Авторы: Ященко Наталья Анатольевна, Попова Анастасия Яковлевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 108"
Населённый пункт: г.Ростов - на -Дону
Наименование материала: Совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Тема: Проект "Осень золотая"
Раздел: дошкольное образование
Проект на тему «Осень разноцветная»
Тип проекта: творческий, групповой
Вид проекта: Краткосрочный( 1 неделя)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный
руководитель.
Актуальность:
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного
процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в
природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с
творческим подходом в практической изобразительной деятельности,
развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие
способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного
проекта способствует установлению благоприятного климата в детском
коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их
творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и
образовательного учреждения.
Цель:
Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать
умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям
увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров,
познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-
эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих
способностей.
Задачи:
- Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить
их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах
деятельности (изобразительной, игровой, умственной).
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления,
воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных
навыков.
- Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её
красоту.
- Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной
практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных
изменениях в природе в осенний период.
- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по
обозначенной теме.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями,
пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных
направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных
материалов, лепка).
- Развитие детского творчества.
- Чтение наизусть стихотворений об осени.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы
группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
1 этап. Подготовительный.
- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов
занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор
настольно-печатных и дидактических игр.
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней
природе).
- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю
тему, гербарии с осенними листьями.
- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель,
гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон,
пластилин…).
2 этап. Основной.
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы
осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.
Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к
природе.
Занятие по теме «Осень»
Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»;
учить подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к
глаголам.
Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая
осень»,
Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное
восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней
природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.
Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями
Занятие «Деревья-наши друзья»
формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь
в природе; учить исследовать функциональные особенности систем
жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать
воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение
анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе,
желание беречь и защищать природу.
НОД рисование «Золотая осень»
Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном
рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше. Заполнять
изображением весь лист бумаги. Крону деревьев изображать оттиском мятой
бумаги
НОД по рисованию в старшей группе
«Осеннее дерево»
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»
Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования
«оттиск, отпечаток листьями»
Создавать условия для художественного экспериментирования: показать
возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с
красным
НОД по аппликации в "Осенние деревья".
Расширять знания детей о разновидностях деревьев; учить создавать
красивый образ осеннего дерева.
Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства
радости, любви к природе.
Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на
своём рабочем месте.
Лепка - " Гроздь рябины»", «Что нам осень принесла?»
Формирование у детей умения создавать при помощи лепки гроздь рябины.
НОД «Путешествие в осенний лес»
Систематизировать знания детей об осени , осенних приметах и явлениях;
упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием
наглядных пособий, воспитывать любовь к природе; воспитывать умение
слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.
Чтение художественной литературы.
Пословицы, поговорки, загадки об осени
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
А. Плещеев «Скучная картина»
К. Бальмонт «Осень»
Н. Сладков «Осень на пороге»
Е. Благинина «Улетают, улетели»
Л.Толстой «Дуб и орешник»
К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений; развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса
Д/и «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай
загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по
описанию»,
Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания,
речи, учить определять время года по его характерным признакам;
воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть
взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному
времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками;
Экскурсия в природу «Лес, точно терем расписной ».
Познакомить детей с осенним листопадом.
Объяснить, что в природе все взаимосвязано.
Закрепить знание детей названий деревьев.
Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе.
Экскурсия по участку детского сада.
Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство
ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о
деревьях произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для
жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к
окружающей среде.
Консультация «Как провести с ребёнком осенний день»,
Создание альбома « Мы и осень»
Итоговое мероприятие праздник «Веселые овощи
Приложение
Беседа о осени.
Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить
приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.
Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь
дошкольников,
Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к
природе.
Оборудование: конвертики с разрезными разноцветными осенними
листочками. Карточки – иллюстрации перелетных и зимующих птиц;
животных; осенние пейзажи. Мяч. Смайлики настроения.
