Автор: Римарь Наталья Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№53
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий ГО
Наименование материала: проект "Юные баскетболисты"
Тема: приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к здоровому образу жизни через обучение элементам игры в баскетбол
Раздел: дошкольное образование
Содержание
Паспорт проекта
Введение
1.Актуальность проекта
2.Цели и задачи проекта
3.Участники проекта
4.Условия реализации проекта
5.Сроки и этапы реализации проекта
6.Ожидаемые результаты реализации проекта
7.Основные мероприятия реализации проекта
8.Оценка эффективности реализации проекта
9.Интеграция с другими образовательными областями
10Анализ результатов проекта
11.Перспективы реализации проекта
Список литературы
Приложения
2
4
5
7
8
9
10
11
12
16
17
18
19
20
Паспорт проекта
Наименование
проекта
«Юные баскетболисты» по
приобщению детей старшего дошкольного
возраста (6-7 лет) к здоровому образу жизни через обучение элементам
игры в баскетбол.
Разработчик
проекта
Воспитатель
Актуальность
проекта
Обучение
баскетболу
детей
старшего
дошкольного
возраста
обуславливается тем, что у детей и родителей возник интерес к тому,
чтобы дети научились играть в баскетбол. Авторы методических пособий
по
физическому
воспитанию
подчеркивают
целесообразность
использования элементов баскетбола в качестве одного из средств
физического воспитания старших дошкольников. Поэтому возникла идея
создания проекта «Юные баскетболисты» по обучению детей дошкольного
возраста
(6-7лет)
элементам
игры
баскетбол.
Освоение
элементов
спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших
занятий спортом. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку
физическую закалку, развивает быстроту реакции, ловкость. Упражнения в
бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации.
Развивают выразительность движения, пространственную ориентировку,
ритмичность, развитие не только крупных, но и мелких мышц обеих рук,
увеличивает подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно
для ребенка, готовящегося к обучению в школе.
Цель и задачи
проекта
Приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к здоровому
образу жизни через обучение элементам игры в баскетбол.
Задачи: учить детей играть в баскетбол, соблюдая правила игры в команде;
развивать
физические
качества
(выносливость,
ловкость,
быстроту,
координацию движений, ориентацию в пространстве)., воспитывать
основные
нравственно-волевые
свойства
личности
(выдержку,
самообладание, целеустремленность, решительность).
Сроки
реализации
проекта
Проект рассчитан на учебный год
Этапы
реализации
проекта
и
перечень
основных
мероприятий
I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь)
Подборка
методической
литературы
и
материалов,
разработка
организованно образовательной деятельности, разработка мониторинга,
привлечение семей воспитанников к участию в проекте, обогащение
физкультурного оборудования, составление плана сетевое взаимодействие
со спортивными объектами города. Опросник для детей, анкетирования
родителей.
II этап – ОСНОВНОЙ (октябрь – апрель)
Цикл бесед о здоровом образе жизни, экскурсии, упражнения и игры с
мячом, просмотр мультфильмов и презентаций, чтение художественной
литературы, консультации, выставки.
2
III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май)
Проведение спортивного развлечения, итогового мониторинга, выпуск
стенгазеты. Презентация результатов реализации проекта для педагогов
ДОО и семей воспитанников.
Распределение
обязанностей
среди
исполнителей
проекта
старший
воспитатель
–
обеспечивает
сетевое
взаимодействие,
планирование сроков и ресурсов, выполняет управление и контроль за
ходом
выполнения
проекта.
воспитатель
группы,
инструктор
по
физической
культуре,
музыкальный
руководитель
–
разработка
т
проведение совместной деятельности, игр, наблюдений, экскурсий и
других мероприятий проекта
семьи воспитанников – участие в проекте, оказание посильной помощи в
ходе проекта.
Ресурсное
обеспечение
проекта
Физкультурный зал. Спортивное оборудование: баскетбольный щит с
корзиной (стационарный); корзины напольные. Сетка длиной 40 см.
Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем
площадки.
