"РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автор: Акульшина Ирина Ивановна Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Учебное заведение: МУДО Детская школа искусств №1 г. Маркса Населённый пункт: Саратовская область г. Маркс Наименование материала: статья Тема: "РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 1 г. Маркса
Саратовской области
Доклад на тему:
«РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор: Акульшина Ирина Ивановна
Преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
ДОКЛАД
РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель :
Определить значение занятий в ДШИ на эмоциональное развитии ребенка и
важность музыкального развития ребенка в ДШИ, как средство гармоничного
воспитания его личности.
Задачи:
Рассмотреть
занятия
в
ДШИ
различными
видами
искусств
как
средство
эстетического воспитания детей
.
Проанализировать
влияние
занятий
в
ДШИ
на
активизацию
умственных
способностей ребенка.
Необходимыми условиями формирования целостной личности является
гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной
чистоты
и
эстетического
отношения
к
жизни
и
искусству.
Эстетическое
воспитание
направлено
на
развитие
способностей
ребенка:
воспринимать,
чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески
самостоятельно
мыслить и действовать. А достижению этой
цели
во
многом способствует правильная организация, в том числе и музыкального
воспитания детей.
Вопрос эстетического воспитания детей как средства формирования
всесторонне
развитой,
духовно
богатой
личности
всегда
имел
большую
актуальность. Формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают
многие писатели, педагоги, музыканты, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,
А.С.
Макаренко,
Б.М
Неменский,
В.А.
Сухомлинский,
Л.Н.
Толстой,
К.Д.
Ушинский и др.), особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем
школьном
возрасте.
Чувство
красоты
природы,
окружающих
людей,
вещей
создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает
непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает
мышление, память, волю и другие психические процессы. А отставание или
отсутствие
развития
эстетических
способностей
детей,
приводит
к
неполноценному формированию личности, к ее неспособности в дальнейшем
находиться
в
гармонии
с
собой,
с
миром,
его
культурными
и
духовными
ценностями,
и,
как
следствие
-
появление
чувства
неполноценности,
неуверенности в себе, неспособности к взаимодействию с людьми в обществе,
отсутствию адаптации к условиям современной жизни.
Система эстетического воспитания призвана научить ребенка видеть
прекрасное вокруг себя. Каждая система имеет свой стержень, основу, на
которую опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания можно
считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Музыка,
живопись и танец - снимают перегрузку, улучшают физическое и душевное
состояние детей и даже повышают общую успеваемость.
Особенность каждого вида искусства в том, что оно воздействует на
человека
своими
специфическими
художественными
средствами
и
материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными
материалами.
Музыка, например, органически вбирает в себя изучение собственно
музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие
навыки
исполнительства
в
области
пения
и
игры
на
музыкальных
инструментах.
Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет
познание самих художественных произведений, элементов
искусствознания,
теории
изобразительной
деятельности,
освоение
навыков
практического
изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Хореография способствует физическому развитию детей, развитию их
танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.
Каждый вид искусства обращен к любой человеческой личности. А это
предполагает,
что
любой
человек
может
понимать
все
виды
искусства.
Педагогический
опыт
показывает,
что
нельзя
ограничивать
воспитание
и
развитие
ребенка
лишь
одним
видом
искусства,
если
у
него
возникает
потребность разнообразить свои эстетические познания.
Поэтому, перечень
предметов
на
различных
отделениях
детской
школы
искусств
очень
разнообразен.
Остановимся на музыкальном воспитании как одном из важнейших
составляющих эстетического формирования личности.
Музыкальное воспитание и формирование музыкально – эстетического
вкуса
происходит
в
раннем
возрасте.
Слушание
музыки
оказывает
благотворное влияние на развитие центральной нервной системы, не зря еще
наши далекие предки пели своим детям колыбельные. Ребенок воспринимает
материнскую песню вместе с ее существом, ее образом. И голосом матери, и
напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. Музыка для ребенка –
мир радостных переживаний и впечатлений. И открыть дверь в этот мир – наша
задача преподавателей ДШИ.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок
начинает
утрачивать
детскую
непосредственность
в
поведении,
у
него
появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность.
В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый
социальный
статус.
Меняются
интересы
ценности
ребёнка.
Это
период
позитивных
изменений
и
преобразований.
Поэтому
так
важен
уровень
достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет
умение
учиться,
не
обретет
уверенность
в
себе,
своих
способностях
и
возможностях,
сделать
это
в
дальнейшем
будет
значительно
труднее
и
потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами ребенка, т. е.
требует
внимания,
наблюдательности,
сообразительности.
Когда
взрослый
ставит перед ним творческие задания, то возникает поисковая деятельность,
требующая
умственной
активности.
Например,
в
пении
ребенок
импровизирует, создает
свой
вариант мелодии.
