Автор: Козлова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: РХ город Сорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Дата публикации: 20.09.2022
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок» РХ г. Сорск
Выполнила учителя-логопеды:
С. Е. Козлова
Тема: «Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими
расстройства аутистического спектра»
Одно из основных проявлений синдрома аутизма – это особые отклонения в речевом
развитии. Их основной общей чертой является недоразвитие коммуникативной функции
речи как одно из характерных проявлений общей коммуникативной недостаточности.
В логопедической помощи детям с ранним детским аутизмом нет единой точки зрения
на коррекционную работу. Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма
различны.
Наиболее характерные проявления отклонений в речевом развитии детей с РАС:
- мутизм;
- эхолалии;
- отсутствие обращения в речи;
- несостоятельность в диалоге;
- позднее появление в речи личных местоимений, особенно "Я";
- нарушения просодических компонентов речи;
- нарушения звукопроизношения;
- нарушения грамматического строя речи;
- нарушения семантики.
Коррекция речевых нарушений представляется одной важнейших составляющих
комплексной коррекционной работы при аутизме в целом.
Как правило у детей с аутистическим спектром трудно вызвать из памяти нужное
слово, особую трудность вызывает актуализация предикативного (глагольного) словаря,
поэтому на начальном этапе отрабатывается указательный жест. Для этого указательным
пальцем ребенка обводятся и называются объемные предметы, что сопутствует развитию
вербальной речи.
Уровень развития речи детей находится почти в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому большое место отводится
специальному «речевому» массажу кистей рук, пальцев, кончиков пальцев, запястий.
Народные игры с пальцами («потешки») обеспечивают не только хорошую тренировку
пальцев, так необходимую аутистам, но и создают благоприятный эмоциональный фон,
способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их
ритм, увеличивают речевую активность детей.
Также
формируется
правильное
звукопроизношение,
которое
начинается
с
произношения звуков через имитацию с помощью фонематической ритмики, объединения
их в слоги, слова и напевное произношение.
Для таких детей обязательно предметное сопровождение, его изучение. Ребёнок
обязательно должен ощупать, обследовать предмет, многократно прослушать его название,
а вначале речевой оживлённости используются жесты.
У детей с расстройством аутистического спектра нелегко вызвать из памяти
необходимое слово, особую трудность вызывает актуализация глагольного словаря.
Эффективно
использование
пиктограмм,
которые
относятся
к
невербальным
средствам общения и используются как средство, облегчающее развитие коммуникативной
функции речи, формирования элементарных представлений и понятий.
На пиктограммах изображаются названия предметов, признаки и действия с ними,
которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
Сначала происходит ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его
понимания. Аутичному ребёнку предлагаются следующие виды упражнений:
- соотнести пиктограммы с реальным предметом или с его реалистичным изображением на
картинке
- выбрать нужную пиктограмму из ряда других;
- выбрать две одинаковые пиктограммы среди ряда других;
- выбрать такую же пиктограмму среди определенного множества других;
После усвоения знаков-символов происходит переход к конструированию фразы с
помощью пиктограмм. Предлагаются следующие задания:
- выбрать и показать из нескольких фраз, ту фразу, которую назвал взрослый;
- составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
- составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
- подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
- дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других.
В дальнейшем предполагается конструирование фразы путём самостоятельного выбора
необходимого символа.
Таким образом, система невербальных средств общения помогает формировать
фразовую речь у обучающихся, улучшает всестороннее развитие аутичного ребенка, а также
активизирует его участие в коррекционном педагогическом процессе и тем самым будет
способствовать интеграции таких детей в широкий социум.