Спортивный инвентарь:
мячи надувные разного веса и диаметра, кегли, обручи. спортивный
инвентарь для индивидуальной и групповой работы;
Наглядный и демонстрационный материал
Материальные
затраты
Необходимо приобрести разметку для площадки игры в баскетбол.
Оборудовать спортивную площадку на прогулочном участке.
Описание
конечного
продукта
Обучение
старших
дошкольников
элементам
игры
в
баскетбол,
способствует приобщению их к здоровому образу жизни. О чем
свидетельствуют изменения в поведении детей. Старшие дошкольники не
только овладели элементами игры в баскетбол на высоком уровне, но и
стали больше интересоваться здоровым образом жизни, способами
сохранения и укрепления своего здоровья, здоровья окружающих его
людей.
По мнению родителей и педагогов, дети стали физически более крепкими,
выносливыми,
дисциплинированными,
у
них
появилась
выдержка,
самообладание,
улучшилась координация движений
в окружающем
пространстве,
укрепились
дружеские
взаимоотношения,
умение
действовать в коллективе. В результате проведенных мероприятий проекта
наблюдалось увеличение числа детей, желающих посещать спортивные
секции
Результаты,
выводы
В результате проведенных мероприятий проекта наблюдалось увеличение
числа детей, желающих посещать спортивные секции. Проект может быть
использован
для
активной
пропаганды
современных
подходов
к
формированию, сохранению и укреплению здоровья детей старшего
дошкольного возраста в условиях ДОО.
Самоанализ и
самооценка
проект «Юные баскетболисты» положительно влияет на приобщение детей
старшего
дошкольного
возраста
к
здоровому
образу
жизни,
дает
благоприятный образовательный, оздоровительный и воспитательный
эффект.
3
Введение
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку детские годы, вошло в
его разум и сердца из окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский.
В детстве закладываются все основы будущего здоровья, и если ребенок с
детства привык заниматься физическими упражнениями, то будучи уже
взрослым, это очень поможет ему в школе, а в дальнейшем и в работе.
Умственная активность ребенка напрямую зависит от его физической
подготовки, иначе он будет быстро утомляться и не научится усидчивости, не
сможет доводить свои дела до конца. Недостаточная физическая активность
детей, особенно в период усиленного роста, когда ускоренное развитие скелета
и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем
кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья,
снижения
жизненного
тонуса.
Среди
всего
многообразия
двигательной
деятельности дошкольников особое место занимают подвижные и спортивные
игры с мячом. Упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически
развивающими
ребенка,
дающими
значительный,
образовательный,
оздоровительный и воспитательный эффект. Еще в древние времена игры с
мячом носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Римский
врач Клавдий Гален прописывал своим больным игры с мячом в качестве
лекарства. А создатель системы общественного дошкольного воспитания
Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка. И
сегодня мяч должен быть «спутником детства».
Игры с мячом не только
интересное развлечение: в значительной мере они способствуют развитию
координации движений, что очень важно при обучении письму, рисованию,
конструированию.
4
1.Актуальность проекта
Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет
основу для дальнейших занятий спортом. Приобщение к спорту с раннего
детства дает человеку физическую закалку, развивает быстроту реакции,
ловкость. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию
глазомера,
координации.
Развивают
выразительность
движения,
пространственную ориентировку, ритмичность, развитие не только крупных, но
и мелких мышц обеих рук, увеличивает подвижность суставов пальцев и
кистей, что особенно важно для ребенка, готовящегося к обучению в школе.
При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это
способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего
организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные
действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на
мышцы,
удерживающие
позвоночник,
что
важно
при
формировании
правильной осанки.
Баскетбол – спортивная игра с мячом. В играх и действиях с мячом
дошкольники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании
его в корзину, броскам на дальность с места и разбега, но также и в ходьбе, беге
и прыжках. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся
обстановке. Это способствует формированию у детей старшего дошкольного
возраста умения самостоятельно применять движения в зависимости от
условий игры. Так же баскетбол - игра коллективная, в которой развивают
навыки
поведения
ребенка
в
коллективе,
воспитывают
товарищеские
взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
В игре баскетбол создаются благоприятные условия для воспитания
нравственно-волевых свойств личности. Такие игры приучают преодолевать
эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда
имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий.
