В процессе подготовки проектной работы мы выяснили, сколько времени

нужно отводить физическим упражнениям, чтобы достичь защитного эффекта?

В своей работе мы остановились на трех главных принципах, которые

желательно соблюдать:

Нужно тренировать свой организм хотя бы через день.

Физические упражнения выполнять непрерывно в течение 20 минут.

Тренироваться энергично, но обязательно следить за дыханием и пульсом.

Специалисты при выборе физических упражнений советуют использовать те,

которые доставляют удовольствие: иначе, скорее всего, эти занятия дальше

будут прекращены. Тем, кто раньше не занимался спортивными

упражнениями, особенно те подростки, у которых масса тела больше нормы,

вероятно, лучше всего остановить свой выбор на ходьбе. Регулярная,

энергичная ходьба в течение нескольких недель может послужить достаточной

тренировкой, чтобы попробовать упражнения поинтенсивнее.

Так,

прекрасной тренировкой для организма может быть быстрая езда на

велосипеде, плавание, бег в разминочном темпе. Установлено, что при

физических нагрузках сердце бьется быстрее, сокращается не 60-90 раз в

2

минуту, как обычно, а чаще, потому, что мышцам нужно больше кислорода. По

частоте сердечных сокращений легко узнать, не слишком ли велики нагрузки,

или наоборот, не нужно ли прибавить усилий, чтобы тренировка была

действительно полезна сердцу. При устранении признаков гиподинамии очень

важны не только исходные данные организма подростка и их предельные

показатели, но и распространенные среди подростков т.н. поведенческие

факторы риска, проще говоря - это «вредные привычки» Статистика говорит

сама за себя:

- Курят среди подростков - 9%,

- Употребляют алкоголь - 1,8%

- Ведут малоподвижный образ жизни - 65% подростков.

В дальнейшем эти поведенческие риски сохраняются до старости у 30% людей.

В процессе подготовки работы мы также выяснили, что у подростков иначе,

чем у взрослых, происходит энергетическое обеспечение работы мышц. На

одну и ту же нагрузку, на одни и те же движения, подростки затрачивают

значительно больше энергии, чем взрослые. По этой причине подросткам легче

сбросит лишний вес, если он есть. Мышцы подростка развиваются быстрее:

выполняя одни и те же упражнения, взрослые и подростки могут достигать

совершенно разных результатов.

Подросткам тяжелее, чем взрослым

переносить продолжительные тренировки. Из бесед со своими сверстниками в

школе, мы знаем, что многие за последние 2 года пробовали заниматься в

разных спортивных секциях и кружках, но прекращали эти занятия. Причины

были разные. Одним становилось трудно заниматься физически, другие не

видели результата. Эти факты подтвердились при изучении специальной

литературы по данной проблеме и вот почему:

- в баскетболе добиваются успеха в основном высокие юноши и девушки;

- в гимнастике, успешнее изящные девушки - астеники (индивиды, имеющие

длинные худые ноги, руки, шею);

- в тяжелой атлетике, легче гиперстеникам - (индивидам, имеющим широкие

кости, крупные тазобедренные суставы и т.д.);

- бегуны, как правило, имеют длинные ноги, особое строение мышц,

- способному и усидчивому может быть неуютно в баскетбольной или

хоккейной команде, а азартному и компанейскому может быть не интересно

заниматься на коньках, ему нужны команда, драйв;

- усидчивому и задумчивому придутся по душе занятия йогой,

если подросток хочет иметь, например красивые рельефные мышцы, всегда

есть в запасе: бег, плавание, гимнастические комплексы.

Есть еще одно «негласное» правило. Если вы хотите стать профессиональным

спортсменом, тогда надо начинать заниматься спортом как можно раньше, а

если вы хотите избавиться от гиподинамии, то делать это можете в любом

3

возрасте, в любое время и в любом месте. Помогут справиться с гиподинамией

универсальные виды спорта для любого подростка это - плавание, аэробика. Но

достаточно много среди подростков и таких, которым никакие виды спорта не

интересны, альтернативой может стать велосипед, прогулка с собакой, туризм,

теннис.

Главное - не менее 60 минут физических упражнений в день.

Физические упражнения, отсутствие вредных привычек у подростка,

дополняет правильное, сбалансированное питание.

Заключение.

Главное не успех, а движение; не победа, а участие! По нашему мнению наши

советы, рекомендации, комиксы помогут нашим ровесникам сориентироваться

в мире проблем, связанных с гиподинамией, упорядочить свой режим дня,

сохранить свое здоровье путем двигательной активности и рационального

питания.

Список используемых источников

«Школа здоровья», М. «Дрофа», 1990

«Медицинский справочник подростка» С-П «Свободное слово»,2003

Шаталова Г.С. «Философия здоровья», М. «Эксмо», 1997

4



В раздел образования