Автор: Хурматуллина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ижевская СОШ"
Населённый пункт: село Ижёвка, Республика Татарстан
Наименование материала: программа элективного курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"
Тема: Погдготовка к ЕГЭ
Раздел: полное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Теория и практика написания сочинения-рассуждения
на основе прочитанного текста», 11 класс
Планируемые результаты освоения программы
Обоснование актуальности, новизны и значимости программы.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется
прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои
мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без
трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ в 11 классе.
Результаты ЕГЭ прошлых лет свидетельствуют о том, что особые затруднения у
выпускников вызывает именно творческое задание, это связано с недостаточным
количеством методического материала для подготовки учащихся к написанию
творческого задания ЕГЭ «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Новизна программы:
– в выделении дополнительных часов на уроки развития речи в старших классах;
– в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического
анализа;
– в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как
распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня
подготовленности учащихся;
– в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно
использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки
зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и
занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-
педагогических особенностей класса или группы учащихся;
– в акцентировании внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию
текстов;
– в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление
авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении
культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании
умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения
материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей,
логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа
соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования (полное
среднее образование).
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический
материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание
уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы,
ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью
предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что
практически не требуется домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед учащимися
сформулированы цели курса.
Цели данной программы:
– научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме
рассуждения на основе прочитанного текста;
– подготовить учащихся к сдаче школьного экзамена по русскому языку;
– оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
– способствовать интеллектуальному развитию ученика;
– воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную
жизнь.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса
Теоретические:
• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности,
функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка,
коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом
этикете.
Развивающие:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
логики мышления;
• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
• совершенствование коммуникативных умений;
• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
• поддерживать беседу, вести спор;
• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать
собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства
своей точки зрения;
• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать
собственное письменное высказывание по заданной модели;
• совершенствовать и редактировать текст;
• применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной
информацией.
Воспитательные:
• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• воспитание интереса и любви к русскому языку;
• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и
письменной речи;
• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в
различных областях жизни;
• воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования:
воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным,
извлекая нравственные уроки.
Доминирующей идеей курса «Теория и практика написания сочинения-
рассуждения на основе прочитанного текста » является:
формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической,
эстетической и нравственной компетенции.
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и
русского языка в V–IX классах.
Теоретической основой данного курса является:
– лингвистический, стилистический анализ текста;
– система языковых понятий и функционирование;
– различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и
задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
– учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
– уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
– комплексный подход при разработке занятий;
– вариативность содержания и форм проведения занятий;
– научность, связь теории и практики;
– преемственность;
– наглядность;
– систематичность и последовательность;
– прочность полученных знаний;
– активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
– технологии исследовательской деятельности учащихся;
– технологии проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том,
что в процессе обучения по данной программе ученик:
– овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
– способен работать над разнообразной информацией,
– может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
– способен аргументированно доказать собственную точку зрения.
Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными
теоретическими вопросами по другим предметам.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах,
видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах
художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте,
нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в
содержании программы уделено формированию практических навыков анализа
авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются
навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей,
экологией, риторикой и предполагает 35 часов на изучение.
Содержание программы элективного курса «Теория и практика написания
сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»
Курс рассчитан на 35 часов за 1 год обучения, в том числе 23 часа - практических
занятий.
Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.
Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.
Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема 2-3. Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного
мнения по проблеме. Аргументы.
Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его
виды. Абзацное членение. Речевые клише.
Тема 4. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного
мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 5. Рецензирование творческой работы
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 6.
Рецензирование
творческих работ на основе примеров (сочинения,
написанные на основе текста художественного стиля)
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного
мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки
задания.
Тема 7. Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным
проблемам
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного
мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 8-9. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная
работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием
рекомендаций учителя
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного
мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над
редактированием текста
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 10. Самостоятельная творческая работа над текстами
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного
мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 11. Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-
во
часов
Дата
по плану
Дата
по факту
1
Основные цели и задачи курса. Основные требования к
творческой работе. Общая характеристика творческой части (27
задание). Композиция сочинения - рассуждения
1
6.09
2-3
Критерии оценивания творческой части (27 задание). Лекция с
элементами практической и исследовательской деятельности
2
13.09
20.09
4-5
Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения.
Анализ исходного текста. Способы написания вступления
2
27.09
4.10
6-7
Понятие комментирования текста.
2
11.10
18.10
8-9
Моделирование вступления. Позиция автора. Лексические и
синтаксические средства выражения авторской позиции
2
25.10
8.11
10
Комментированное чтение исходного текста
1
15.11
11-12
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Работа с
темой и проблемой текста.
2
22.11
29.11
13-14
Способы формулирования проблемы.
2
6.12
13.12
15-16
Позиция автора. Лексические и синтаксические способы
выражения авторской позиции.
2
20.12
10.01
17
Как выразить собственное мнение по проблеме?
1
17.01
18-19
Что такое аргумент. Типы аргументирования. Способы ввода
аргументов.
2
24.01
31.01
20
Рецензирование и редактирование творческой работы. Практикум
по аргументации собственной позиции. Презентация,
рецензирование, экспертная оценка.
1
7.02
21-22
Работа над смысловой цельностью, речевой связностью,
последовательностью изложения. Анализ языкового материала
2
14.02
21.02
23
Рецензирование творческих работ на основе примеров
(сочинения, написанные на основе текста художественного
стиля). Точность и выразительность речи.
1
28.02
24-25
Способы моделирования заключительной части сочинения-
рассуждения. Практикум по написанию сочинения
2
7.03
14.03
26
Анализ работы. Внесение корректив в текст сочинения.
Рецензирование и редактирование творческих работ.
Самостоятельная работа над редактированием текста.
1
21.03
27
Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по
разным проблемам. Стили текста. Как писать сочинение-
рассуждение по тексту художественного стиля.
1
4.04
28-29
Рецензирование и редактирование творческих работ. Как писать
сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Самостоятельная работа над текстами публицистического и
художественного стиля с использованием рекомендаций учителя
2
11.04
18.04
30-31
Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного
стиля
2
25.04
2.05
32
Самостоятельная творческая работа над текстами. Фоновое
оформление работы. Этические ошибки: как их избежать? Анализ
языкового материала
1
9.05
33-34
Практикум по написанию части 2.
2
16.05
23.05
35
Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов
курса. Анализ работ, работа с критериями проверки и оценки.
Аналитическая деятельность.
1
30.05