5
Обучение
баскетболу
детей
старшего
дошкольного
возраста
обуславливается тем, что у детей и родителей возник интерес к тому, чтобы
дети научились играть в баскетбол. Авторы методических пособий по
физическому воспитанию
подчеркивают
целесообразность
использования
элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания
старших дошкольников. Поэтому возникла идея создания проекта «Юные
баскетболисты» по обучению детей дошкольного возраста (6-7лет) элементам
игры баскетбол,
Игра для детей имеет исключительное значение, я считаю, что включение
в процесс физического развития дошкольников игр с элементами баскетбола,
будет способствовать повышению интереса к занятиям физической культуры, а
также улучшению здоровья и функциональной подготовленности детей
дошкольного возраста.
6
2.Цель проекта
Приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к здоровому
образу жизни через обучение элементам игры в баскетбол.
Задачи проекта
Учить детей играть в баскетбол, соблюдая правила игры в команде.
Развивать физические качества (выносливость, ловкость, быстроту,
координацию движений, ориентацию в пространстве).
Воспитывать
основные
нравственно-волевые
свойства
личности
(выдержку, самообладание, целеустремленность, решительность).
7
3.Участники проекта
дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет); старший воспитатель;
воспитатель
группы;
семьи
воспитанников;
инструктор
по
физической
культуре; музыкальный руководитель.
8
4.Условия реализации проекта
обогащение предметно-пространственной развивающей среды по физическому
развитию, разработать систему работы с семьями воспитанников, организовать
сетевое взаимодействие со спортивными объектами города.
9
5.Сроки и этапы реализации проекта
Проект рассчитан на учебный год
I этап-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь)
Подборка методической литературы и материалов, разработка организованно
образовательной деятельности, разработка мониторинга, привлечение семей
воспитанников к участию в проекте, обогащение физкультурного
оборудования, составление плана сетевое взаимодействие со спортивными
объектами города. Опросник для детей, анкетирования родителей.
II этап-ОСНОВНОЙ (октябрь–апрель)
Цикл бесед о здоровом образе жизни, экскурсии, упражнения и игры с мячом,
просмотр мультфильмов и презентаций, чтение художественной литературы,
консультации, выставки.
III этап-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май)
Проведение спортивного развлечения, итогового мониторинга, выпуск
стенгазеты. Презентация результатов реализации проекта для педагогов ДОО и
семей воспитанников.
10
6.Ожидаемые результаты реализации проекта
Старшие дошкольники научатся играть в баскетбол, соблюдая правила
игры в команде,
разовьются
и усовершенствуются физические качества:
выносливость, ловкость, быстрота, улучшится координация движений, дети
станут лучше координировать свои движения в пространстве, дошкольники
станут более выдержанными, целеустремленными, решительными.
11
7.Основные мероприятия реализации проекта
№
мероприятия
форма
Срок
проведения
Ответственный
1 этап
1
Разработка анкет и
консультаций для
родителей.
Информация для
родителей о
предстоящей
деятельности.
Опрос детей «Каким спортом
вы хотите заниматься?»
анкетирования родителей
Родительское собрание «Дети и
спорт»
сентябрь
Инструктор по
физической
культуре,
воспитатель
Разработка
мониторинга
Беседа и наблюдение для
выявления уровня умений детей
играть в баскетбол
сентябрь
Инструктор по
физической
культуре,
старший
воспитатель,
воспитатель
группы
2
Составление плана
Подбор игровых упражнений и
игр по обучению детей
элементам баскетбола.
