Автор: Мещерякова Анна Юрьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1430
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Предупреждение асоциального поведения обучающихся»
Раздел: среднее образование
«Предупреждение асоциального поведения
обучающихся»
«Даже если человек страдает сам из-за себя,
разве не лучше, чтобы ему помогли,
если кто-то на это способен?»
Серен Кьеркегор.
Характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст обычно характеризуется как
переломный,
переходный,
критический,
трудный,
возраст
полового
созревания.
Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в
средней школе, характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным
физическим развитием и половым созреванием. Оценивая свое тело, подросток констатирует
свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей
социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных
способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное
отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой
сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к
изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом
может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки
окружающих по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают
поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе.
Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то,
что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее
и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики
окружающим
представляются
маленькими,
незрелыми
и
неприспособленными.
Они
испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное
впечатление
о
себе,
они
вынуждены
постоянно
проявлять
изобретательность,
предприимчивость, “храбрость”, находиться на виду, и своими “достижениями” доказывать
свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность
приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия
для девиантного поведения.
В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что
приводит
к
перестройке
психики,
появлению
новых
форм
взаимодействия
между
сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему
начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. Подросток
начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него
еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его
взрослости
окружающими.
Нарушение
слаженности
в
деятельности
организма
и
неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей
неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний
настроения. Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их
значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается.
Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной
группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует
себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и
кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят,
выпивают. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость,
недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания
и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание
самоутвердиться и стать взрослым.
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения,
называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным
поведением. Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие
ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия
учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом
противодействии установленным нравственным и правовым нормам. Нормальное поведение
подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и
возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно
и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет
нормальным.
Трудновоспитуемость
подростка,
несоблюдение
им
норм
и
правил,
установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется
девиация.
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими
особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах
развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню
притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями
настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При
столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в
ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки
аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет
у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших
подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит
дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется
психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте
все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и
категоричность
сочетаются с
чувствительностью
и неуверенностью в своих
силах.
Стремление
к
широким
контактам
уживается
с
желанием
быть
в
одиночестве,
бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в
нежности с садизмом.
Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества,
воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое
созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости.
Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом
социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования,
материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых
сферах
жизни
может
оказаться
неприспособленным
и
тяжело
переживать
свою
несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток
может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного
пола.
В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей:
ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение
происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и
нарушению поведения.
Проявления девиантного поведения: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы;
уходы
из
дома
бродяжничество,
пьянство
и
алкоголизм;
ранняя
наркотизация;
антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Делинквентное
поведение
—
повторяющиеся
асоциальные
проступки,
которые
складываются
в
определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не
влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или
недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Проявления
оскорбления,
побои,
поджоги,
садистские
действия,
мелкие
кражи,
вымогательство, распространение и продажа наркотиков. Криминальное поведение —
противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности
служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным
статьям уголовного кодекса. Негативные формы девиаций являются социальной патологией:
Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую
очередь, личности самого подростка.
Асоциальное поведение
-
это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-
нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений
Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе? Есть основания
искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми
характеристиками ее темперамента.
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения.
Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
Трудности в общении со сверстниками на улице.
Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.
Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
Посттравматический синдром; перенесенное насилие.
Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в
семье.
Роль семьи в профилактики асоциального поведения детей
В настоящее время увеличение числа различных асоциальных проявлений среди
подрастающего поколения приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального
бедствия. Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной
группе»
или
«группе риска»
являлся
прерогативой
несовершеннолетних из крайне
неблагополучных семей, то в настоящее время «испытание на прочность» проходит
практически каждый. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение
по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число
преступлений и правонарушений в подростковой среде. Асоциальное поведение - поведение,
противоречащее
общественным
нормам
и
принципам,
выступающее
в
форме
безнравственных или противоправных деяний.
Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимся с требованиями общества
и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие
«образцы», дети впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное. Они часто
не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить;
в их реальной жизни подобные нормы совершенно отсутствуют. Потому так сложно
корректировать асоциальное поведение детей. Оно постоянно подпитывается реальной
жизнью, противостоять которой морализаторскими средствами невозможно.
Причины девиантного или асоциального поведения детей и подростков лежат в особенностях
взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим
собой,
но
является
результатом
конкретного
стечения
необходимых
и
случайных
обстоятельств рождения и социализации человека.
Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к
девиации.
Неблагополучная
семья -
семья,
где
родители
или
законные
представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению,
содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение
Больше
шансов
имеют
конфликтные,
аморальные,
педагогически
некомпетентные,
асоциальные и семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только
равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю.
Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует
безразличие
к
потребностям
детей.
И
тогда
ребенок
стремится
найти
значимые
эмоциональные связи во внешнем мире. Там ребенку прививаются социально нежелательные
потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Следует отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем
физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным
поведением в последующей самостоятельной жизни.
Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Если у
ребенка
слабы
тип
нервной
системы,
это
может
привести
к
нервно-психическим
заболеваниям, если сильный - к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы,
чувственной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, проявлениями агрессивности,
совершению правонарушений.
Немаловажной проблемой в семейном воспитании является отчуждение между родителями и
ребенком, которое приводит к тому, что ребенок, будучи безнадзорным, уходит на улицу,
подвержен влиянию таких же сверстников. Так происходит и при сверхзанятости родителей,
когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени.
В некоторых семьях наблюдается неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное
отторжение родителями.
Чрезмерность опеки родителей, как и их тревожность и страх за детей, мешают их
жизнерадостности и оптимизму, заражают детей таким же беспокойством и приводят к
расстройствам нервной системы.
Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним
из факторов становления личности и самая важная сторона общения – общение в семье.
Тысячелетиями именно семья была главной сферой педагогического воздействия на детей.
В задачи педагогов входит изучение ближайшего окружения несовершеннолетних и, прежде
всего, условий их семейного, общественного воспитания с целью выявления характера
влияний, которые обусловливают социальную дезадаптацию несовершеннолетних.
Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной,
правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон
жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная
неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает
семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений.
Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного
развития детей и т. д.
Трудности в общении с ребенком и пути их устранения.
факторам, которые способствуют проявлению девиантного поведения, относятся:
1) наличие неблагополучных семей (когда родители не только не занимаются воспитанием, но
и показывают пример асоциального поведения);
2) ошибки, допускаемые педагогами. В результате педагогических ошибок и отрицательного
воспитательного воздействия педагогов у ребенка происходят неблагоприятные изменения в
психике, которые в медицинской психологии называются «дидактогении».
Ученые выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.
а) С целью привлечь к себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить:
непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя
сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж
такое, чем никакого.
б) Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний,
указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения –
отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине
души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость.
Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой
адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться,
все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Профилактика девиантного поведения
Раннее выявление детей группы риска. Основой ранней профилактики является, прежде
всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся
определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и
подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь
могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая
приводит к правонарушениям и преступлениям.
Основными направлениями в работе классных руководителей, социальных педагогов,
педагогов-психологов педагогов являются: изучение положения ребенка в окружающей
социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности
ребенка, его склонности и способности; определение уровня обучаемости; изучение состояние
физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей;
изучение основных ценностных ориентиров школьника.
Основные направления профилактической работы.
1.
Наблюдения
за
трудновоспитуемыми
детьми,
результаты
фиксируются
в
индивидуальном дневнике наблюдений.
2.
Систематическое
отслеживание
посещаемости
занятий
трудновоспитуемыми
учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
3.
Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос
успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
4.
Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать
занятость трудновоспитуемого в свободное время.
5.
Каждый триместр заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При
необходимости приглашать на Уставную комиссию школы.
6.
Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
7.
Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность
класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные
поручения.
8.
Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
9.
Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную
обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
10. Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
11. Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия
(тренинги, игры)
Аспекты профилактической работы с «трудными» подростками:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в
системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового
образа жизни.
Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и
родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем
проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися,
организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими
учениками.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и
учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если
не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое
подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного
прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за
легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого
подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. Классные руководители
должны установить ежедневный контроль за посещаемостью уроков.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом,
художественное творчество,
кружковую работу
- одно
из важнейших
направлений
воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка,
активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Социальному педагогу и педагогу психологу проводить тематические беседы,
консультации о здоровом образе жизни и исходить из потребностей детей и их естественного
природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
- озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих
детей, так и здоровья всех людей России;
- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
-готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и
продлению человеческой жизни.
Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивого характера, лучше ее
начинать с неформальных бесед классного руководителя, не регламентировать строго время
проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные
формы проведения: от разговора, игры до инсценировок.
Решение проблемы кроется в оказании доверия детям, использовании их природной
заинтересованности в сохранении здоровья и широком привлечении учащихся к этому
направлению
деятельности:
развитии
волонтерского
движения,
повышения
статуса
ученического самоуправления.
5. Правовое воспитание. Педагоги (классные руководители, социальный педагог,
Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых
знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на
классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за
те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды
преступлений,
понятий
об
административной,
гражданско-правовой,
уголовной
ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за
свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных,
наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из
практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение
жертвы». На родительских собраниях следует информировать об административной и
уголовной
ответственности
взрослых
лиц
за
вовлечение
несовершеннолетних
в
противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих),
материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе
целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать для
проведения лекций правоведов, психологов и других специалистов, имеющих опыт работы с
преступностью несовершеннолетних.
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить
работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать
усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской
общественностью.
В беседы с подростками о вреде наркомании полезно включать интересные жизненные
примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья.
Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в
подростковой среде, подготовить и раздать родителям «памятки» о проявлениях наркомании
у подростков и оказании им своевременной помощи.
7. В образовательных учреждениях необходимо проводить работу по предупреждению
вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. Социальный
педагог и педагог-психолог проводит тематические беседы о предупреждение вовлечения
учащихся в экстремистские организации. К участию в массовых беспорядках, хулиганских
проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы,
пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали
привлекаться учащиеся старших классов.
Совместная работа классного руководителя, педагога- психолога, социального педагога,
направленная на предупреждение девиантного поведения
Превентивное воспитание в школе – это система подготовительных и
профилактических действий педагогов, направленных на предупреждение формирования у
учащихся вредных привычек,
черт характера,
проявлениям асоциального поведения
подростка и организацию соответственного присмотра за деятельностью учащегося.
Благодаря превентивному воспитанию, у учащихся вырабатываются навыки и привычки
высокоморального поведения.
Характер взаимодействия педагога и трудновоспитуемого учащегося зависит от
особенностей профилактической работы. Учащийся, который не видит или не понимает
целесообразности и закономерности, комплексности педагогических влияний на него,
склонен оценивать такие действия как посягательства на его личность, которая вполне
естественно
вызывает
его
протест,
оппозицию
или
раздраженность.
Прогулы занятий трудновоспитуемыми отмечаются отрицательными последствиями. Как
показывают исследования, в отличие от педагогически запущенных, трудновоспитуемые
имеют ярко определенную мотивацию прогулов занятий: это потребность в разрядке,
отсутствие интереса к учебе, сниженный познавательный интерес к содержанию учебной
программы,
неприязнь
к
классному
руководителю,
преподавателю,
однообразие
и
монотонность школьной жизни, отсутствие заинтересованности в учебном предмете,
подготовка к урокам по другим предметам, пропуски занятий за “компанию”, отсутствие
отрицательной оценки прогулов со стороны одноклассников, старание утвердить себя среди
ровесников, стремление заниматься любимым делом вместо уроков, занятие личными делами;
желание посмотреть интересный фильм; семейные обстоятельства; совпадение во времени с
любимым внешкольным занятием; привычка к прогулам; плохое расположение духа;
усталость, как психологическое состояние; леность; равнодушие. Главное, что такой
подросток осознает свои поступки, имеет соответствующую своему действию мотивацию и
постоянный механизм ее решения. Т.е. трудновоспитуемый выступает как носитель
оппозиционных
к
существующей
системе
учебно-воспитательного
процесса
качеств.
