Авторы: Макаренко Татьяна Евгеньевна, Фликова Ирина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ "19"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательный интерес к обучению у младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Познавательный интерес к обучению у младших школьников.»
Авторы статьи Макаренко Т.Е., Фликова И.Е.
Часто родители задаются вопросом «как заинтересовать ребенка учебой?», ведь
без интереса очень трудно обучаться, добиваться хороших результатов.
Формирование интереса к учёбе, особенно в начальной школе, всегда были и
остаются важнейшей задачей педагогов и родителей. Учиться надо с
удовольствием.
Иногда, и учителя, и родители приходят к выводу при обучении ребенка: «не
хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет или лень». В этих
случаях мы встречаемся с тем, что у ученика нет мотивации к получению
знаний, нет интереса.
Во главу угла встает вопрос «Как замотивировать ребенка? Как развить в
ребенке познавательный интерес? Какие средства можно использовать для
формирования у учащихся интереса к знаниям?». Эти вопросы волнуют многих
педагогов и родителей.
Что же такое познавательный интерес? Интерес в обучении - это активное
познавательное отношение учащихся к учению и труду, его воспитание и
методическое использование. Интерес к знаниям - это направленность
личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области.
Определение интереса в педагогике.
Интерес - побудительная форма направленности личности – форма побуждения
к мотивированной деятельности, отличающаяся проявлением познавательных
потребностей и сосредоточением внимания на определенном предмете,
явлении. (Педагогика. Словарь системы основных понятий. Москва – 2013.
УДК 7456. ББК 7400. Новиков А.М. Н73)
Различается два вида интереса:
- непосредственный интерес – тот интерес, который вызывается
привлекательностью объекта;
- опосредованный интерес – тот интерес, который проявляется к объекту, как
средству достижения целей деятельности.
Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его
интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление
трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не
вызывает, но является условием выполнения интересующей человека
деятельности. Задача формирования познавательных интересов учащихся в
процессе обучения - одна из центральных в системе образования.
Мотивации к обучению.
Изучением мотивации занимались многие психологи и педагоги, поэтому в
современной литературе, по изучению мотивации, представлены самые
разнообразные ее толкования. А.К. Маркова под понятием мотивация понимает
направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.
Так, познавательная мотивация состоит из:
широких познавательных мотивов («Мне нужно овладеть новыми
знаниями!»)
учебно-познавательных мотивов («Мне нужно понять, КАК добывать
знания!»)
мотивы самообразования («что я могу ещё узнать, чтобы стать лучше?»)
Социальная мотивация была разделена на:
широкие социальные мотивы («Я должен, я ведь ответственный, и, кроме
того, все вокруг говорят, что учиться – это правильно»)
узкие социальные или позиционные мотивы («я хочу занять выгодную
позицию в отношениях с окружающими»)
мотивы социального сотрудничества («я должен по-разному
взаимодействовать с другими людьми»).
Мотив может быть либо внешним, либо внутренним, в зависимости от
отношения человека к процессу получения знаний.
К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и
социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и
достижениям).
Внешние источники учебной мотивации определяются условиями
жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и
возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных
норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение
общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и
позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной
деятельности.
Личные источники. Среди названных источников активности, мотивирующих
учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу
относятся интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы, которые
обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и
самореализации в учебной и других видах деятельности.
Возникает вопрос: а как сформировать интерес к обучению у детей? Вот тут без
познавательной мотивации не обойтись.
Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и
учебная деятельность у всех детей индивидуальна. Психологи выделяют три
уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова):
- широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых
знаний;
- учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами
добывания знаний;
- мотив самообразования.
Повышение уровня учебной мотивации – это долгий и трудный процесс как для
учителя, так и для родителей. Устойчивый интерес к учебной деятельности у
учащихся в школе формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-
игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков,
защиты творческих проектов, через игровую деятельность, внеклассную
работу. Кроме того, необходимо подчеркивать даже самое небольшое
достижение, продвижение вперед. Желательно вслух или жестом отмечать
каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание.
Ребенку важно чувствовать собственную значимость, гордость собой и своими
успехами, быть успешным.
Конечно, учебная мотивация детей зависит не только от проведения учителями
уроков, обстановки в классе и школе. Не меньшую роль здесь играет семья
школьника. Ребенок всегда ждет понимания и поддержки со стороны
родителей. Ему требуется ощущать важность и нужность даже тогда, когда
возникают проблемы в учебе. Поэтому родителям стоит участвовать в
выполнении домашних заданий в роли советника. Также следует общаться с
учителем и участвовать в жизни класса, устраивать и ходить на совместные
мероприятия, чтобы ребенок видел заинтересованность родителей в общей
деятельности и желание быть рядом. Ни в коем случае нельзя сравнивать
своего ребенка с его одноклассниками, сверстками или оценивать его как
хорошего или плохого только по отметке в дневнике. И, разумеется, самое
важное и очевидное – это собственный родительский пример. Если мама и папа
будут читать книги, разбираться в непонятном домашнем задании ребенка,
рассказывать о позитивных моментах своих школьных лет, подходить к
обучению с положительным эмоциональным настроем и демонстрацией
интереса, не подрывать авторитет учителя, то ребенок увидит, что обучение
может быть позитивным, нескучным, захватывающим и успешным.
Главная задача родителей и учителей состоит в воспитании у ребенка интереса
к знаниям, желании учиться. Это будет важно для него не только в старшей
школе, но и в будущей взрослой жизни.
Список литературы:
1.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К.
Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990.
2.
Педагогика. Словарь системы основных понятий. Москва – 2013. УДК 7456.
ББК 7400. Новиков А.М. Н73
3.
Софьина, Н.А. Мотивация младшего школьника, или как заставить ребенка
учиться [Электронный ресурс] / Н.А. Софьина. – Электрон. текстовые дан. –
Москва: [б.и.], 2016.