Подготовка экскурсии с детьми
в спортивный комплекс
сентябрь
Старший
воспитатель;
воспитатель
группы
2 этап
1
Знакомство
старших
дошкольников с
игрой в
баскетбол через
игры и
упражнения
Игры с мячом:
• Играй, играй – мяч не потеряй
• Забрось мяч в корзину
• Кенгуру
• Прокати мяч и не урони шарик
• За мячом
• Догони мяч
• Ведение мяча на месте
• Ведение мяча в ходьбе
• Ведение мяча в беге
• Поймай – не урони
• Обгони мяч
• Веселая эстафета
• Мяч капитану
• Ты мне – я тебе
Дидактические игры:
октябрь
Воспитатель
группы;
родители
12
"Кому что нужно для занятия
спортом"
"Сложи картинку"
"Забей гол в ворота"
Сюжетно-ролевые игры:
- Олимпиада
- Школа мяча
- Мы спортсмены
2
Чтение
художественной
литературы
«Хочу стать чемпионом»
(Г.П.Шалова);
«Что такое баскетбол»
(Э.Буссолати)
«Зарядка для хвоста» (Г.Остер)
«Мяч», «Веревочка» (А. Барто)
октябрь
Воспитатель
группы
3
Выставка рисунков
«Я играю с мячом»
октябрь
Старший
воспитатель;
воспитатели
группы
4
Работа с
родителями
Обогащение
педагогической
копилки родителей
по организации
различных игр,
упражнений с
разными видами
мячей
Фотоальбом
«Спорт в моей семье»
Консультация
«С какого возраста можно
заниматься баскетболом»
Мастер-класс «С чего начинать
обучение элементам игры в
баскетбол с дошколятами".
Семинар-практикум «В какие
игры играть дома с мячом»
Информационная
поддержка
родителей
информационная папка
«Значение мяча в развитии
организма ребенка»,
- Буклеты: «Организуем
игры детей с мячом»,
«Игровые упражнения на
фитболах для дошкольников»
«Развиваем мелкую моторику
ребёнка (использование
массажныхмячей)»
- «Комплексы упражнений
октябрь
Воспитатели
группы,
инструктор по
физической
культуре
13
с мячами»
Работа семейного клуба по
теме «Папа, мама, я –
спортивная семья!» (Игры
из детства пап и мам)
5
Рассматривание
картинок и
фотографий
Изображения разных видов
спорта с мячом и оформление
их в альбом.
октябрь
Воспитатель
группы
инструктор по
физической
культуре
6
Оформление
фотовыставки
Фотовыставка «Лучшие
баскетболисты мира».
октябрь
Старший
воспитатель
7
Беседы с детьми
«История возникновения мяча»
«Выходной в моей семье»
«Спорт в моей семье»
«Какими видами спорта
занимаются в моей семье»
«Откуда пришел баскетбол»
«Какие бываю мячи?»
«Поле, его линии»
«Кто разыгрывает мяч?»
«Нападаем – защищаем»
«Что можно и чего нельзя в
баскетболе?»
«Штрафные броски»
«Играем вместе».
октябрь
Воспитатель
группы;
инструктор по
физической
культуре
8
Занятия по
обучению детей
игре в баскетбол
«Быть здоровым, смелым,
ловким помогают тренировки»
(Приложение №2)
октябрь
инструктор по
физической
культуре
9
Просмотр
мультфильмов:
«Маша и Медведь. Баскетбол»;
«Бернард. Баскетбол»; «Умелиц
Мэнни. Баскетбол для всех»;
«ТуТиТу. Баскетбол»
ноябрь
Воспитатель
группы
10
Мультимедийные
презентации:
«История мяча», «Виды спорта
с мячом», отрывки из
трансляции игры в баскетбол»
декабрь-
январь
Воспитатель
группы;
инструктор по
физической
культуре
11
Прослушивание,
разучивание песен,
Песенник «Вся планета-
стадион»
февраль-
март
Музыкальный
руководитель;
14
музыкальных
композиций и
гимнастических
упражнений на
спортивную
тематику.
муз. Ю.О. Чичкова,
сл. В.И. Харитонова
воспитатель
группы;
инструктор по
физической
культуре
12
Экскурсии
В спортивный комплекс на игру
по баскетболу
апрель
Старший
воспитатель,
воспитатель
группы,
инструктор по
физической
культуре
3 этап
1
Проведения
спортивного
развлечения
«Эти разные мячи»
апрель
Воспитатель
группы,
родители
2
Итоговый
мониторинг.
