Напоминание

Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ


Автор: Столбовская Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Невинномысска Ставропольского края
Наименование материала: Рекомендации воспитателям
Тема: Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации воспитателям по созданию условий для

развития речевой деятельности и речевого общения детей в

ДОУ

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на

реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие

тесной взаимосвязи между

работой

педагога,

психолога

и

врачей,

направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а

так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов

возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития.

Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя - логопеда и

воспитателей ДОО.

Основные требования к созданию условий для развития речевой

деятельности и речевого общения детей

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной

моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением

поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на

слух

и

в

произношении,

используя

речевой

материал,

рекомендуемый логопедом.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех

режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию

естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью

речи детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи

5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на

бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной

программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи

дошкольников,

понимать

особенности

произносительной

и

лексико-

грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого

ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности

и речевого общения детей:

организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне

занятий,

побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание

высказываний,

создавать ситуацию общения,

формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи,

организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,

привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и

месту звуков в слове,

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой

памяти, слухового контроля, словесной памяти,

привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны:

торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны

тактично давать образец правильной речи,

заставлять

ребенка

произносить

фразу

насыщенную

еще

не

поставленными звуками;

давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в

которых

должны

находится

настольно-печатные

игры,

игры

для

формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов

и др.

Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои

действия полным предложением, используя пример педагога.

Требования к речи воспитателей

Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году

жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного

формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у

них

речевых

нарушений

является

речь

взрослых.

Поэтому,

высоки

требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста.

Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и

психоэмоционального комфорта, т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен.

Речь воспитателя должна быть:

Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни

ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи

Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный

речевой режим в группе.

Артикуляция правильнее

формируется,

если

при

речевом

общении

ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.

Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает

четкое проговаривание гласных звуков в слове.

Слова

и

фразы воспитателя

должны

быть доступны для

ребенка

соответствии с возрастными особенностями).

Звукопроизношение четким и правильным.

Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не

только для детей, но и для их родителей.

Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо

знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка:

орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также

нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,

которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на

семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию

у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность –

выражение

в

смысловых

связях

компонентов

речи

и

отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует

учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления

о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки

использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей

дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание

ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу

необходимо

заботиться

о

чистоте

собственной

речи:

недопустимо

использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая

атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога

является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом

различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила,

высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности

выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им

содержания

речи

взрослого,

формированию

умения

выражать

свое

отношение к предмету разговора.

Богатство –

умение

использовать

все

языковые

единицы

с

целью

оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в

дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка,

поэтому богатый

лексикон самого

педагога

способствует

не только

расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него

навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и

условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего,

обладание

чувством

стиля.

Учет

специфики

дошкольного

возраста

нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения

(навыков

общения,

умения

пользоваться

разнообразными

формулами

речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К

вышеперечисленным

требованиям

необходимо

отнести

правильное

использование педагогом невербальных средств общения, его умение не

только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения

названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование

качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию

детей в ДОУ.

Некоторые недочеты речи педагогов:

- Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной,

трудной для восприятия), лучше, если речь протекает в слегка замедленном

темпе;

- Невнятность произношения;

- Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к

содержанию);

- Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости

(шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко

произносить слова, замедлив при этом темп;

- Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

- Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

- Употребление в речи слов – паразитов;

- Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов,

проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

- Побуквенное

произнесение

некоторых

слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;

- Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем

и др.;

- Произнесение слов с неправильным ударением;

- Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

- Частое употребление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами

(Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);

- Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

- В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

- Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст

детей.

Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные

ситуации.

В

такие

моменты,

мы

логически

выстраиваем

ход

событий

(предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с

близкими, со знакомыми).

Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:

Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?

…сладкий ли чай?

… крепко ли завязана веревка? и т. д.

Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно

большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы

(существительные,

слова-признаки,

прилагательные,

слова-

действия (глаголы)). Можем предложить им описать свой день только

конкретными частями речи.



В раздел образования