Напоминание

Специфика работы концертмейстера в классе вокала


Автор: Кулешова Светлана Сергеевна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: ОБОУ ДО "Детская школа искусств им. Г.Струве"
Населённый пункт: город Железногорск, Курская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Специфика работы концертмейстера в классе вокала
Дата публикации: 10.09.2022
Раздел: дополнительное образование





Назад




Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им.Г.Струве»

города Железногорска Курской области

Методическое сообщение

«Специфика работы концертмейстера в классе вокала»

Подготовила: преподаватель по классу фортепиано,

концертмейстер Кулешова Светлана Сергеевна

Г.Железногорск

2022

Любую музыкальную школу сложно представить без концертмейстера.

Деятельность

концертмейстера

способствует

развитию

музыкально-

исполнительских, психолого-педагогических и творческих профессиональных

качеств. Работа с детьми позволяет постоянно учиться тонкостям педагогики,

развиваться

в

процессе

совместной

музыкально-исполнительской

деятельности. Учитывая возрастающую роль концертмейстера в учебном

процессе, требования к его квалификации должны постоянно расти. Чтобы

поддерживать хорошую музыкальную форму, концертмейстеру необходимо

постоянно работать над собой. Учиться этой профессии надо всю творческую

жизнь, обогащая свой опыт изучением новых произведений различных

стилей, школ и направлений.

Концертмейстер, как и преподаватель вокала, должен обладать набором

исполнительского мастерства, уметь контролировать исполнение вокалистом

музыкального произведения, подсказать, помочь инструментально. Для

этого необходимо знать основы вокально-хоровых навыков: певческое

дыхание, артикуляция, способы звукоизвлечения.

В работе концертмейстера с вокалистом очень важную роль играет чувство

ансамбля. Концертмейстер должен угадывать намерения солиста (взятие

дыхания, замедления и т.д.). Важно также помнить про баланс - фортепиано

должно поддерживать вокалиста, а не «перекрывать» его. Концертмейстер

может играть ярче свою партию во вступлении или в проигрыше, сохраняя

тем самым характер произведения.

Концертмейстер обязательно должен обладать следующими качествами:

уметь хорошо читать с листа. Этот навык необходим при выборе

произведения. При этом необязательно выигрывать всю фактуру –

важно показать характер, передать настроение;

уметь транспонировать. Для того, чтобы «перенести» произведение в

другую

тональность,

концертмейстер

должен

хорошо

изучить

тональный план. Вначале транспонируем вокальную партию, чтобы

уже на уроке суметь подыграть солисту, а затем переносим в другую

тональность всю фортепианную фактуру;

видеть партию солиста, пропевая про себя;

уметь

гибко

относиться

к

фактуре,

пользоваться

её

удобными

вариантами. Этот навык применяется, например, если произведение

имеет куплетную форму (для каждого куплета можно использовать

разный вид аккомпанемента);

подбор аккомпанемента по слуху. А также сочинение вступления или

заключения (при необходимости).

При исполнении произведения на сцене, концертмейстеру необходимо

проявить следующие навыки:

сценическая выдержка. Концертмейстер не должен показывать своего

волнения, а наоборот – должен поддержать и настроить солиста на

удачное выступление;

мобильность – готовность в любой момент подхватить вокалиста (если,

например, он перепутал куплеты или раньше вступил);

партия фортепиано должна соответствовать вокальной партии по

звуку. Мягкое звучание фортепиано приучает солиста к правильному

звуковедению;

предельное внимание к вокалисту (все темповые отклонения, дыхание

у обоих участников ансамбля должны быть одинаковыми);

грамотное владение формой произведения и временем.

Концертмейстер на уроках вокала может заменять преподавателя (при его

отсутствии).

Следовательно,

он

должен

иметь

представление

об

интонировании,

дыхании,

звукоизвлечении

и

т.д.

В

первую

очередь

концертмейстеру необходимо следить за ритмом и чистотой интонации – это

главные

задачи

исполнителя.

Работа

вокалиста

над

произведением

складывается не только из точного воспроизведения мелодии, но также

точного произношения и понимания поэтического текста. Благодаря этому

раскрывается

образное

содержание

вокального

произведения.

Концертмейстер может направить вокалиста на выявление кульминации как

во фразе, так и в целом произведении.

Мастерство концертмейстера состоит из многих качеств:

1.

Знание особенностей детского голоса.

2.

Владение вокальными навыками.

3.

Отличное владение инструментом (разные виды техники, видение

всей фактуры произведения).

4.

Навыки транспонирования.

5.

Знания по теории музыки.

6.

Различные методы преподавания.

7.

Самообладание на сцене.

Не каждый пианист может быть хорошим концертмейстером. Владение

инструментом – это всего лишь одно составляющее качественной работы

аккомпаниатора. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно

требует огромного артистизма, применения многосторонних знаний и

умений

в

области

сольфеджио,

гармонии,

анализа

музыкальных

произведений,

вокальной

литературы,

педагогики.

Для

солиста

концертмейстер и наставник, и педагог.



В раздел образования