Определение уровня
сформированности игры детей в
баскетбол
апрель
Воспитатель
группы,
инструктор по
физической
культуре
3
Организация
стенгазеты
«Я и баскетбол»
«Баскетбол глазами ребенка»
май
Воспитатель
группы,
родители
4
Презентация
проекта
«Юные баскетболисты»
май
Инструктор по
физической
культуре
15
8.Оценка эффективности реализации проекта
Сроки проведения мониторинга: сентябрь - май.
Для оценки эффективности реализации проекта разработан мониторинг.
Определены критерии овладения детьми элементам игры в баскетбол. В
соответствии с критериями выделены три уровня высокий, средний, низкий.
Проводится первичный и итоговый анализ. (Приложение 1,2)
16
9.Интеграция с другими образовательными областями
Социально – коммуникативное развитие
Приобщение к ценностям физической культуры;
Формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных
возможностях и особенностях;
Приобщение
к
элементарным
общепринятым
нормам
и
правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной
активности.
Формирование гендерной, семейной принадлежности, чувства принадлежности
к мировому сообществу.
Познавательное развитие – расширение кругозора в части представлений
о здоровье человека. Расширение кругозора в сфере физической культуры. В
части двигательной активности, как способа усвоения ребенком предметных
действий, а также как одного из средств овладения рациональным составом
различных видов детской деятельности.
Речевое развитие – использование художественных произведений (стихи,
рассказы про спорт, великих спортсменов), обогащение словаря детей.
Художественно – эстетическое развитие - использование продуктивных
видов деятельности (рисование, фотография) для обогащения и закрепления
содержания области «Физическое развитие».
17
10.Анализ результатов проекта
Анализ
результатов
реализации
проекта
«Юные
баскетболисты»
позволяет сделать выводы, что обучение старших дошкольников элементам
игры в баскетбол, способствует приобщению их к здоровому образу жизни. О
чем свидетельствуют изменения в поведении детей. Старшие дошкольники не
только овладели элементами игры в баскетбол на высоком уровне, но и стали
больше интересоваться здоровым образом жизни, способами сохранения и
укрепления своего здоровья, здоровья окружающих его людей.
По мнению родителей и педагогов, дети стали физически более
крепкими, выносливыми, дисциплинированными, у них появилась выдержка,
самообладание,
улучшилась
координация
движений
в
окружающем
пространстве, укрепились
дружеские взаимоотношения,
умение действовать в
коллективе. В результате проведенных мероприятий проекта наблюдалось
увеличение числа детей, желающих посещать спортивные секции. Таким
образом, можно утверждать, что проект «Юные баскетболисты» положительно
влияет на приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому
образу жизни, дает благоприятный образовательный, оздоровительный и
воспитательный эффект.
Проект может быть использован для активной пропаганды современных
подходов к формированию, сохранению и укреплению здоровья детей старшего
дошкольного возраста в условиях ДОО.
18
11.Перспективы реализации проекта
Реализация проекта с новыми участниками
Реализация проекта с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
19
Список литературы
1.
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1983.
2.
Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн.
Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
3.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость:
Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.
4.
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет.
сада. – М.: Просвещение, 1986.
5.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для
воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.
6.
Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология
физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
7.
Зельдович, Т. А. Подготовка юных баскетболистов
8.
Кедрина Т.Я. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей .-
М. : Педагогика-Пресс,1992.
9.
Логинова В.И, Бабаева Т.И, Ноткина Н.А и др.; Под ред. Бабаевой Т.И,
Михайловой З.А, Гурович Л.М. Детство: Программа развития и
воспитания детей в детском саду/ Изд. 2-е, переработанное. – СПб.:
Акцидент, 1996. ISBN 5-88375-020-6
10.Физическое воспитание детей дошкольного возраста.: Кн. для
воспитателя дет сада: Из опыта работы / В.А. Андерсон, Л.А. Вик, Л.С.
