Автор: Овчаренко Надежда Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Снежинка"
Населённый пункт: Омутнинский район, Кировская область, п.Восточный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знатоки космоса"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Снежинка»
п. Восточный Омутнинского района Кировской области
Методическая разработка развлечения
«Знатоки космоса»
в подготовительной
к школе группе
Разработала: Воспитатель
Овчаренко Надежда
Владимировна
пгт Восточный, 2022г.
Обоснование.
Данная разработка направлена на формирование представлений у детей
старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной
системе,
понятиях
«космос»,
«звезды»,
«планеты»,
«кометы»,
«спутники», освоение космоса людьми. Воспитание чувства гордости за
историю
своей
планеты,
за
достижения
отечественных
ученых,
конструкторов, космонавтов.
Значимость представленной работы состоит в том, что её может
использовать в своей деятельности любой творческий педагог, адаптировав
её содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с
социумом.
Полет Ю.А. Гагарина вошел в историю как выдающееся научно-
техническое достижение нашего государства, как триумф не только
российской космонавтики, но и всего человечества и положил начало
освоению человеком открытого космоса.
Дети не имеют достаточных знаний о космосе и поэтому первые
представления о космосе, можно и нужно давать им уже в старшем
дошкольном возрасте. Эта тема очень интересна и увлекательна. В ДОУ дети
получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о
Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых
космонавтах, о технике, используемой в космосе и многом другом. Дети
эмоционально
воспринимают
окружающую
действительность,
у
них
появляется чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей
страны и ее историю. Эти знания находят отражение в играх, рисунках,
беседах, занятиях. Дети охотно делятся с взрослыми и сверстниками
впечатлениями, тем самым усваивая и закрепляя их, развивая патриотические
чувства. Нравственно-патриотическое воспитание – сложный длительный
процесс, он не может проходить от случая к случаю. Значимых результатов
можно достичь только систематической работой. Ведь мы живем в стране с
такой богатой историей и традициями! Любим нашу Родину и хотим, чтобы
наши воспитанники ее любили. Гордимся, что имеем отношение к таким
важным историческим событиям, как освоение космоса, и хотим, чтобы
наши дети испытывали такую же гордость. Формы работы могут быть весьма
разнообразны: занятия, досуги, праздники, беседы, целевые прогулки, чтение
художественной литературы, дидактические игры и т.д. Информация
обязательно должна закрепляться в разных формах работы в свободное от
занятий время. Мечта – стать космонавтом у современных детей уже не
актуальна. Между тем космические пираты, звездные воины и другие
инопланетные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о
несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные
эмоции,
способствуют
развитию
страхов.
Поэтому
важно
грамотно
выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе
«Знатоки космоса»
Цель:
Расширение и закрепление знаний детей о Космосе и профессии
космонавт.
Развитие выносливости средствами физических упражнений
смешанного характера. Приобщать детей к здоровому образу жизни.
Задачи
:
Образовательные: Систематизировать знания детей о планетах солнечной
системы, космонавтах, космической технике. Обогащать словарь детей
(космонавт, астронавт, звездочет, телескоп);
Развивающиеся: Закрепление двигательных умений в эстафетах с разным
видом деятельности;
Воспитательные: Воспитывать умение работать в команде, сопереживать
друг другу. Создавать эмоционально благоприятную атмосферу; воспитывать
стремление к двигательной активности; воспитывать командный дух, чувство
товарищества, стремления к победе.
Материал: Иллюстрации
с
портретом
Ю.
Гагарина,
космическими
кораблями и аппаратами, межпланетными станциями, космоса (звезды,
галактики, кометы), солнечной системой, с собаками - космонавтами Белкой
и Стрелкой и так далее, презентация «Космос».
Оборудование: 2 больших мяча, кегли (ориентиры), 2 доски, 2 маркера,
малые разноцветные шары, воротца, 2 обруча, бумажные цветы, 2
воздушных шарика, 2 гимнастические палки.
Методические
приемы:
Рассматривание
планет,
звезд,
фотографии
покорителей
космического
пространства;
слушание
аудиозаписей
(космическая
музыка);
беседы,
вопросы,
напоминание,
похвала,
художественное слово.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, энциклопедий,
чтение рассказов о космосе, дидактические и сюжетно – ролевые игры
«Космос».
Форма занятия: вся группа.
Ход развлечения:
Ведущий: Сегодня мы отмечаем праздник «День космонавтики». Многие
годы людей интересовало, что же там находится в этом темном ночном небе
и как бы поближе рассмотреть звезды. Мы могли еще долго об этом мечтать,
если бы ученые не изобрели специальный прибор – телескоп.
Ведущий: С помощью телескопа ученые, а затем и обычные люди, смогли
рассматривать
ночное
небо
и
звезды.
Но
со
временем
интерес
к космическому пространству
только
увеличивался:
людям
захотелось
оказаться
в космосе,
чтобы
узнать
все космические
тайны.
Ученые-
изобретатели взялись за работу, и изобрели космические спутники и
космические ракеты.
Ведущий: И вот однажды человек впервые полетел в космос. Кто знает, как
звали первого космонавта?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Ведущий: Верно, много лет назад, в 1961 году 12 апреля, наш космонавт
поднялся в космос на корабле «Восток».
Ведущий: Какая по форме наша Земля?
Дети: Шар.
Ведущий: А почему она голубовато-белая?
Дети: Потому что на нашей планете много морей и рек, а вокруг белые
облака.
Ведущий: Предлагаю вам отправиться в путешествие по космическим
просторам, чтобы увидеть увлекательный мир космоса!
Ведущий: Как вы думаете, на чем можно отправиться в космос?
Дети: На космическом корабле или ракете.