Ход: Ребята, вы сейчас услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком
времени года пойдет речь.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
О каком времени года идет речь? Перед детьми карточки с изображением
разных периодов времен года. Посмотрите и найдите карточки на которых
изображено время года осень.
Объясните, почему вы выбрали эти карточки?
Какие приметы вы осени знаете?
Как это явление называется? (листопад) из каких слов состоит?
Какого цвета бывают осенью листья?
Что вы можете сказать о птицах?
Что происходит с днем и ночью?
Что делают животные осенью?
- Ребята, посмотрите на наш календарь природы и скажите: Сколько осенних
месяцев в году?
- Каждый из осенних месяцев хорош. Давайте отправимся в путешествие по
осени, расскажем об осенних изменениях.
Как называется первый месяц осени?
- Что происходит в природе в сентябре, что может нас порадовать?
Как изменяется природа вокруг, что происходит с листьями на деревьях?
Почему они такими становятся?
Давайте поиграем в игру: “ Собери листочек”.
Дети присаживаются за столы. В конвертах разрезные листочки.
Предлагаю собрать листочки из нескольких частей.
А теперь скажите мне, какие листья на деревьях бывают осенью?
(разноцветные, красные, желтые, оранжевые).
- А что в сентябре может нас огорчить?
- Ребята, давайте рассмотрим календарь погоды, который вы отмечали в
сентябре. Каких дней было больше в сентябре?
- Да было больше пасмурных, дождливых, чем ясных. По утрам стелются
туманы, дни короче, а ночи длиннее.
- В сентябре птицы готовятся к отлету в теплые края.
А все ли птицы улетают в теплые края, да птицы которые остаются зимовать
им порой очень тяжело в лютые морозы и человек старается помочь,
подкармливает птиц.
А у сентября есть еще одно название –хмурень (небо хмурится, часто солнце
прячется за тучами)
НОД рисование «Золотая осень»
Программное содержание: Учить детей создавать осенний пейзаж,
изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли,
располагая их ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги.
Крону деревьев изображать оттиском мятой бумаги. Закреплять умения
рисования нетрадиционным способом, в рисовании концом кисти тонких
веток. Формировать навыки использования рациональных приемов при
рисовании Воспитывать интерес к осенним явлениям природы,
эмоциональную отзывчивость, доводить начатое дело до конца.
Материал: Образец воспитателя, краски гуашь, кисточка
№
4, голубые листы.
Штемпельные подушечки, пропитанные гуашью желто-оранжевого, красного
цветов. Комки мятой бумаги, влажные салфетки; персонаж Незнайка.
Предварительная работа: Рассматривание репродукции картины И. Левитана
«Золотая осень». Чтение стихов об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева;
слушание произведения П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня». Чтение
худ. Произведений «Листопадничек» И. Соколова – Микитова, «Лес осенью»
А. Твардовского; экскурсия в осенний парк, беседа об осени, пение песен,
загадывание загадок; рисование осеннего дерева; изготовление комочков
бумаги.
Ход занятия:
Мы все в сборе, Начинаем занятие вскоре.
Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
Любят дети за природой наблюдать. Чтоб потом увиденное нарисовать.
Ребята, послушайте загадку, отгадав ее, вы узнаете тему нашего занятия.
Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят И летят, летят, летят. –
О каком времени года загадка? (об осени)
А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:
Унылая пора!
Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса…
Такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт.
А художники? Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные
дни.
Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, темные
стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся желтые,
оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными. –
Сегодня мы тоже будем рисовать парк в осенний ясный день.
Раздается стук в дверь, входит Незнайка. –
Здравствуйте, ребята! Я случайно услышал, что вы будете рисовать и мне
очень захотелось к вам на занятие, ведь я до сих пор не умею рисовать
деревья. Вы меня научите? –
Научим ребята Незнайку? –
Да. –
Придвиньте к себе листы бумаги. На листах уже есть голубое небо и широкая
полоса земли (травы). На такой полосе земли можно нарисовать деревья,
которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше. Если дерево
близко, где вы его нарисуете? А если дальше? Чтобы успеть нарисовать три-
четыре дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки всех деревьев; а потом уже
на всех деревьях будете рисовать листву (крону). Деревья изображайте
высокими. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен
изображениями.
