Автор: Афонюшкин Александр Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Раменский ЦРТДиЮ
Населённый пункт: г. Раменское
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Профессиональная компетентность
педагога дополнительного образования
Афонюшкин Александр Викторович,
педагог дополнительного образования
МУДО Раменский ЦРТДиЮ
Дополнительное образование это сложная педагогическая система, чье
оптимальное функционирование зависит от большого количества факторов,
но главным образом от педагогической компетенции педагога.
Педагог дополнительного образования осуществляет организацию вне-
школьного времени воспитанников, содействует развитию способностей и
раскрытию талантов школьников, а также включает их в художественную,
техническую, спортивную и другие виды деятельности.
Педагог дополнительного образования является активным носителем со-
держания образования, который способен адаптировать его применительно к
определенным условиям, возрастным и психофизическим особенностям обу-
чающихся. Следовательно, деятельность педагога дополнительного образо-
вания нацелена, в самом общем плане, на обучение, воспитание и всесто-
роннее развитие подрастающего поколения. Ориентация на творчество тре-
бует от них глубоких профессиональных знаний, высокого мастерства, и
компетентности.
Труд педагога учреждения дополнительного образования представляет
органическое единство педагогического и профильно-технологического
компонентов. Первый компонент предполагает овладение ситуацией творче-
ского становления личности воспитанника, а второй, который зачастую не
имеет прямого аналога не только в деятельности учителя школы, но и в дру-
гих видах профессиональной деятельности (туристические кружки и т.д.), -
направлен на развитие операционально-технической сферы личности. Иначе
говоря, основу данного единства составляет решение педагогических
проблем, а средством обучения и воспитания выступает профильно-техноло-
гический компонент. Это составляет особенность деятельности педагога
учреждения дополнительного образования.
Одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на разви-
тие личности воспитанников в дополнительном образовании, является про-
фессионализм педагога. В научной литературе профессионализм характери-
зуется как:
-владение деятельностью в целом, удержание профессионалом ее
предметности в многообразных практических ситуациях, способность к по-
строению деятельности, ее изменению и развитию (В. И. Слободчиков);
- совокупность личностных характеристик человека, необходимых для
успешного выполнения труда (А. К. Маркова);
- владение признанными в научном сообществе, закрепленными в
культуре апробированными методами, приемами, процедурами, способами
и техниками деятельности (А. И. Моисеев, О. Я. Моисеева);
- степень владения знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и
способность производить новое — с другой (Д. Шувалова, О. Шиняева);
- единство и взаимообусловленность умений квалифицированно выпол-
нять тот вид деятельности, который является ведущим для данного кружка,
способность предложить увлекательную программу деятельности, соответ-
ствующую интересам и возможностям воспитанников, обосновать педа-
гогическую задачу, на основе ее решения приобщить школьников к миру
своих увлечений (М. Б. Коваль).
Таким образом, профессионализм педагога - это результат индивидуаль-
ной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего
научно-методического потенциала. «Профессионально компетентным яв-
ляется такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуще-
ствляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется
личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности
и воспитанности школьников (эти стороны составляют пять блоков профес-
сиональной компетентности). При этом компетентность учителя определяет-
ся также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессио-
нальные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции,
психологические качества — с другой» (А.К. Маркова).
Итак, необходимой составляющей профессионализма педагога является
профессиональная компетентность. Понятие «профессиональная компетент-
ность» является относительно новым в отечественной педагогике, а само по-
нятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих
исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности
(Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Модель профессиональной компетентности педагога может быть пред-
ставлена как единство его теоретической и практической готовности к про-
фильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возмож-
ность расширения его компетенции, а профессиональные умения можно рас-
пределить в четыре группы:
- умение внедрять понимание содержания объективного процесса соци-
ализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, изучение
личности с целью определения уровня ее подготовленности к активному уче-
нию и проектирование его развития на основе сформулированных прогности-
ческих обучающих, воспитывающих и развивающих задач;
- умение конструировать логически понятную педагогическую систему,
позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, вы-
бирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского про-
цесса;
- умение педагогически действовать, предполагающее вычленение и
установление взаимосвязи между различными структурными элементами
процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (матери-
альных, организационных, гигиенических, морально-психологических и соб-
ственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процес-
са, создающего среду развития ребенка из объекта в субъект познавательно-
умеющей деятельности. Обеспечение связи учреждения дополнительного об-
разования с окружающей средой, прогнозирование и регулирование внешних
неучтенных воздействий;
- умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить
коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.
Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнитель-
ного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе-
дагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно
высоких результатов в воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой
индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инно-
вациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-эконо-
мическое и духовное развитие общества.
В настоящее время общество и государство предъявляют к педагогиче-
ским кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые жесткие
требования. Новые требования к подготовке и постоянному совершенствова-
нию педагогических работников вслед за обществом и государством предъ-
являет и к себе, и к качеству системы повышения квалификации сам педагог.
Все это стимулирует научный интерес к вопросам профессионального роста
педагогических работников сферы дополнительного образования детей.
Исходя из этих требований, можно определить основные пути развития про-
фессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педтехнологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- использование ИКТ.
Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования
(более 40%) не имеют профессионально-педагогической подготовки и реше-
ние ими задач социального воспитания происходит интуитивно. В сложив-
шейся ситуации большую роль по-прежнему играют курсы повышения ква-
лификации работников дополнительного образования, основная цель кото-
рых, как составной части непрерывного образования, - подготовка специали-
стов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностя-
ми, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняю-
щейся внешней среды.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если пе-
дагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессио-
нальной компетентности.
Литература:
1.
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный
курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан.
ун-та, 1996. – Кн. 1. – 567 с.
2.
Багаева, И. Д. Учителю о профессионализме педагогической деятель-
ности и путях его формирования: метод. рекомендации / И. Д. Багаева;
Гомельск. обл. ин–т усовершенствования учителей. — Гомель, 1989. —
89 с.
3.
Жук, А. И. К теории профессиональной подготовки творческого учите-
ля / Формирование творческой личности учителя: Сб. науч. ст. / М–во
образования Респ. Беларусь, Нац. ин–т образования, Ассоц. педагогов–
исслед.— Минск, 1993. — С. 13–20.
4.
Загвязинский. В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвя-
зинский. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
5.
Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в
учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руково-
дителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-
пресс, 2003.
6.
Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для
учителя / Н. В. Кухарев. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
7.
Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сла-
стенин. – М.: Магистр, 1997. – 221 с.
8.
Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации
творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. — Казань: Изд–во
Казан. гос. ун–та, 1999. — 317 с.