Напоминание

Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра


Автор: Козлова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: РХ город Сорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Дата публикации: 20.09.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок» РХ г. Сорск

Выполнила учителя-логопеды:

С. Е. Козлова

Тема: «Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими

расстройства аутистического спектра»

Одно из основных проявлений синдрома аутизма – это особые отклонения в речевом

развитии. Их основной общей чертой является недоразвитие коммуникативной функции

речи как одно из характерных проявлений общей коммуникативной недостаточности.

В логопедической помощи детям с ранним детским аутизмом нет единой точки зрения

на коррекционную работу. Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма

различны.

Наиболее характерные проявления отклонений в речевом развитии детей с РАС:

- мутизм;

- эхолалии;

- отсутствие обращения в речи;

- несостоятельность в диалоге;

- позднее появление в речи личных местоимений, особенно "Я";

- нарушения просодических компонентов речи;

- нарушения звукопроизношения;

- нарушения грамматического строя речи;

- нарушения семантики.

Коррекция речевых нарушений представляется одной важнейших составляющих

комплексной коррекционной работы при аутизме в целом.

Как правило у детей с аутистическим спектром трудно вызвать из памяти нужное

слово, особую трудность вызывает актуализация предикативного (глагольного) словаря,

поэтому на начальном этапе отрабатывается указательный жест. Для этого указательным

пальцем ребенка обводятся и называются объемные предметы, что сопутствует развитию

вербальной речи.

Уровень развития речи детей находится почти в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому большое место отводится

специальному «речевому» массажу кистей рук, пальцев, кончиков пальцев, запястий.

Народные игры с пальцами («потешки») обеспечивают не только хорошую тренировку

пальцев, так необходимую аутистам, но и создают благоприятный эмоциональный фон,

способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их

ритм, увеличивают речевую активность детей.

Также

формируется

правильное

звукопроизношение,

которое

начинается

с

произношения звуков через имитацию с помощью фонематической ритмики, объединения

их в слоги, слова и напевное произношение.

Для таких детей обязательно предметное сопровождение, его изучение. Ребёнок

обязательно должен ощупать, обследовать предмет, многократно прослушать его название,

а вначале речевой оживлённости используются жесты.

У детей с расстройством аутистического спектра нелегко вызвать из памяти

необходимое слово, особую трудность вызывает актуализация глагольного словаря.

Эффективно

использование

пиктограмм,

которые

относятся

к

невербальным

средствам общения и используются как средство, облегчающее развитие коммуникативной

функции речи, формирования элементарных представлений и понятий.

На пиктограммах изображаются названия предметов, признаки и действия с ними,

которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Сначала происходит ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его

понимания. Аутичному ребёнку предлагаются следующие виды упражнений:

- соотнести пиктограммы с реальным предметом или с его реалистичным изображением на

картинке

- выбрать нужную пиктограмму из ряда других;

- выбрать две одинаковые пиктограммы среди ряда других;

- выбрать такую же пиктограмму среди определенного множества других;

После усвоения знаков-символов происходит переход к конструированию фразы с

помощью пиктограмм. Предлагаются следующие задания:

- выбрать и показать из нескольких фраз, ту фразу, которую назвал взрослый;

- составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

- составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

- подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

- дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других.

В дальнейшем предполагается конструирование фразы путём самостоятельного выбора

необходимого символа.

Таким образом, система невербальных средств общения помогает формировать

фразовую речь у обучающихся, улучшает всестороннее развитие аутичного ребенка, а также

активизирует его участие в коррекционном педагогическом процессе и тем самым будет

способствовать интеграции таких детей в широкий социум.



В раздел образования