Напоминание

«Развитие концертмейстерских навыков у учащихся старших классов фортепианного отделения ДМШ и ДШИ»


Автор: Борисова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ им. Р.Н.Розен"
Населённый пункт: город Кунгур, Пермский край
Наименование материала: Методический доклад на тему:
Тема: «Развитие концертмейстерских навыков у учащихся старших классов фортепианного отделения ДМШ и ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств им. Р.Н.Розен"

Методический доклад

на тему:

«Развитие концертмейстерских навыков

у учащихся старших классов

фортепианного отделения ДМШ и ДШИ»

Подготовила

Преподаватель,

концертмейстер

Фортепианного отделения

Татьяна Ивановна Борисова

г. КУНГУР, 2022 г.

В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания детей. Музыка

является

самым

универсальным

средством

эстетического

и

нравственного

воспитания,

формирующего внутренний мир ребенка. Он становится более чутким к красоте окружающего

мира, совершенствуется его умственное мышление, расширяется музыкальный кругозор.

Чтобы музыка постигалась учеником как радость, необходимо увлечь его новыми

художественно-образными переживаниями. И одной из задач музыкальной школы является

развитие практического навыка аккомпанирования, как наиболее часто встречающегося вида

музицирования в быту, и в возможной будущей профессиональной деятельности.

Первые шаги к развитию концертмейстерских навыков учащиеся делают на уроках

«Ансамбля». Совместное музицирование хорошо развивает чувство ритма, полифонический слух,

умение слышать друг друга, переживать одни и те же эмоции, передавать вместе замысел

композитора,

выстраивать

звуковой

баланс

между

партиями,

нести

ответственность

за

выступление в целом. Появляются такие качества как воля, внимание, быстрая реакция, которые в

дальнейшем помогают аккомпанировать другому солирующему инструменту.

По предпрофессиональной образовательной программе предмет «Концертмейстерский класс»

начинается с седьмого класса один раз в неделю. Его цель – развитие музыкально-творческих

способностей учащихся, на основе приобретённых ими знаний, умений и навыков в области

музыкального исполнительства и стимулирования развития эмоциональности

и творческой

активности при игре в ансамбле с другим солирующим инструментом.

Индивидуальная форма обучения по этому предмету позволяет преподавателям подобрать

наиболее точный педагогический и психологический подход к каждому ученику, чтобы

максимально раскрыть все его музыкальные и человеческие способности, а также создать в классе

творческую атмосферу, при которой совместная работа вызывала бы положительные эмоции.

Весь процесс обучение концертмейстерским навыкам должен быть построен по принципу – от

простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его

физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку,

полученную в классе специального фортепиано. В репертуар необходимо включать произведения

доступные

ученику

по

степени

технической

и

образной

сложности,

а

также

высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

В первую очередь учащимся необходимо освоить простые типы сопровождения: аккордовый,

полечный, вальсовый и романсовый, и добиться свободного владения ими.

Характер и роль аккомпанемента целиком и полностью зависит от жанра, эпохи, национальной

принадлежности и стиля музыки. Это необходимо знать и понимать для более точного

направления в работе над раскрытием художественного замысла произведения. Еще одним очень

важным моментом в работе над аккомпанементом является знание особенностей звукоизвлечения

и приемов игры солирующего инструмента, а также динамическую шкалу его звучания с целью

достижения тембровой и артикуляционной идентичности звучания солиста и фортепиано.

Учащимся необходимо знать, что звучание фортепианной партии не должно доминировать над

сольной. В этом заключается художественное равновесие партнеров в ансамбле.

Этапы работы:

1.Перед тем, как приступить с учеником к работе над аккомпанементом, преподаватель должен

исполнить произведение целиком, желательно с иллюстратором, для полного его представления и

знакомства с солирующим инструментом. Затем подробно разбирается форма, определяется

главная кульминация произведения, особенности изложения фактуры, характер звучания, смысл

музыкального содержания, функции каждой партии в общей партитуре, аппликатура, штрихи,

динамика.

2.После этого можно переходить к изучению партии солиста. Это необходимо

для того, чтобы слуховой контроль концертмейстера был более отточенным, а ансамблевая игра с

солистом более слаженной и осмысленной. Партию солиста нужно уметь сыграть, точно выполняя

ритмический рисунок, динамические оттенки, агогические ремарки, штрихи, выразительно

передавая все нюансы настроения. С первых же занятий необходимо учить пониманию и

ощущению фразировки солиста, так как фразировка является одним из средств музыкальной

выразительности. Учащийся должен точно знать, где у солиста начинается фраза, где ее вершина и

окончание. Чем кропотливее будет сделана эта работа, тем точнее и быстрее будут решены

музыкальные задачи, и точнее выстраиваться динамический план аккомпанемента.

3.Дальше можно переходить на изучение фортепианного сопровождения.

Аккомпанемент

является

гармонической

основой

мелодии

и

служит

метроритмическим

ориентиром для солиста. Как только ученик выучит партию солиста, ее необходимо соединить с

партией левой руки, то есть с басом. Таким образом, слух ученика приучается слышать

гармоническую основу мелодической линии, а глаза охватывают взглядом три строчки, включая

партию солиста. Тем самым учащийся учится читать трехстрочную партитуру. Для начинающих

концертмейстеров это очень сложно и непривычно. Поэтому первые аккомпанементы должны

быть из несложных выдержанных аккордов, чтобы учащийся мог играть и спокойно следить за

партией солиста.