Ведущий: Готовы? Наше путешествие начинается! Тогда встаем в круг и
повторяем за мной.
Все готовы для полета
(Дети поднимают руки вперед, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят
(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлета
(Маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд
(Встали прыжком, ноги врозь, руки на поясе)
Поклонились вправо, влево
(Делают наклоны в сторону)
Отдадим земной поклон
(Делают поклон вперед)
Вот ракета полетела
(Делают прыжки на двух ногах)
Опустел нас космодром
(Приседают на корточки, затем поднимаются)
Ведущий: Итак, прилетели! Смотрите, перед нами Луна. Что вы знаете про
нее?
Дети: Луна – спутник Земли, поэтому она находится не очень далеко.
Ведущий: Правильно. Наш космический корабль совершил посадку на Луне.
Интересно, что ждет нас на этой удивительной планете? Здесь много ям-
кратеров. Передвигаться здесь можно только на луноходе.
Бывают луноходы, а я вам предлагаю лунопрыги! Сейчас нам нужно
разделиться на две команды. Команда «Белка» и команда «Стрелка» (Дети в
хаотичном порядке разбирают карточки с ниточкой, на которой изображены
Белка и Стрелка (картинок дети не видят, так как они перевернуты) и вешают
на шею.
✔
Эстафета «Лунопрыги»
По сигналу дети по очереди передвигаются на больших мячах до ориентира.
Затем возвращаются, передают мяч следующему участнику своей команды.
Выигрывает та команда, участники которой быстрее справятся с заданием.
Ведущий: Молодцы! Какие вы ловкие и шустрые.
Ведущий: Наше космическое путешествие продолжается. Займите места
в космическом корабле! (Звучит космическая музыка).
Ведущий: Продолжаем путешествие. Летим на планету Меркурий. Это самая
ближайшая к Солнцу планета, у этой планеты нет спутников. Днем на
планете бывает жарко, а ночью может идти ледяной дождь.
Вчера на Меркурий упало много метеоритов, давайте уберем их, чтобы было
легче исследовать планету.
✔
Эстафета «Убрать космический мусор».
Каждая команда собирает рассыпанные по залу разноцветные шары в свою
корзину.
Ведущий: Очень необычная планета, но нам пора отправляться дальше!
Ведущий: Ребята, мы на сказочной планете Венера.
Красавица Венера,
Капризна и упряма.
Чудовищной жарою,
Встречает смельчаков,
И брызжет кислотой,
Из плотных облаков.
На
этой
планете
множество
пещер.
Надо
быть
очень
осторожным, путешествуя по ней. Посмотрим, удастся ли нам перебраться по
узким пещерам.
✔
Эстафета «Пещеры»
По сигналу участники каждой команды по очереди пролезают через вороцца,
оббегают ориентир, возвращаются и передают эстафету следующему игроку.
Выигрывает та команда, участники которой быстрее выполнят задание.
Ведущий: Внимание! Наше путешествие продолжается!
Ведущий: Ребята, мы на загадочной планете Юпитер!
Юпитер – самая большая планета во Вселенной.
Огромная, красивая планета.
В честь Бога это чудо нарекли.
Юпитер есть восьмое чудо света.
Он зажигает космоса огни.
Юпитера размеры, так огромны.
Что все планеты спрятались бы в нём.
Там серы бьют фонтаны в космос вольно.
Планета эта пышет вся огнём.
✔
Эстафета «Попрыгушки»
Прыжки на одной правой ноге вперед до обруча (середина, дальше – на
другой левой ноге. Руки на поясе. У линии старта передает эстафету
следующему касанием руки.
Ведущий: Ребята, мы продолжаем свое путешествие и летим на следующую
планету.
Ведущий: Ребята, мы на загадочной планете Сатурн!
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Ведущий:
Хотите
тоже
побыть
маленькими
Сатурнчиками?
Давайте
одолжим у Сатурна кольца для нашей игры. По команде игроки по двое
надевают на себя обруч и бегут до ориентира и обратно. Побеждает та
команда, кто первым закончит соревнования.
Ведущий: Молодцы! Какие вы ловкие и шустрые. Летим дальше…
Ведущий: Наше космическое
путешествие
продолжается.
Это ледяная
планета и там невесомость. Все как бы плавает в воздухе, как в воде. Это
называется невесомостью.
✔
Эстафета «Невесомость»
По сигналу начинают бег с воздушным шаром, подбрасывая и толкая его
гимнастической палкой, огибают ограничитель, возвращаются бегом и
передают шарик следующему участнику, встают в конец команды. Задание
считается выполненным, когда последний участник пересечет линию старт-
финиш.
Ведущий: Космонавтики маленькие, вы наверное устали от такого дальнего
путешествия. Давайте отдохнем и вспомним пальчиковую гимнастику (дети
садятся в круг на коврик).
«Космонавт»
В темном небе звезды светят.
(Сжимают, разжимают кулачки)
Космонавт летит в ракете
(Ладони соединены под острым углом)
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит
(Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз)
Видит сверху он поля,
(Загибают по одному пальцу)
Горы, реки и моря
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони изображают шар).
Ведущий: А теперь нам пора возвращаться на Землю. (Под музыку дети
имитируют взлет ракеты).
Мы удачно приземлились на нашу родную планету. Вот и закончилось
наше космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую
лучшую из всех планет, планету – Земля.
Ну вот и закончилось наше путешествие, не все планеты нашей Солнечной
системы мы успели посетить, но мы обязательно продолжим наши
путешествия в космос, а сейчас в память о нашем полете я хочу угостить вас
шоколадными батончиками, которые носят название одной из планет на
которых мы сегодня побывали. Догадайтесь, как они называются? ( марс) До
свидания, до новых путешествий!
Песня «Прекрасное далёко»