А листву (крону) мы будем учиться рисовать оттиском смятой бумаги. - Мы
будем макать комочки мятой бумаги в подушечку, пропитанную краской и
наносить легким оттиском на деревья. (Очень сильно мочить комочки не
надо).
Незнайка: «Как интересно, а я так смогу?» -
А ты смотри и запоминай. Так можно быстро нарисовать листву деревьев.
(Но надо постараться рисовать аккуратно). На земле тоже листья, рисуем
таким же способом. Сейчас вы сами приступите к рисованию. С чего вы
начнете рисовать? - С рисования стволов и веток. - Далее рисование листьев
на деревьях и земле.
- Давайте на листе бумаги прорисуем контур дерева.
Молодцы, у вас получилось, можете рисовать краской. Ты, Незнайка, встань
здесь и смотри, как дети будут рисовать.
Физминутка: Упражнение «Падают листья»
Падают, падают листья, В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья, По ветру вьются, летят.
В руки возьмем по корзинке, В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки, Вкусным осенним грибком.
(Дети выполняют движения, согласно тексту, в кругу)
Продолжение практической деятельности.
Анализ детских работ: Спросить: «Можно ли узнать, какое время года
нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что осень? Какой осенний день
нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим
рисункам? (голубое небо, яркая листва). Можно ли назвать то, что вы
изобразили, «золотой осенью»? Почему можно?. Подтвердить высказывания
детей, что в их рисунках больше всего желтых, оранжевых красок, которые
напоминают цвет золота.
Незнайка благодарит за то, что дети научили его рисовать осенние деревья.
Дети дарят один рисунок на память Незнайке. Незнайка прощается и уходит.
НОД по рисованию «Осеннее дерево»
Программное содержание: Вызвать интерес к созданию коллективной
композиции «Осеннее дерево»
Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования
«оттиск, отпечаток листьями»
Создавать условия для художественного экспериментирования: показать
возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с
красным
Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса
Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в
искусстве
Оборудование: Панно с осенним деревом без листьев для коллективной
работы
Гуашь, салфетки, вода, кисти
Корзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен)
Дидактическая игра «Художник по имени Осень»
Стихи, музыка П.И.Чайковский «Времена года»
Предварительная работа:
Экскурсии по участку детского сада и в осенний парк
Рассматривание осенних иллюстраций
Чтение стихов об осени
Беседы с детьми об осени и осенних явлениях
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям фотографии осенней природы с характерными
цветами осени.
Лес разделся
Неба просинь
Это время года…осень
Осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй
– как настроение.…Давайте передадим, друг другу доброе настроение и
настроимся на совместную творческую работу! Передадим улыбку по
кругу…. (передавая гриб, яблоко и т.п. передаем улыбку друг другу)
Дидактическая игра «Художник по имени Осень»
Посмотрите на эти листочки – они многоцветные. Какие краски больше всего
любит Осень? Подбери среди красок художника похожую цветовую гамму.
Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»
Вносим корзинку с натуральными листьями. Это подарок Осени.
Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол.
Осень в гости к нам пришла
Дождь и ветер принесла
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем…
ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»
Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, находят тот
листок, о котором говорится в тексте.
Мы по лесу шли, мы листок нашли,
Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….
… листик липовый нашли…
…от березы лист нашли…
…мы кленовый лист нашли!
Кленовые листья дети держат в руках и подходят к панно «Осеннее дерево».
Рассматривание панно
Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые, посмотрите как
богато украшено наше деревце….ох, что такое, что случилось, отчего грустит
наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь? Подвести детей
к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…
Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем
листочками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки
листьев. Но на столе нет оранжевой краски, а только красная и желтая…как
получить оранжевый цвет?
Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со
стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и
прижимаем к панно, выполняя отпечаток.
Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно с изображением
осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» — «Осень».
Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?
Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени? (чтение
стихов детьми по желанию
)