Автор: Борисова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ им. Р.Н.Розен"
Населённый пункт: город Кунгур, Пермский край
Наименование материала: Методический доклад на тему:
Тема: «Развитие концертмейстерских навыков у учащихся старших классов фортепианного отделения ДМШ и ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств им. Р.Н.Розен"
Методический доклад
на тему:
«Развитие концертмейстерских навыков
у учащихся старших классов
фортепианного отделения ДМШ и ДШИ»
Подготовила
Преподаватель,
концертмейстер
Фортепианного отделения
Татьяна Ивановна Борисова
г. КУНГУР, 2022 г.
В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания детей. Музыка
является
самым
универсальным
средством
эстетического
и
нравственного
воспитания,
формирующего внутренний мир ребенка. Он становится более чутким к красоте окружающего
мира, совершенствуется его умственное мышление, расширяется музыкальный кругозор.
Чтобы музыка постигалась учеником как радость, необходимо увлечь его новыми
художественно-образными переживаниями. И одной из задач музыкальной школы является
развитие практического навыка аккомпанирования, как наиболее часто встречающегося вида
музицирования в быту, и в возможной будущей профессиональной деятельности.
Первые шаги к развитию концертмейстерских навыков учащиеся делают на уроках
«Ансамбля». Совместное музицирование хорошо развивает чувство ритма, полифонический слух,
умение слышать друг друга, переживать одни и те же эмоции, передавать вместе замысел
композитора,
выстраивать
звуковой
баланс
между
партиями,
нести
ответственность
за
выступление в целом. Появляются такие качества как воля, внимание, быстрая реакция, которые в
дальнейшем помогают аккомпанировать другому солирующему инструменту.
По предпрофессиональной образовательной программе предмет «Концертмейстерский класс»
начинается с седьмого класса один раз в неделю. Его цель – развитие музыкально-творческих
способностей учащихся, на основе приобретённых ими знаний, умений и навыков в области
музыкального исполнительства и стимулирования развития эмоциональности
и творческой
активности при игре в ансамбле с другим солирующим инструментом.
Индивидуальная форма обучения по этому предмету позволяет преподавателям подобрать
наиболее точный педагогический и психологический подход к каждому ученику, чтобы
максимально раскрыть все его музыкальные и человеческие способности, а также создать в классе
творческую атмосферу, при которой совместная работа вызывала бы положительные эмоции.
Весь процесс обучение концертмейстерским навыкам должен быть построен по принципу – от
простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его
физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку,
полученную в классе специального фортепиано. В репертуар необходимо включать произведения
доступные
ученику
по
степени
технической
и
образной
сложности,
а
также
высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
В первую очередь учащимся необходимо освоить простые типы сопровождения: аккордовый,
полечный, вальсовый и романсовый, и добиться свободного владения ими.
Характер и роль аккомпанемента целиком и полностью зависит от жанра, эпохи, национальной
принадлежности и стиля музыки. Это необходимо знать и понимать для более точного
направления в работе над раскрытием художественного замысла произведения. Еще одним очень
важным моментом в работе над аккомпанементом является знание особенностей звукоизвлечения
и приемов игры солирующего инструмента, а также динамическую шкалу его звучания с целью
достижения тембровой и артикуляционной идентичности звучания солиста и фортепиано.
Учащимся необходимо знать, что звучание фортепианной партии не должно доминировать над
сольной. В этом заключается художественное равновесие партнеров в ансамбле.
Этапы работы:
1.Перед тем, как приступить с учеником к работе над аккомпанементом, преподаватель должен
исполнить произведение целиком, желательно с иллюстратором, для полного его представления и
знакомства с солирующим инструментом. Затем подробно разбирается форма, определяется
главная кульминация произведения, особенности изложения фактуры, характер звучания, смысл
музыкального содержания, функции каждой партии в общей партитуре, аппликатура, штрихи,
динамика.
2.После этого можно переходить к изучению партии солиста. Это необходимо
для того, чтобы слуховой контроль концертмейстера был более отточенным, а ансамблевая игра с
солистом более слаженной и осмысленной. Партию солиста нужно уметь сыграть, точно выполняя
ритмический рисунок, динамические оттенки, агогические ремарки, штрихи, выразительно
передавая все нюансы настроения. С первых же занятий необходимо учить пониманию и
ощущению фразировки солиста, так как фразировка является одним из средств музыкальной
выразительности. Учащийся должен точно знать, где у солиста начинается фраза, где ее вершина и
окончание. Чем кропотливее будет сделана эта работа, тем точнее и быстрее будут решены
музыкальные задачи, и точнее выстраиваться динамический план аккомпанемента.
3.Дальше можно переходить на изучение фортепианного сопровождения.
Аккомпанемент
является
гармонической
основой
мелодии
и
служит
метроритмическим
ориентиром для солиста. Как только ученик выучит партию солиста, ее необходимо соединить с
партией левой руки, то есть с басом. Таким образом, слух ученика приучается слышать
гармоническую основу мелодической линии, а глаза охватывают взглядом три строчки, включая
партию солиста. Тем самым учащийся учится читать трехстрочную партитуру. Для начинающих
концертмейстеров это очень сложно и непривычно. Поэтому первые аккомпанементы должны
быть из несложных выдержанных аккордов, чтобы учащийся мог играть и спокойно следить за
партией солиста.