Коррекция поведения трудновоспитуемых учащихся в коллективе и через коллектив
происходит как положительно направленное воспроизведение системы гуманных отношений
такого учащегося с окружающими его людьми и вместе с тем как процесс духовного
становления всех личностей, которые принимают участие в образовательном процессе.
Коррекционная работа заключается в разъяснении учащемуся его психических
особенностей, привлечении к их самоанализу, наблюдению за собственными действиями, их
результатом
дальнейшего
осмысления
и
саморегулирование
своего
поведения.
Это дает учащимся свести к минимуму ошибки в собственных реакциях, действиях,
поступках,
выработать
адекватный
тип
поведения
с
ровесниками
и
взрослыми.
С
целью
улучшения
профилактической
работы,
для
педагогов
разработаны
рекомендации относительно установления доверия между подростком и наставником.
1. Внимательно выслушайте подростка. Стремитесь к тому, чтобы подросток понял, что он
Вам не равнодушный, и вы можете понять и принять его. Не перебивай и не показывай своего
страха. Относитесь к нему серьезно, с уважением.
2. Предложите свою поддержку и помощь. Постарайтесь убедить, что данное состояние
(проблемы) временные и быстро пройдут. Проявите сочувствие и покажите, что Вы
разделяете и понимаете его чувство.
3. Поинтересуйтесь, что более всего в данное время беспокоит подростка.
4. Уверенно общайтесь с подростком. Именно это поможет ему поверить в собственные силы.
Главное правило в работе с детьми - не навредить.
5. Используйте слова - предложение, которые будут оказывать содействие становлению
контакта: понимаю, конечно, ощущаю, хочу помочь.
6. В разговоре с подростком дайте понять ему, что он необходимый и другим, и уникальный
как личность. Каждый человек, независимо от возраста, хочет иметь положительную оценку
своей деятельности.
7. Недооценка худшая, чем переоценка. Настраивайте подростка на высокую самооценку.
Умейте слушать, доверять и вызывать доверие у него.
8. Обращайтесь за помощью, консультацией к специалисту, если что-то насторожило вас в
поведении подростка.
Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного»
ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных
мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё
поведение. Только системной работой и при соблюдении единства всех участников
воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, общественность
и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.
Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!
«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование,
интерактивные игры и др.
«Принять!»
- выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»;
определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-
ученик,
родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к
«трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.
«Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат
только при успешной реализации первых двух).
Дети учатся жить у жизни:
1. Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
2. Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.
3.
Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
4.
Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
5.
Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
6.
Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
7.
Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
8.
Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
9.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом
мире.
10. Если ребенка хвалят – он учится быть благородным
Тест для классных руководителей.
который позволит каждому определить эффективность воспитательно-профилактической
работы в классе. Отвечать «да» или «нет»
1.
Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в
индивидуальном дневнике наблюдений.
2.
Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.
3.
Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
4.
Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос
успеваемости.
5.
Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
6.
Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость
трудновоспитуемого в свободное время.
7.
Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
8.
Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При
необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
9.
Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на
положительных примерах.
10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность
класса, использую общественные поручения.
11. Обучаю детей методам самовоспитания.
12. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную
обстановку.
13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых
детей.
14. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.
15. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что
иногда можно и уступить.
16. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все,
не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее
поправки в услышанное.
17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими
неприятностями.
18. Не ставлю на ребенке крест.
19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
20. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
21. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
22. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на
равных.
23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.
24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической
импровизации.
Результаты:
От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик
обязательно исправится.
От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с
трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.
Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе
вас ждет педагогический провал.