Жбанова и др.; Сост. Ю.Ф. Луури.- М.: Просвещение, 1991.
11.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребенок – в
здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола,
1999.
20
Приложение 1
Мониторинг
овладения детьми элементов игры в баскетбол
Критерии и уровни сформированности навыков выполнения элементов игры в
баскетбол у детей старшего дошкольного возраста (разработанные Ю.Д.
Железняка, Ю.М. Портновой, А.Я. Гомельским)
Критерии
Высокий
Средний
Низкий
1
2
3
4
1. Когнитивный Ребенок понимает
значение
элементов игры
баскетбол
в его физическом
развитии, знает
технику выполнения
игры
баскетбол.
У ребенка еще
недостаточно
сформированы
элементы игры
баскетбол и их роль в
физическом развитии, о
технике выполнения
игры баскетбол.
У ребенка практически
не сформировано
представление о
значении элементов
игры в баскетбол.
Не совсем понимает, что
такое игра
баскетбол, не понимает
значение игры в
баскетбол.
2.
Мотивационно-
потребностный
У ребенка есть
большое желание и
положительная
мотивация выполнять
элементы игры
баскетбол правильно,
постепенно
увеличивая их
количественные и
качественные
показатели.
Потребность
выполнять
элементы игры
баскетбол
правильно, увеличивая
их количественные и
качественные
показатели, у
ребенка еще
неустойчива и
противоречива.
У ребенка нет желания
выполнять
элементы игры
баскетбол, правильно,
постепенно увеличивая
их количественные
и качественные
показатели.
3.
Деятельностны
й
Ребенок сам, без
напоминания.
самостоятельно
использует
элементы игры
баскетбол в
целях своего
физического
развития.
Ребенок периодически
использует элементы
игры
баскетбол в целях
своего
физического развития.
Нуждается в
стимулировании.
Ребенок не обладает
умениями и
навыками
самостоятельного
использования
элементов игры
баскетбол для
физического
развития.
21
Контрольные упражнения для выявления сформированности навыков
элементов игры баскетбол.
Бег с ведением, змейкой. Испытуемый стоит на старте, по сигналу
руководителя начинает ведение до флажка, на расстоянии 10м., делает поворот,
возвращается к линии старта. У линии старта делает поворот и возвращается к
флажку, финиширует.
Передача мяча в парах, тремя видами: из-за головы, от груди, одной рукой.
Бросание мяча в корзину. Руководитель выбирает 3 позиции, из которых
выполняется по 3 броска.
Ловля мяча стоя на месте, находясь в движении, принимать его на различной
высоте от земли одной и двумя руками.
Ведение мяча по кругу, 20 м.
Контрольные упражнения
Элементы игры баскетбол
1. Бег с ведением, змейкой.
Ведение.
2. Передача в парах, тремя видами.
Передача.
3. Бросание мяча в корзину.
Бросок.
4. Ловля мяча.
Ловля.
5. Ведение мяча по кругу.
Перемещение.
Тесты для выявления уровня сформированности элементов игры в баскетбол
Элементы игры баскетбол
Уровни
высокий
средний
низкий
Ведение
6.8с
8.2с
10.5с
Передача
8
6
4
Бросок в корзину
7
4
2
Ловля
10
6
3
Перемещение
6.41с
7.42с
8.12с
Методика 1
Цель: выявить умение детей действовать с мячом, реагировать на сигнал.
I часть. Игра «Играй, играй, мяч не теряй»;
22
II часть. Игра «Поймай мяч»;
III часть. Игра «Сбей кеглю».
Методика 2
Цель: выявить умения детей вести мяч правой и левой рукой, меняя
направление передвижения, а также проверить развитие ориентировки в
пространстве, ловкости.
I часть. 1. Ведение мяча правой и левой рукой, свободно передвигаясь по
площадке. 2. Ведение мяча с изменением направления передвижения.
II часть. Подвижная игра «Мотоциклисты».
III часть. Дети строятся в круг. В середине круга – мяч. Один ребенок,
которого назначает взрослый, закрывает глаза, делает поворот кругом. Он
должен, не глядя, пройти до мяча и попасть ногой (одним движением) в мяч.