Танец, народная пляска,
пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей
изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя
выразительные движения, мимику, слово, музыкальную интонацию. При этом
возникает
определенная
последовательность
деятельности:
ребята
слушают
музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждой
последующей ступеньке
возникают новые задачи, заставляющие мыслить,
фантазировать,
творить.
Музыкальные
впечатления
настолько
сильны
и
ощутимы,
что
как
показывают
научные
исследования,
под
их
влиянием
начинают
разговаривать
даже
инертные
дети,
с
замедленным
умственным
развитием.
Занятия музыкой развивают мышление. Все музыкальные сочинения
структурны: крупные распадаются на менее крупные части, которые в свою
очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и
мотивов. Стихийное понимание музыкального порядка структуры облегчает
понимание компьютера, тоже сплошь структурного. Психологи доказали, что
маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Судзуки, не слишком
преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих
сверстников
по
уровню
структурного
мышления.
Музыка
ведет
прямо
к
вершинам
компьютерных
наук,
не
случайно
фирма
Microsoft
предпочитает
сотрудников с музыкальным образованием.
У ребенка, который занимается музыкой, более активно развиваются
математические
способности. Он
пространственно
мыслит,
попадая на
нужные
клавиши,
манипулирует абстрактными
звуковыми
фигурами,
запоминая
нотный
текст,
и
знает,
что
в
музыкальной
пьесе
как
в
математическом
доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не
случайно
Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора
физики
и математики
Оксфорда
составляют
70%
членов
университетского
музыкального
клуба.
Дети,
занимающиеся
музыкой,
отмечают
венгерские
и
немецкие
ученые,
обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет, лучше ориентируются в
пространстве. Таким образом, связь между музыкальными и математическими
способностями имеет неоднократные подтверждения.
А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне
понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом
создании в искусстве, труде, общественной жизни. Поэтому одна из задач
музыкального образования заключается в том, что ребенок должен не только
воспринимать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, но и сам активно
участвовать в его (прекрасного) созидании.
Художественное и музыкальное образование вносит серьезный вклад в
формирование
мировоззрения
молодого
подрастающего
поколения,
воспитывает универсальные творческие навыки, которые могут помочь ему
при
решении
встающих
перед
ним
задач.
Кроме
того,
по
выражению
отечественного
психолога
Льва
Семеновича
Выготского,
художественное
и
музыкальное воспитание детей направленно на создание «ситуации успеха»,
что помогает самоутверждению ребенка в обществе сверстников. Раскрыв свои
потенциальные возможности
и попробовав их реализовать еще в школьные
годы,
ребенок
более
подготовлен
к
реальной
жизни
в
обществе,
научен
добиваться
поставленной
цели,
выбирая
цивилизованные,
нравственные
средства ее достижения.
Знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский писал: «Третья
способность души после ума и воли – творчество». Именно обучение в детских
школах искусств, получение художественного и эстетического воспитания и
дает возможность ребенку ощутить радость творчества.
В 2013 году в детских школах искусств произошли
серьезные
преобразования. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании»,
вступившим
в силу с 1 сентября 2013 года, в детских школах искусств
реализуются
дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные
программы
в
области
искусств
на
основе
федеральных
государственных
требований.
Данные
программы,
прежде
всего,
призваны
обеспечить
преемственность
по
отношению
к
основным
профе ссиональным
образовательным
программам
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального образования в области искусств.
С помощью всех возможных форм творческого образования, детские школы
искусств призваны сформировать позитивные изменения уровня культурного
образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только
традиционного,
но
и
современного
искусства
в
целях
дальнейшего
саморазвития
личности.
А
также
обеспечить
условия
для
активного
воздействия выпускниками системы на социально-культурную общественную
жизнь с помощью обретенных творческих навыков.
В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются
многие организации, ведущую роль среди которых занимает ДШИ. Всех их
объединяет одна цель — воспитание гармонично-развитого, духовно богатого
человека.
В заключении своего доклада хочется привести слова замечательного
педагога
В. А .Сухомлинского: «То, что упущено в детстве, никогда не
возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило
касается всех сфер духовной жизни ребёнка» и «Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Агапова, И.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы / И.А. Агапова,
М.А. Давыдова. – М.: АКВАРИУМ БУК, К.: ГИППВ, 2002. – 240 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта / Ю.Б. Алиев.
– М.: Владос, 2000. – 336 с.
3.
Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей : Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС,
2004. – 128 с.
4.Ветлугина,
Н.А.
Музыкальное
развитие
ребенка.
/Н.А.
Ветлугина
М.:
Просвещение, 1978. 150с.
5.Кузин, В.С. Психология. /В.С. Кузин М.: Просвещение, 1978. 90с.
6.Теплов, Б.М. Избранные труды.
/ Б.М.Теплов М.: Педагогика, 1981.222с.
7.Назайкинский,
Е.В.
О
психологии
музыкального
воспитания.
/
Е.В
.
Назайкинский М.: Просвещение, 1972. 49с.
8.Тарасов, Г.С. Педагогика в системе музыкального образования / Г.С. Тарасов
М.: Просвещение, 1986. 215с.