Напоминание

Сюжетно ролевая игра как одно из условий социализации детей с ОВЗ


Автор: Васильева Людмила Геннадиевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1430
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Сюжетно ролевая игра как одно из условий социализации детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Сюжетно-ролевая игра как одно из условий социализации детей с ОВЗ.

В настоящее время процесс социализации является предметом исследования

специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы,

социологи, педагоги, социальные психологи раскрывают различные аспекты

этого

процесса,

исследуют

механизмы,

этапы

и

стадии,

факторы

социализации.

Однако проблемы социализации людей с ограниченными возможностями

здоровья, а особенно детей в литературе все еще не являются предметом

специального исследования. Хотя проблема социализации детей, подростков

и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма

актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

«Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении

всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».

Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального

опыта,

приобщения

его

к

общественным

отношениям.

В

процессе

социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в

обществе, усваивает определенные ценности и формы поведения.

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения

целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе.

Игровая деятельность – это основная форма освоения окружающего мира и

одно

из

существенных

условий

развития

личности

ребенка.

Игра

продуктивно

разрешает

противоречия

между

стремлением

детей

к

самостоятельности, к более активному участию в жизни взрослых и их

ограниченными возрастными возможностями. Так как по уровню своего

развития они еще не в состоянии усвоить требования жизни взрослых, дети

совершают это в игровой форме,

то есть в ситуации «понарошку»,

вымышленным образом.

Действия

в

игре

связываются

детьми

с

предметно-практическими

действиями, иными словами, используемые в игре предметы оказываются

подобиями объектов, с которыми действуют взрослые. К тому же, и это

существенно, в игре происходит социальное взаимодействие детей. Ребенок

создает в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной.

Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьез ( и хорошо, если его

всерьез принимают взрослые), вкладывает в нее все свои силы и способности

и в силу этого, в игре происходит интенсивное развитие его личности.

Интенсивная игровая деятельность стимулирует развитие их духовных и

физических способностей, свойств характера и воли, формирует установки

относительно себя и окружающей среды.

Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дети

встают на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в

отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так,

как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным

нормам и правилам поведения. Ребенок встает на позицию другого человека,

причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета дети «смотрят» на

ситуацию глазами нескольких детей. Сегодня девочка выполняет роль мамы,

а завтра – дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих

детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом,

перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение

для установления и поддержания положительных взаимоотношений с

другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть

формируется сознательное подчинение им.

Сюжетно-ролевая

игра

позволяет

детям

понять

мотивы

трудовой

деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл.

Если

первоначально

в

выборе

роли

главное

место

занимает

ее

внешняя

привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры

раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что учитель

учит детей, врач их лечит. Ролевое поведение регулируется правилами,

которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так как

хочет, а так как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные

побуждения,

поступается

личными

желаниями

и

демонстрирует

общественно-одобряемый

образец

поведения,

выражает

нравственные

оценки. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка

показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу

социальной действительности. Невыполнение правил приводит к распаду

игры. Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую

составляют ее сюжет и содержание. Сюжет – та сфера деятельности, которая

моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда

опирается на определенные знания.

В

играх

переплетаются

реальные

и

сказочные

сюжеты,

причем

воссоздаваемая

сфера

реальности

продолжает

расширяться

по

мере

включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым

сюжетам

присоединяются

профессиональные,

а

затем

и

социальные.

Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского

воображения.

Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное

воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это

социальный

организм

с

отношениями

сотрудничества,

соподчинения

взаимного контроля. При непосредственном руководстве взрослого в играх

формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, на

основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу, отрабатываются

навыки связного высказывания. Дети с проблемами в развитии нуждаются в

более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые

сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия

(недостаточный культурный уровень семьи, отсутствие педагогически

целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие

ситуации) в свою очередь замедляют психическое и речевое развитие.

Изучив научно-теоретическую литературу по теме сюжетно-ролевой игры,

акцентировала внимание на заданную тему в своем опыте работы.

Я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи. У них наблюдается

слабое моделирование отношений, дети не проявляют активности для

совместной игровой деятельности, так как при речевых нарушениях могут

плохо

понимать

друг

друга.

Не

владеют

умением

общаться,

договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в

агрессию друг против друга. Эмоционально не устойчивы. Наблюдения за

играми детей, определили степень общительности или замкнутости каждого

ребенка, выявили его умения согласовывать свои действия с действиями

товарищей.

Учитывая

данные

характеристики

своих

детей,

разработала

занятия

«Сюжетно – ролевая игра – основа социализации личности ребенка», где

определена цель: формировать навыки моделирования взаимоотношений с

взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи занятий: формировать умение играть в небольшом количестве детей;

стимулировать

доброжелательное

отношение

ребенка

в

социальной

действительности,

в

сюжетно-ролевой

игре;

развитие

творческих

возможностей; пробуждение социальной активности, деятельности ребенка,

который

традиционно

воспринимался

обществом,

как

больной,

нуждающийся в милосердном отношении людей; воспитание чувства

собственного достоинства; развивать развернутое связное высказывание.

Логопедические занятия по развитию связной речи, максимально проводятся

с моделированием ситуации, данного текста, рассказа.

Для ребенка с ТНР процесс пересказа текста осложняется не только

бедностью

лексического

багажа,

затрудненностью

воспроизведения

структурно-синтаксических конструкций, но и непониманием общего смысла

текста, а отсюда сложности при пересказе. На занятиях мы с детьми не

только слушаем текст, выстраиваем визуальный ряд иллюстраций к тексту,

анализируем уровень понимания текста, но и пробуем «потрогать ситуацию».

Стремясь донести смысл содержания текста, мы стараемся смоделировать

ситуацию, описанную в тексте. С нашей точки зрения, это является неким

моментом социализации ребёнка, где он не только усваивает определенный

объем знаний о мире, но и приобретает навык применения этих знаний,

таким образом, у ребенка развивается интерес к слову. Все это обогащает и

развивает ребенка, а рядовое занятие превращается в эксперимент.

Приоритетным

в

работе

с

такими

детьми

является

создание

психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон педагога,

заботливое, внимательное отношение к детям; поэтапное, продуманное

объединение в партнерские игровые отношения, обучение соблюдению

правил в игре.

Таким образом, игра оказывает огромное влияние на все стороны психики

детей, а главным образом, на развитие личности.



В раздел образования