Методика 3
Цель: проверить ведение мяча правой рукой и броски мяча в корзину.
Дети построены в 2 колонны, по 6 игроков в колонне напротив корзины, на
расстоянии 10 м от них. Первые в колоннах ведут мячи ближе к корзинам,
останавливаются и бросают в них мячи двумя руками от груди, ловят мячи,
ведут обратно и передают следующим игрокам.
Челночный бег на 30м (ловкость).
Прыжки в высоту с места (количественные показатели, сила).
Броски мяча в корзину с расстояния 3м (глазомер, сила), высота кольца – 2м.
23
Приложение 2
План реализации проекта по развитию двигательных навыков и умений
дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола
Упражнения и игры с передачей мяча
Первоначальное обучение
Сентябрь
1. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
2. Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте парами.
3. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.
4. Передача мяча одной рукой от груди в движении после ловли его.
Игры: «10 передач», «Мяч водящему».
Углубленное разучивание
Октябрь
1. Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево).
2. Передача мяча в тройках, пятерках.
3.Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем
противоположной колонны.
Игры: «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу».
Совершенствование
Ноябрь
1.
Передача мяча парами при противодействии защитника.
Игры: «Поймай мяч», «Займи свободный кружок».
Упражнения и игры с ведением мяча
Первоначальное обучение
Декабрь
1. Ведение мяча на месте.
2.
Ведение мяча вокруг себя.
3.
Ведение мяча, продвигаясь шагом.
Игры: «Мотоциклисты», «Скажи, какой цвет».
Углубленное разучивание
Январь
1.
Ведение мяча с изменением: а) направления передвижения, б) скорости
передвижения, в) высоты отскока мяча.
2.
Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него.
3.
Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
Совершенствование
Февраль
Игры: «Вызовы по номерам», «Ведение мяча парами», «Ловец с мячом»,
«Эстафета с ведением мяча».
Упражнения и игры с бросками мяча в корзину
Первоначальное обучение
Март
1.
Бросок мяча в корзину (поставленную на пол) удобным для детей
способом.
2.
Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через
веревку или сетку.
3.
Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.
Игры: «Пять бросков», «Чья команда больше».
24
Углубленное разучивание
Апрель
1.
Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки).
2.
Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.
Совершенствование
Май
Игры: «Бросание мяча в парах», «Метко в корзину».
Сочетание действий: ловли – бросков мяча, ведения – бросков мяча,
ловли – ведения мяча, ведения – передачи.
Игры: «Мяч ловцу», «Мяч капитану»; игры в баскетбол по упрощенным
правилам.
25
Приложение 3
Правила игры в мини баскетбол для дошкольников
Цель игры
Игра проводится между командами по пять игроков. Цель каждой команды в
игре – забросить как можно мячей в корзину соперника, соблюдая при этом
правила игры.
Участники игры
Каждая команда состоит из 5 играющих на площадке и нескольких запасных.
Один
из
игроков
-
капитан.
Игроки
одной
команды
должны
иметь
отличительные знаки, которые одевают на спину и грудь.
Судейство
Педагог следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания и дает
сигналы при нарушении правил, засчитывает попадания мяча в корзину,
разрешает споры.
Время игры
Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается
пятиминутный перерыв. Педагог контролирует время игры, не останавливая
часов. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с
мячом (3-4 минуты). С цель приведения организма ребенка в более спокойное
состояние.
Счет игры
При попадании мяча в корзину команде начисляется два очка. Игра может
закончиться победой одной команды или ничьей.
Правила проведения игры
Педагог может менять игроков во время игры и во время перерыва. Мяч можно
передавать, бросать или вести в любом направлении. Ударять по мячу кулаком
или
ногой
запрещается.
Случайное
касание
мячом
ноги
не
является
нарушением. Мяч считается вышедшим из игры, если он коснулся пола, игрока
или предмета вне площадки. Мяч считается вышедшим из игры от игрока,
который последним дотронулся до него. Если воспитатель сомневается, кто
последний коснулся мяча, назначается спорный бросок. Игрок, получивший
мяч в движении, может сделать с ним не более трех шагов, после чего он
должен выполнить передачу, бросок или ведение. Игроку запрещается вести
мяч двумя руками одновременно.
