Автор: Шершень Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №301
Населённый пункт: Город Екатеринбург
Наименование материала: Дидактические игры в детском саду
Тема: Использование дидактических игр в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Тема статьи: «Использование дидактических игр в ДОУ»
Для ребёнка игра – это жизнь.
Игра важнейший вид деятельности в жизни ребёнка.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста и
самостоятельной игровой деятельностью.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных
способностей, развитию речи, социально – нравственному развитию ребёнка.
В основе моей работы лежит игра. Для ребёнка игра – это способ познания мира.
При помощи игры ребёнок познаёт мир. Именно игра делает обучение для ребёнка.
Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным занятием. Она в
сущности его главная деятельность.
В своей работе я ставлю и решаю такие задачи, как создание условий для обогащения и
накопления опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с
дидактическим материалом. Умение у детей не отвлекаться от поставленной задачи,
доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Играя с детьми в дидактические игры, я придерживаюсь следующих правил.
Я понимаю о том, что каждый ребёнок-это уникальная личность. Я ценю индивидуальность
каждого ребёнка. Даю понять детям, что я всегда готова оказать поддержку и прийти на
помощь. Если ребёнок не справляется с каким-либо заданием, я предлагаю ему свою
помощь: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У тебя всё получится», « Ты
обязательно справишься».
Я проявляю понимание, терпимость, восхищаюсь инициативой и мельчайшей
самостоятельностью каждого ребёнка – это способствует формированию у детей
уверенности в себе и в своих возможностях. Важно поддерживать детей не только
действием, но и словами: «Какой же ты молодец!», «У тебя всё получится!».
Так же для проведения дидактических игр, я решаю следующие задачи:
1. Знакомлю детей с содержанием игры и использование в ней дидактического материала
(показ предметов, картинок, краткая беседа в ходе, которой уточняю знания и
представления детей).
2. Объясняю ход и правила игры, при этом чёткое выполнение этих правил.
3. Показываю игровые действия.
4. Подвожу итоги игры.
Анализ игры позволяет выявлять мне индивидуальные способности в поведении и
характере детей. А значит, возможность для себя правильно организовать индивидуальную
работу с каждым ребёнком.
Дидактические игры – различаются по общему содержанию, познавательной деятельности
детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли
воспитателя.
Игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры. В процессе игр дети
уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и её сезонных
изменениях.
Игры с предметами.
В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том,
что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом,
величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию,
установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми
знаниями о предметной среде, я усложняю задания в играх: ребята упражняются в
определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому
признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.).
С детьми в средней группе я использую такие предметы, в которых разница между ними
становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания,
требующие запоминания количества и расположения предметов.
В дидактических играх я использую разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет,
форма, величина, материал. Это позволяет упражнять детей в решении
определенных задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла,
пластмассы и т.д., или игрушки необходимые для различных творческих игр: для игры в
семью, строителей и т.д). Используя дидактические игры с подобным содержанием, мне
удаётся вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью
отобранных игрушек.
Игры с природным материалом.
Игры с природным материалом (шишки, листья, разнообразные цветы, камушки,
ракушки) я применяю во время прогулки при проведении дидактических игр: "Чьи это
детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев" и т.д. С помощью
таких игр, я стараюсь закреплять знания детей об окружающем мире (природной среде),
формируя и воспитывая любовь к природе и бережное отношение к ней.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В
сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в
играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и т.д. Игры-инсценировки помогают
уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях
"Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам:
парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые я решаю при их
использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди
разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки- одинаковые по цвету, фасону и
т.д.. Затем я усложняю задания для детей: ребенок объединяет картинки не только по
внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты,
изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет,
делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение,
установление связи между предметами. Например, в игре "Что растёт в лесу (огороде,
рядом с домом?), дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений,
соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра
"Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом
последовательности сюжета.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай
какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем
определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эту игру я использую для развития
памяти и речи у детей. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также
закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном
расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые
произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – развивать у детей
логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет. Для ребят
средней группы я разрезаю картинки на 8-10 частей. На картинке изображается сюжет из
знакомых сказок, художественных произведений, знакомые детям.
Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх я ставлю
обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к
перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих
играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых
обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи;
описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;
находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам,
признакам.
Игра «Время года».
Я читаю текст о сезонах года. Дети отгадывают, о каком из них идет речь.