Фундаментом исполнения всегда является линия баса, ее нужно проучивать отдельно,
выстраивая динамический план всего произведения. Отдельно разбирать все кадансовые
построения, отклонения в другие тональности должны быть внимательно прослушаны и
осознанны. Динамика для пианиста – это особое средство выражения. Ученик должен знать, что
все
написанные
указания
в
партии
солиста
(если
это
не
оговорено
автором
иначе)
непосредственно относятся и к партии фортепиано, а динамический баланс определяется
«ушами», чутьем концертмейстера.
Особое внимание необходимо обратить на штриховые моменты. Это должно обговариваться,
согласовываться с солистом, и соответствовать тембровой окраске и приемам звукоизвлечения
солирующего инструмента. От этого зависит полное понимание и передача замысла композитора,
соответствие жанра, стиля и характера произведения.
Большую роль в ощущении законченности формы отводится вступлению и заключению. Если
исполнители начинают играть одновременно, необходимо научить ученика-концертмейстера
перед началом исполнения уловить заранее обговоренный жест (взмах головой солистом) –
ауфтакт и вступать вместе с ним. Если у произведения есть вступление, то на концертмейстера
ложится ответственность за определение темпа и характера произведения. Поэтому можно
порекомендовать ученику-концертмейстеру перед началом игры пропеть «про себя» начальную
или ключевую фразу солиста и только потом начинать играть.
И очень тщательно должно продумываться применение педали, особенно если солирующий
инструмент домра. Педаль является дополнительным средством музыкальной выразительности и
отказываться от нее нельзя, но она должна быть точная, аккуратная и к месту. При игре с домрой
педаль должна быть очень прозрачной – полупедаль. В некоторых аккомпанементах типа «бас-
аккорд» в быстрых эпизодах ее можно вообще не использовать. Традиционную педаль обычно
применяют в фортепианном соло, а также в кантиленных произведениях или фрагментах, когда
фортепиано мягкостью и плавностью компенсирует недостаток певучести домры. В ансамбле с
инструментом смена педали должна производиться в полном контакте не только с гармоническим
составом аккомпанемента, но и с партией солиста. Не вовремя снятая педаль может внести во
фразу смысловой диссонанс.
4.Очень важно для начинающего концертмейстера научиться следить одновременно
за строчкой солиста и фортепианным сопровождением, чтобы в любой момент уметь «поймать»
солиста в любом такте. Это непростая задача для учащихся, так как необходимо быстро
ориентироваться
в
тексте,
охватывать
весь
музыкальный
материал,
быстро
суметь
скоординировать мелодию солиста со своей партией аккомпанемента. Благодаря совместным
усилиям все эти навыки – умение слушать ансамбль в целом, вовремя вступать по нотам,
аккомпанирую солисту, приобретаются постепенно и успешно.
5.В процессе совместных занятий с солистом постепенно оговаривается темп в
котором ученик успевает выполнять все необходимые цезуры, паузы, акценты, выстраивать
звуковой баланс между партиями и т.д. Начинающему концертмейстеру очень важно научиться
не останавливаться при технических потерях в своей партии, необходимо играть дальше, глядя
вперед по тексту, подхватывать солиста и не паниковать. Чем увереннее ученик владеет текстом,
слышит исполнение в целом, тем
свободнее он может проявлять свои эмоции, переживания во время выступления.
6.С выученным репертуаром необходимо выступать публично, это позволяет
увидеть и оценить результат совместной работы. Это большой стимул для поддержания интереса к
музыкальным занятиям. Но выход на сцену требует более тщательной подготовки: это
отшлифовка звука, углубленное осмысление
формы, содержания, хорошее владение своим
инструментом, полное понимание и слияние с солистом в одно целое. Участие в концертных
мероприятиях стимулирует учащихся к более активной работе, и появляется возможность
проверить и оценить приобретенные им концертмейстерские навыки.
Заключение
Обучение аккомпанементу – это обучение исполнительскому искусству, которое позволяет
развить творческую индивидуальность учащихся. Занятия в
«Концертмейстерском классе» позволяют расширить репертуар юных музыкантов и сформировать
интерес к особому, увлекательному виду творчества – искусству аккомпанемента.
В «Концертмейстерском классе»
учащиеся знакомятся с различными музыкальными
инструментами,
спецификой
их
звучания,
техническими
возможностями,
приемами
звукоизвлечения,
знакомятся
с
лучшими
образцами
русской
и
зарубежной
музыки.
Познание азов аккомпанирования
включает в себя целый ряд умений: активный слуховой
контроль, чуткое ощущение клавиатуры, пунктуальность ритмического исполнения, приобретения
самостоятельной оценочной реакции, умение анализировать музыкальную ткань.
Пианист, овладевший навыками концертмейстерского мастерства, всегда будет чувствовать
свою востребованность и в сфере музыкального профессионального исполнительства и в сфере
домашнего музицирования.