Нарушения
Нарушением называется несоблюдение правил игры, перечисленных выше.
Обычно после нарушения мяч забрасывается в игру игроком противоположной
команды. Забрасывание мяча в игру всегда производится из-за боковой линии,
против того места на площадке, где было совершено нарушение.
26
Начало игры и розыгрыш спорного броска
Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге
при начале каждого периода, при задержке мяча, когда два игрока из
противоположных команд держат мяч в одно и тоже время, при выходе мяча из
игры от одновременного
касания
игроками
обеих
команд
или,
когда
воспитатель сомневается от кого вышел мяч, когда мяч застревает в корзине,
когда совершена обоюдная персональная ошибка. При розыгрыше начального и
спорного броска воспитатель подбрасывает мяч вверх между игроками, и,
после того как он достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его.
Правила поведения
Во время игры дети должны всегда проявлять корректность. Игроки, которые
ведут себя недисциплинированно или грубо, должны быть временно удалены с
площадки. Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться, подставлять
ножку и т. д.
27
Приложение 4
Конспект ООД
Тема: «Быть здоровым, смелым, ловким помогают тренировки»
Программное содержание:
1.
Учить бросать мяч в кольцо двумя руками способом «от груди»,
выполняя бросок в 2 приема.
2.
Закреплять броски и ловлю мяча после касания его о стену и отскока от
пола, бросок в обратной последовательности.
3.
Совершенствовать навыки передачи – ловли мяча.
4.
Воспитывать организованность, ответственность за свои действия перед
командой.
Оборудование: мячи, по количеству детей, баскетбольные кольца.
Ход занятия:
1. Разминка
Ходьба в колонне друг за другом с мячом в руках. Ходьба на носках, мяч
вверху. Ходьба на пятках, мяч за головой. Легкий бег с мячом в руках, бег с
подбрасыванием мяча вверх.
2. Работа с мячом:
Броски мяча в баскетбольное кольцо. Объяснить, что бросок выполняется
в 2 приема:
1.
Одна нога впереди, другая сзади, мяч на уровне подбородка.
2.
Руки выпрямляются одновременно с ногами, кольцами рук дать мячу
вращение вокруг горизонтальной оси.
Броски мяча об стену и ловля его после отскока от пола. Предложить
детям выполнить упражнение в обратной последовательности: сначала
бросить мяч об пол так, чтобы он после броска ударился о стену, а затем
ловля мяча после отскока от стены.
Русская народная игра «Штандер». Играющие становятся в круг. Один из
них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга. Водящий
сильно ударяет мячом о землю (или подбрасывает его вверх) и называет чьё-
нибудь имя. Вызванный ребенок бежит за мячом, а остальные играющие
разбегаются в стороны.
28
Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Штандер!» Все
останавливаются и стоят неподвижно там, где застала их команда. Водящий
старается попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от
мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать). Если водящий
промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий
снова кричит: «Штандер!», и кидает мяч в кого-либо их играющих. Осаленный
игрок становится водящим. Играющие становятся вокруг него в круг, и игра
продолжается.
Правила запрещают игрокам сходить с места после команды «Штандер», но
пока мяч не оказался в руках водящего, можно перемещаться по площадке, как
угодно.
Броски мяча в парах через пол: игрок три раза отбивает мяч от пола, а
четвертым ударом сверху вниз посылает мяч своему партнеру. Обратить
внимание на фиксацию взгляда на мяче.
Игра «Передал - садись». Дети делятся детей на 2 колонны. Впереди лицом к
колонне стоит водящий. По команде он бросает мяч первому в колонне, тот
ловит и бросает мяч водящему, а сам садится на корточки. Водящий бросает
мяч второму ребенку из колонны и так далее.
3.
Заключительная часть. Спокойная ходьба по залу, восстановление
дыхания
29