Напоминание

Речевое развитие детей дошкольного возраста.


Автор: Шакурова Анна Игоревна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МОУ Ишеевский многопрофильный лицей им. Н.К. Джорджадзе (дошкольные группы)
Населённый пункт: Ульяновская область р.п. Ишеевка
Наименование материала: Презентация
Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 19.09.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие детей

дошкольного возраста

Подготовила:

учитель-логопед

Шакурова Анна Игоревна

Сентябрь 2022г.

МОУ Ишеевский многопрофильный лицей (дошкольные группы)

Константин

Дмитриевич

Ушинский

« Родное слово – основа

всякого умственного развития

и сокровищница всех знаний».

Речь —

специфическая человеческая

функция, которую можно определить как

процесс общения с помощью языка .

Благодаря речи люди сообщают мысли,

желания, передают свой жизненный опыт,

согласовывают действия.

Развитие речи оказывает большое влияние

на формирование личности, волевые

качества, характер, взгляды, убеждения.

Язык —

важнейшее средство человеческого общения.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык,

овладевают важнейшей формой речевого общения —

устной речью.

Речь ребенка формируется и развивается на примере

речи окружающих его близких и родных ему людей.

Ребенок с раннего детства воспроизводит звуки и слова,

учится воспринимать окружающих мир, что влечет за

собой развитие речи.

От уровня речевого развития зависит общее

интеллектуальное развитие.

Правильное и четкое произношение ребенку

необходимо для того, чтобы его речь была

понятной для окружающих. Если ребенок

неправильно произносит отдельные звуки

речи, то он не правильно выговаривает

слова, строит предложения. Отсюда могут

возникнуть трудности в общении ребенка со

сверстниками и взрослыми: ребёнок может

почувствовать себя неуверенным, все чаще

станет отмалчиваться. Такие дети, поступив

в школу, испытывают трудности, часто плохо

пишут и читают.

Поэтому, развитие речи- одна из важнейших

задач воспитания детей дошкольного

возраста

Особенности речевого развития детей 2 лет:

Дети понимают на простых картинках действия и

предметы;

Понимают обращение к ним взрослого;

Запоминают много двустиший, концовки песенок;

Задают вопросы (Что это? Кто это? Где? Куда?);

Словарный запас ребёнка составляет 200-400 слов;

Пользуются фразой из 2-4 слов;

Неправильное звукопроизношение, у многих слабый,

тихий голос

Для каждого возрастного периода

характерно свое речевое развитие.

Особенности речевого развития детей 3 лет:

Рассказывают, как их зовут, к какому полу они относятся

и сколько им лет ;

Словарный запас - 1200- 1500 слов;

Называют формы (круг, треугольник, овал, квадрат);

Знают цвета (красный, оранжевый, зеленый, желтый,

синий, белый, черный, фиолетовый);

Владеют такими понятиями, как «один- много»,

«большой- маленький»;

Могут говорить предложениями, которые состоят из 3-5

слов;

Отгадывают загадки, слушают сказки, рассказы, стихи;

Начинают ориентироваться в пространстве;

Правильно выговаривают большинство звуков (еще

могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);

Особенности речевого развития детей 4

лет:

Проговаривают собственные имя, отчество и фамилию;

называют имена близких родственников и друзей;

Называют животных (домашних и диких) и звуки,

которые они издают;

Говорят слова из 4 слогов, строят предложения из 7-8

слов;

Отвечают на простые вопросы: «Где ты был?», «Что ты

делал?»;

Пересказывают мультфильм, сказку; в процессе речи

разговаривают громко и тихо;

Дети недостаточно четко произносят шипящие звуки и

заменяют их свистящими, многие дети не могут

произносить звуки Л и Р;

Называют цифры до 5, считают до 5

Особенности речевого развития детей 5

лет:

Словарный запас 2500-3000 слов. Слова запоминаются

как бы сами собой, без волевых усилий;

Имеют достаточно развитую активную речь, пользуются

в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно

отвечают на вопросы;

Правильно произносят все звуки, не ошибаются в

ударении, однако могут испытывать трудности при

произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р’, л,

л’;

Учатся различать звуки на слух, проводить звуковой

анализ: определять место звука (начало, середина,

конец), последовательность и количество звуков;

Особенности речевого развития детей 6

лет:

Словарный запас до 3000 слов;

Речь понятна окружающим;

Используют слова всех частей речи;

Владеют синонимами, антонимами;

Могут образовывать уменьшительно- ласкательные

слова, заменяют повторяющиеся слова местоимениями;

Регулируют интонацию, чётко произносят все звуки;

Называют времена года, их последовательность и

основные признаки;

На вопросы отвечают развернутыми фразами,

пересказывают знакомую сказку, выразительно читают

стихотворения;

Подробно рассказывают об увиденном или услышанном

Особенности речевого развития детей 7

лет:

Правильно произносят все звуки родного языка, четко и

внятно произносят фразы;

Словарный запас- 3500 слов;

Хорошо развита диалоговая речь;

Определяют количество слогов и букв в словах;

Составляют небольшие рассказы о предмете, картине;

Пользуются прямой и косвенной речью;

Умеют выстраивать последовательность событий и

составляют связный рассказ по картинкам

Формирование правильного произношения при

нормальном речевом развитии завершается к 5-7 годам.

В этом возрасте ребенок должен правильно произносить

все звуки своего родного языка и использовать их в

своей речи.

Советы логопеда

Разговаривайте друг с другом. У каждого человека есть

потребность говорить с окружающими и слушать, что

говорят они. Нормальное полноценное общение друг с

другом необходимо и детям, и родителям.

Учитесь слушать ребенка. Ваш ребенок хочет, чтобы его

слушали, не перебивали, интересовались его чувствами,

взглядами, мыслями, не настаивали на том, чтобы он

слушал только взрослого.

Будьте рядом. Важно, чтобы дети знали, что дверь к вам

всегда открыта, что у них есть возможность поговорить или

просто побыть рядом с вами.

При общении с ребенком следите за своей речью. Разговаривайте в

спокойном темпе, приветливым тоном; правильно, чётко произносите

звуки и слова, непонятные слова для ребенка непременно объясните.

Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже

самой незначительной, удаче.

Занимайтесь с ребенком. Поддерживайте хорошее, доброе настроение,

наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет

получаться с первого раза.

Показывайте пример. Вы- пример для вашего ребенка. Помните об

этом, и сами старайтесь соответствовать тем требованиям, которые

предъявляете своему ребенку.

Общайтесь с ребенком. Ведь он так нуждается в вашем внимании и

общении с ним. Больше читайте произведения художественной

литературы, пойте песенки, играйте, развивайте мелкую моторику

рук.



В раздел образования