«Угадай-ка по описанию».
Раскладываю ребятам шесть различных предметов. Затем описываю один из них.
Ребенок по описанию определяет, какой предмет я описала.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно
можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять
существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать,
сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше
заметит небылиц?".
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы
по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три
предмета", "Назови одним словом", и др.
В четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты
мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не
летает" и д6 слайд. Руководство дидактическими играми.
В своей работе с детьми, я использую разнообразные дидактические игры.
Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в
большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не
позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно
трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не
могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у
них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с
тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и
самоорганизации.
Организация дидактической игры я осуществляю в трех основных направлениях:
подготовка к проведению дидактической игры,
её проведение и анализ результатов.
В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания
и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения ; определение
количества участников.
В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала
(пособий, игрушек, картинок, природного материала).
Я выбираю игру, предлагаю детям поиграть, начинаю сама и приглашаю детей.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь
я принимаю участие в дидактических играх.
1. Я развиваю умение у детей играть вместе, стремлюсь вовлечь в игру всех детей,
постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей.
2. Правила игры объясняю до ее начала.
3. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой
словарь. Могу использовать игры с куклой и комплектами всех предметов обихода.
4. Широко использую музыкально-дидактические игры, ввожу словесные игры.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и
достаточно развитым мышлением.
1. Они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях
требуется наглядный показ.
2. С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами.
В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения.
Поэтому я ввожу в игру элементы соревнования.
3. В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и
труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.
4. Широко использую словесные игры, требующие большого умственного
напряжения.
У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной
задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала
умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо
сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и
удовлетворение от ее результатов.
5. Я знакомлю детей с игрой, вместе с ними участвую в игре, чтобы выяснить, насколько её
правила усвоены детьми. Затем предлагаю детям играть самостоятельно, при этом сначала
следит за ходом игры, выступаю в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.
Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Я отмечаю тех, кто
хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ
игры направляю на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных
ошибок (что не получилось и почему).
Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей
преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.
Этапы проведения дидактической игры.
1. Для начала, я знакомлю детей с содержанием игры, использованием в ней
дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой
уточняю знания и представления детей).
2. Объясняю ход и правила игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показываю игровые действия.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или
арбитра (я направляю действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам
игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в
самостоятельной игровой деятельности.
Результат оцениваю с двух точек зрения: со своей точки зрения и точки зрения детей.
Оценивая результат с точки зрения детей, я учитываю, какое моральное и духовное
удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют
сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное
удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Для меня важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия,
принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых
дидактических игр я награждаю её участников, хвалю детей, либо поручаю им ведущие
роли в игре.
Структурные элементы игры.
Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат,
заключение игры.
Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая
подчинена собственно дидактической цели. Я предлагаю такие задачи, решение которых
требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя
задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или
нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего
содержания на процессы познавательной деятельности детей. Определяя дидактическую
задачу, надо, прежде всего, иметь в ввиду, какие знания, представления детей о природе, об
окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми,
какие умственные операции в связи с этим должны развиваться. Какие качества личности
детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность,
наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность,
самостоятельность). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает
одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений
в её содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление»). Как
правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания
уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих- мышления.
В работе с детьми, используя дидактические игры, решаю несколько задачи воспитание
нравственных чувств и отношений.
Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:
1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным
признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют
картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают
предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные
угадывают.
4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или
определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое
произошло в их отсутствие.
В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и
организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно
непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к
игре.
Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
1. Обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
2. Быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.
Деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как
ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно,
чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались
занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок
охотно подчинялся правилам.
Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Основные условия проведения дидактических игр:
1. Выразительность проведения игры.
2. Необходимость включения педагога в игру.
3. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог
должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их
превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.
4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует
рассматривать как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания,
доверия и сопереживания.
Педагогическая ценность дидактических игр
.
С помощью игр – занятий, я не только передаю определённые знания и формирую
представления, но и развиваю умение у детей играть. Основой для игр детей служат
представления о построении игрового сюжета. Важно, чтобы были созданы все условия.
Так же в своей работе проводила совместную деятельность с родителями (педагог и
родители) – индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды,
тематические выставки с предложенным материалом.
Дидактические игры помогают развивать у ребёнка речь, внимание, память, мышление. А
так же подарят ребёнку минуты бесценного общения.