Авторы: Новикова Лариса Васильевна, Конькова Наталья Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы для детей с ТНР 5-6 лет по теме "Сад. Фрукты"
Дата публикации: 15.09.2022
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи
Васильевны учителей-логопедов высшей квалификационной категории МКДОУ
д/с № 388 г. Новосибирска.
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы
для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет.
Данный материал представляет собой практическое пособие для
непосредственной образовательной деятельности воспитателей комбинированной
группы для детей 5-6 летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи. Оно
включает в себя материал на развитие общих речевых навыков, мелкой и общей
моторики по лексической теме «Сад. Фрукты». Здесь подобраны упражнения на
развитие лексико-грамматических категорий, фонематических процессов,
развитие слухового и зрительного внимания, памяти и логического мышления.
Подобран материал на развитие связной речи и лексики, лексико-грамматических
процессов, слоговой структуры слова. Все это поможет педагогу в организации
занятий в течение недели.
Данный материал ориентирован на выполнение Программы воспитания и
обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой и программ коррекционного обучения и воспитания детей
с нарушениями речи под редакцией Г.В. Чиркиной.
Лексическая тема «Сад. Фрукты»
старшая группа
Развитие общих речевых навыков
Работа над четкостью дикции Работа над звукопроизношением.
и выразительностью речи. Скороговорки
Яблоко Груша – девочка мала Был в саду переполох -
…яблоко! Оно Грушу-дерево трясла. Там расцвел чертополох!
Соку спелого полно, С груши груши градом, Чтобы сад твой не заглох,
Так свежо и так душисто, Груша грушам рада! Пропололи чертополох!
Так румяно, золотисто, Потешка
Будто медом налилось, А лады, лады, лады, не посажены сады.
Видны семечки насквозь. А мой Васенька пойдет, он посадит и польет.
А. Пушкин
Развитие речевого дыхания
Развитие глубокого вдоха. Упражнение «Узнай фрукт».
Развитие общей моторики
Подвижная игра с речевым сопровождением «В саду»
В саду фруктовом яблоня Машут руками над головой.
Посажена была. «Сажают» яблоню.
Она цветами белыми Руки подняты вверх, ладони изображают
нераспустившийся цветок.
Весною расцвела. «Цветок» распускает лепестки.
Следил наш старый дедушка, Изображают старого дедушку с палочкой.
Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня Машут руками над головой.
Румяный сладкий плод. Пощипывают щеки.
Игра малой подвижности «Съедобное – несъедобное»
Бывает трудно угадать, что можно есть и что нельзя.
Вам очень много нужно знать, поверьте, мне, друзья!
Про овощи и фрукты готовы вам задания.
Должны все сами отгадать, Готовы все? Внимание!
(по теме «Фрукты» - яблоко, груша, апельсин, лимон и др.)
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают».
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «мешают»
Угостим честной народ.
Упражнение с массажным мячиком «Слива»
Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимаем его.
Отпускаю, разжимаю Разжимаем ладонь.
И ладошками катаю. Катаем мячик между ладонями.
Развитие артикуляционной моторики
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину -
яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
«Повтори чистоговорки»:
ва-ва-ва — слива;
ша-ша-ша — груша;
ко-ко-ко — яблоко;
мон-мон-мон — лимон;
син-син-син — апельсин
.
Развитие связной речи (предварительная работа)
Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Косточка».
Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное
предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Отгадывание загадок по теме.
Пословицы и поговорки: Без труда нет и плода. Нет скуки, коль заняты руки.
Считалка: Мы весной сажали сад, а Семен лежал у гряд.
Вот мы яблоки едим, а Семену не дадим.
Нам лентяев здесь не надо! Выходи, Семен, из сада!
Работа над слоговой структурой слова
Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: лимон, груша, мандарин.
Лексическая тема «Фрукты»
понедельник
1. Закрепить и расширить обобщенные представления о фруктах, о сборе урожая, о заготовке
фруктов на зиму.
Обогащение предметного словаря: яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград,
апельсины, мандарины, ананасы, бананы, лимоны, гранаты. Косточка, кожура, плоды.
2. Развитие лексико-грамматических процессов.
«Скажи, сколько». Согласование с числительными 1-5.
«Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Апельсин — апельсинчик и т.д.
«Один — много». Образование существительных множественного числа от единственного.
Это — лимон, а это — лимоны; это — груша, а это — груши и т.д.
3. Развитие фонетико-фонематических процессов.
«Выдели звук». Выделение начального звука в словах.
4. Развитие зрительного внимания.
«Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а воспитатель
убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе.
5. Работа по самокоррекции.
«Найди тень»
«Собираем урожай» — лепка фруктов.
Лексическая тема «Фрукты»
вторник
1. Уточнить понятие фрукты. Расширить представления о труде взрослых в садах.
