Напоминание

« Использование театрализованной игры в развитии речи детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»


Авторы: Чебыкина Елена Алексеевена, Чебыкина Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "КСОШ№2" структурное отделение по дошкольному образованию
Населённый пункт: Тульская область, поселок Куркино
Наименование материала: из опыта работы
Тема: « Использование театрализованной игры в развитии речи детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Дата публикации: 12.09.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКОУ «КСОШ№2»

структурное отделение по дошкольному образованию

« Использование театрализованной игры в

развитии речи детей дошкольного возраста в

соответствии с ФГОС»

Из опыта работы

Подготовила воспитатель второй младшей группы:

Чебыкина Елена Алексеевна.

Август 2019г.

пос. Куркино

«

Использование театрализованной игры в развитии речи детей

»

дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Добрый день, уважаемые коллеги! Я Чебыкина Елена Алексеевна, воспитатель

структурного отделения по дошкольному образованию МКОУ «КСОШ№2» , хочу

поделиться своим опытом работы

по реализации образовательной области «Речевое

развитие» то есть

« Использование театрализованной игры в развитии речи детей

дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» вторая младшая групп

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время,

чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь

у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных

приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной

логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие

ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер

и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно

увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи

становится наиболее актуальной проблемой в современном обществе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования –

основной документ, регламентирующий нашу деятельность, требует от нас результатов:

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая

речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать

литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности по

самообразованию на 2018-2019учебный год, я выбрала: « Использование

театрализованной игры в развитии речи детей дошкольного возраста в соответствии с

ФГОС ».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с

удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся

образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты.

Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои

преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Участвуя в театрализованных

играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-

игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями,

развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-

этическому воспитанию каждого ребенка.

В процессе театрализованных игр:

1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.

3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового,

речедвигательного.

4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-

интонационная сторона речи.

5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость,

целенаправленность движений.

6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями

героев, осваивают способы их внешнего выражения.

7. Происходит коррекция поведения.

8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт

нравственного поведения.

9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный

интерес, увлекает их.

Актуальность данной темы:

Знакомство детей с различными видами театрализованной игры необходимо начинать в

младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам

расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту.

Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в

соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что

малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские

народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила

показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет

каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому старалась создать в детском

коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание

ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться

максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям

закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое

воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы,

правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной

публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства

к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость,

неуверенность в себе застенчивость.

Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и

компетентности по данной теме.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний по методике речевого развития путём

самообразования.

2. Оформить в группе центр «Мы играем в театр».

3. Подготовить консультацию для родителей по теме самообразования.

4. Подготовка планов, конспектов НОД включением театральных постановок и других

досугов.

5. Провести мастер – класс с педагогами: «Куклы для детей, своими руками»

7. Презентация отчета о проделанной работе по теме самообразования

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, в группе

разработан план работы на год, который включает в себя разнообразные формы и методы.

При решении поставленных задач планировала работу с детьми с постепенным

усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной

деятельности включила:

- Игры–имитации образов животных, людей;

- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;

- Инсценировки произведений;

- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

- Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Начала свою работу с обыгрывания потешек. Любимые игрушки детей стали не раз

приходить в гости и на занятия в качестве участника - играли с детьми, учили мыть ручки,

правильно одеваться, кушать.

Много времени я уделила играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в

«оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, старались запомнить стишки,

радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.

Вместе с детьми обыгрывали небольшие сказки, стихи, таких писателей как Маршак,

Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные

игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Правда,

были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей, что

сложно давалось малышам. Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов,

но впоследствии разыгрались и втянулись в занятия.

Содержание занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного

произведения или сказки, но и показ с жестами, мимикой, движениями, костюмами.

Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так

организовать театрально- игровую деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел

возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные

приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки,

плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному

участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться

разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика,

пантомима, движения). Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в

сказках «Колобок», «Теремок». Учу эмоционально проговаривать фразы, чётко

произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья)

звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое

дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного. —

во 2-й младшей группе учила формировать у детей простейшие образно-выразительные

умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на

физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Особое внимание уделяю выразительности в проговаривании слов в чистоговорках, меняя

силу голоса. ( «Са-са-са, к нам летит оса» — с разной силой голоса тихо, громче,

громко). Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и

т.п.

Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборка сказок.

Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит»,.

Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка

со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел

кузнечик». Стихи «Дождик — дождик» и т.д.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды

театра:

пальчиковый театр;

театр би-ба-бо;

настольный театр;

театр ряженых;

театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Пальчиковый театр я использую в разные режимные моменты (умывание, организованная

образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и

т.д.)

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-

либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому

«превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные

сценки.

Чтобы добиться успеха в своей работе, необходимо, что бы родители были с нами в

контакте, стали единомышленниками. Поэтому в установлении взаимодействия и

проявления заинтересованности у родителей использовала разнообразные формы работы:

Провела родительское собрание: «Театр наш друг и помощник».

Подобраны консультации для родителей по темам: «Роль театрализованных игр в

развитии речи детей младшего дошкольного возраста», «Роль театральной игры в

развитии речи детей», «Как правильно разучивать стихи?», « Как организовать домашний

театр?»

Индивидуальные беседы с родителями.

Мастер – класс «Кукла «Ангелочек»

Приглашение на театрализованные представления.

Привлечение к изготовлению атрибутов разных театров.

Привлекала родителей к активному участию в праздниках, развлечениях в качестве

исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д.

Заключительный этап

Можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности является эффективным

методом развития речи детей младшего дошкольного возраста. Свой педагогический

опыт по данной теме представила коллегам ДОУ на итоговом педсовете, показала

открытое мероприятие «Путешествие по сказкам»»

Предполагаю дальнейшую работу в этом направлении, учитывая индивидуальные и

возрастные особенности детей уже средней группы, условия реализации ФГОС ДО, обмен

опытом с другими коллегами, работающими в данном направлении, поддержку со

стороны родителей и администрации дошкольного учреждения. По результату

педагогического наблюдения выявлено, что знакомясь с художественной литературой,

дети научились проявлять интерес на игры-действия со звуками (живой и неживой

природы, подражание движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово)

использованию средств художественной выразительности языка и его грамматических

средств. Овладели артистическими навыками в плане переживания и воплощения образа,

Имеют начальное представление о различных видах театров: использование в театральной

деятельности детей разных видов театра.

Вывод: Тема моего опыта заключается в том, что театрализованная игра оказывает

большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет

расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок

усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя

выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков,

старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется

диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание

произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную

обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого

общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет

в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре.

и вся история отдельного человека как деятеля

и работника может быть представлена в развитии игры

И в постепенном переходе её в работу…»

А.С. Макаренко

Проверено: Утверждено:

Старший воспитатель МКОУ «КСОШ№2»

структурное отделение по дошкольному образованию

Н.Н. Еремина________ /___________/



В раздел образования