Фундаментом исполнения всегда является линия баса, ее нужно проучивать отдельно,

выстраивая динамический план всего произведения. Отдельно разбирать все кадансовые

построения, отклонения в другие тональности должны быть внимательно прослушаны и

осознанны. Динамика для пианиста – это особое средство выражения. Ученик должен знать, что

все

написанные

указания

в

партии

солиста

(если

это

не

оговорено

автором

иначе)

непосредственно относятся и к партии фортепиано, а динамический баланс определяется

«ушами», чутьем концертмейстера.

Особое внимание необходимо обратить на штриховые моменты. Это должно обговариваться,

согласовываться с солистом, и соответствовать тембровой окраске и приемам звукоизвлечения

солирующего инструмента. От этого зависит полное понимание и передача замысла композитора,

соответствие жанра, стиля и характера произведения.

Большую роль в ощущении законченности формы отводится вступлению и заключению. Если

исполнители начинают играть одновременно, необходимо научить ученика-концертмейстера

перед началом исполнения уловить заранее обговоренный жест (взмах головой солистом) –

ауфтакт и вступать вместе с ним. Если у произведения есть вступление, то на концертмейстера

ложится ответственность за определение темпа и характера произведения. Поэтому можно

порекомендовать ученику-концертмейстеру перед началом игры пропеть «про себя» начальную

или ключевую фразу солиста и только потом начинать играть.

И очень тщательно должно продумываться применение педали, особенно если солирующий

инструмент домра. Педаль является дополнительным средством музыкальной выразительности и

отказываться от нее нельзя, но она должна быть точная, аккуратная и к месту. При игре с домрой

педаль должна быть очень прозрачной – полупедаль. В некоторых аккомпанементах типа «бас-

аккорд» в быстрых эпизодах ее можно вообще не использовать. Традиционную педаль обычно

применяют в фортепианном соло, а также в кантиленных произведениях или фрагментах, когда

фортепиано мягкостью и плавностью компенсирует недостаток певучести домры. В ансамбле с

инструментом смена педали должна производиться в полном контакте не только с гармоническим

составом аккомпанемента, но и с партией солиста. Не вовремя снятая педаль может внести во

фразу смысловой диссонанс.

4.Очень важно для начинающего концертмейстера научиться следить одновременно

за строчкой солиста и фортепианным сопровождением, чтобы в любой момент уметь «поймать»

солиста в любом такте. Это непростая задача для учащихся, так как необходимо быстро

ориентироваться

в

тексте,

охватывать

весь

музыкальный

материал,

быстро

суметь

скоординировать мелодию солиста со своей партией аккомпанемента. Благодаря совместным

усилиям все эти навыки – умение слушать ансамбль в целом, вовремя вступать по нотам,

аккомпанирую солисту, приобретаются постепенно и успешно.

5.В процессе совместных занятий с солистом постепенно оговаривается темп в

котором ученик успевает выполнять все необходимые цезуры, паузы, акценты, выстраивать

звуковой баланс между партиями и т.д. Начинающему концертмейстеру очень важно научиться

не останавливаться при технических потерях в своей партии, необходимо играть дальше, глядя

вперед по тексту, подхватывать солиста и не паниковать. Чем увереннее ученик владеет текстом,

слышит исполнение в целом, тем

свободнее он может проявлять свои эмоции, переживания во время выступления.

6.С выученным репертуаром необходимо выступать публично, это позволяет

увидеть и оценить результат совместной работы. Это большой стимул для поддержания интереса к

музыкальным занятиям. Но выход на сцену требует более тщательной подготовки: это

отшлифовка звука, углубленное осмысление

формы, содержания, хорошее владение своим

инструментом, полное понимание и слияние с солистом в одно целое. Участие в концертных

мероприятиях стимулирует учащихся к более активной работе, и появляется возможность

проверить и оценить приобретенные им концертмейстерские навыки.

Заключение

Обучение аккомпанементу – это обучение исполнительскому искусству, которое позволяет

развить творческую индивидуальность учащихся. Занятия в

«Концертмейстерском классе» позволяют расширить репертуар юных музыкантов и сформировать

интерес к особому, увлекательному виду творчества – искусству аккомпанемента.

В «Концертмейстерском классе»

учащиеся знакомятся с различными музыкальными

инструментами,

спецификой

их

звучания,

техническими

возможностями,

приемами

звукоизвлечения,

знакомятся

с

лучшими

образцами

русской

и

зарубежной

музыки.

Познание азов аккомпанирования

включает в себя целый ряд умений: активный слуховой

контроль, чуткое ощущение клавиатуры, пунктуальность ритмического исполнения, приобретения

самостоятельной оценочной реакции, умение анализировать музыкальную ткань.

Пианист, овладевший навыками концертмейстерского мастерства, всегда будет чувствовать

свою востребованность и в сфере музыкального профессионального исполнительства и в сфере

домашнего музицирования.



В раздел образования