Автор: Столбовская Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Невинномысска Ставропольского края
Наименование материала: Рекомендации воспитателям
Тема: Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации воспитателям по созданию условий для
развития речевой деятельности и речевого общения детей в
ДОУ
В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на
реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие
тесной взаимосвязи между
работой
педагога,
психолога
и
врачей,
направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а
так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов
возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития.
Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя - логопеда и
воспитателей ДОО.
Основные требования к созданию условий для развития речевой
деятельности и речевого общения детей
Функции воспитателя:
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной
моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением
поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на
слух
и
в
произношении,
используя
речевой
материал,
рекомендуемый логопедом.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех
режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию
естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью
речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи
5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на
бездефектном речевом материале.
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной
программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи
дошкольников,
понимать
особенности
произносительной
и
лексико-
грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого
ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности
и речевого общения детей:
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне
занятий,
побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание
высказываний,
создавать ситуацию общения,
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи,
организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и
месту звуков в слове,
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой
памяти, слухового контроля, словесной памяти,
привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Воспитатели не должны:
торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны
тактично давать образец правильной речи,
заставлять
ребенка
произносить
фразу
насыщенную
еще
не
поставленными звуками;
давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в
которых
должны
находится
настольно-печатные
игры,
игры
для
формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов
и др.
Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои
действия полным предложением, используя пример педагога.
Требования к речи воспитателей
Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году
жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного
формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у
них
речевых
нарушений
является
речь
взрослых.
Поэтому,
высоки
требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста.
Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и
психоэмоционального комфорта, т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен.
Речь воспитателя должна быть:
Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни
ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи
Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.
Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный
речевой режим в группе.
Артикуляция правильнее
формируется,
если
при
речевом
общении
ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.
Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает
четкое проговаривание гласных звуков в слове.
Слова
и
фразы воспитателя
должны
быть доступны для
ребенка
(в
соответствии с возрастными особенностями).
Звукопроизношение четким и правильным.
Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не
только для детей, но и для их родителей.
Требования к речи воспитателя детского сада
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо
знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка:
орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также
нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на
семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию
у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность –
выражение
в
смысловых
связях
компонентов
речи
и
отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует
учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления
о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки
использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей
дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание
ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу
необходимо
заботиться
о
чистоте
собственной
речи:
недопустимо
использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая
атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога
является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом
различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила,
высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности
выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им
содержания
речи
взрослого,
формированию
умения
выражать
свое
отношение к предмету разговора.
Богатство –
умение
использовать
все
языковые
единицы
с
целью
оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в
дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка,
поэтому богатый
лексикон самого
педагога
способствует
не только
расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него
навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и
условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего,
обладание
чувством
стиля.
Учет
специфики
дошкольного
возраста
нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения
(навыков
общения,
умения
пользоваться
разнообразными
формулами
речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К
вышеперечисленным
требованиям
необходимо
отнести
правильное
использование педагогом невербальных средств общения, его умение не
только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения
названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование
качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию
детей в ДОУ.
Некоторые недочеты речи педагогов:
- Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной,
трудной для восприятия), лучше, если речь протекает в слегка замедленном
темпе;
- Невнятность произношения;
- Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к
содержанию);
- Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости
(шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко
произносить слова, замедлив при этом темп;
- Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
- Употребление в речи слов – паразитов;
- Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов,
проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- Побуквенное
произнесение
некоторых
слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
- Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем
и др.;
- Произнесение слов с неправильным ударением;
- Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
- Частое употребление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами
(Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
- Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
- В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
- Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст
детей.
Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные
ситуации.
В
такие
моменты,
мы
логически
выстраиваем
ход
событий
(предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с
близкими, со знакомыми).
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?
…сладкий ли чай?
… крепко ли завязана веревка? и т. д.
Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно
большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы
(существительные,
слова-признаки,
прилагательные,
слова-
действия (глаголы)). Можем предложить им описать свой день только
конкретными частями речи.