Учить сравнивать фрукты по цвету, форме, величине, вкусу, на ощупь, по запаху.
Обогащение словаря признаков: спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, сладкий,
кислый, полезный, сочный, румяный, свежий, вареный, сушеный, консервированный, круглый,
длинный, овальный, красный, желтый, зеленый.
2. Развитие лексико-грамматических процессов.
«Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование
относительных прилагательных с существительными. «Я покупаю вишневый компот. Я
покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. и т. д. Помочь детям,
показывая одновременно две картинки: пирог — яблоко, груша — баночка и т. д.
«Красивые слова» Упражнять в подборе прилагательных. Яблоко (к а к о е?) (вкусное,
сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое,
полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое...) Яблоки (к а к и е?)
(крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские...)
«Скажи наоборот». Подбор антонимов. Персик большой, а абрикос маленький; у яблока
семечек много, а у сливы одно — косточка; апельсин круглый, а банан длинный; лимон
кислый, а персик сладкий; апельсин больше, а мандарин меньше.
3. Развитие фонетико-фонематических процессов.
Обозначение места звуков в схеме.
4. Развитие слухового внимания.
«Слушай и сделай». Выполнение многоступенчатых инструкций: Яблоко положи в
корзинку, а сливу – в вазу. Расскажи, что ты сделал.
5. Задания для самокоррекции.
Натюрморт «Дары осени» — обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и
наклеивание их в альбом.
«Узнай, что это?» — Определение фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из
наждачной бумаги.
Лексическая тема «Фрукты»
среда
1.
Накопление и активизация глагольного словаря: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить,
полоть, ухаживать, расти, цвести, зреть, созревать, срывать, сушить, заготавливать.
2. Развитие лексико-грамматических процессов.
«Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле. На игровом поле — 6—7
картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут свои картинки возле какой-ни-
будь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т.д.
«Определи действие». Упражнять в подборе словосочетаний существительных и
глаголов. Что можно делать с фруктами? (Собирать, срывать, мыть, есть, резать,
варить, продавать, покупать...) Что может сделать фруктовое дерево? (Оно может
зацвести, вырасти, подмерзнуть, замерзнуть, засохнуть, погибнуть...)
3. Развитие фонетико-фонематических процессов.
«Назови первый звук».
4. Развитие зрительного внимания.
«Какие фрукты спрятались на картинке?»
5. Работа по самокоррекции.
«Что выросло на грядке?» Выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми
жгутиками по контуру.
«Волшебные рисунки». Рисование овощей и фруктов пальцем на песке.
Лексическая тема «Фрукты»
четверг
1. Активизация словаря наречий: вкусно, сладко, кисло, низко, высоко, опасно.
2. Развитие лексико-грамматических процессов.
«Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам. Я люблю грушу. Я люблю
яблоко, а Витя любит грушу.
«Где?» Употребление простых предлогов. Яблоко висит на дереве. Груша лежит в траве.
«Чей?» Согласование притяжательных местоимений с существительными. Чей это
мандарин? Это мой мандарин.
3. Развитие фонетико-фонематических процессов.
«Телефон».
4. Развитие слухового внимания.
«Слушай внимательно». Шепотом за экраном взрослый дает ребенку какое-нибудь
поручение, которое он должен выполнить.
5. Работа по самокоррекции.
Раскрашивание, вырезание фруктов.
«Сушка фруктов» — нанизывание на проволоку кружочков из толстого картона с
дырочкой посередине.
Лексическая тема «Фрукты»
пятница
1. Составление предложений и рассказов по теме.
2. Развитие лексико-грамматических процессов.
«Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов. Вопрос: «Что
ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают:
«Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу». И т. д.
«Отгадай фрукт по описанию». Жёлтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет
на дереве. (Лимон.) Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное,
румяное. (Яблоко.) Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами.
Составление описательного рассказа.
1. Цвет. (Какого цвета фрукт?)
2. Форма. (Какой фрукт формы?)
3. Размер. (Какого он размера?)
4. Лимон, груша. (Какой у него вкус: сладкий, кислый?)
5. Дерево, куст. (Где он вырос?)
6. Рука, кастрюля. (Что можно приготовить из него?)
3. Развитие фонетико-фонематических процессов.
«Запомни, повтори». Проговаривание пар слов.
4. Работа по самокоррекции.
Выставка рисунков «Мой любимые фрукты».
Складывание лото, кубиков, разрезных картинок по теме «Фрукты».
Формирование обобщающих понятий
Фрукты
Запомни, на дереве фрукты растут.
Лимон, апельсин и яблоки тут.
Абрикосы и груши, гранат и хурма,
Персик и слива, мандарин и айва.