Автор: Ендиерова Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большебуяновская ООШ"
Населённый пункт: Чувашия, Шемуршинский район
Наименование материала: методическая разработка родительского собрания
Тема: Мы говорим о нашей Родине
Раздел: начальное образование
МБОУ «Большебуяновская основная общеобразовательная школа»
Шемуршинского района ЧР
Методическая разработка
«Мы говорим о нашей Родине»
(родительское собрание)
Разработала
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Ендиерова Ирина Ивановна
2022г
Пояснительная записка
Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом?
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на
воспитание патриота, гражданина своей страны. А каким должен быть патриот в
настоящее время? Большинство людей считает, что патриотизм – это чувство любви
к своей Родине, способность на смелые и героические поступки, ответственность за
свой вклад в развитие своей страны и общества.
Когда маленький человек начинает осознавать мир вокруг себя, уже в этот момент
важно формировать у него чувство сопричастности к семье, к школе, к обществу. Это
чувство формируется только в том случае, если взрослый хочет, а главное умеет увидеть и
показать «маленькому гражданину» все события, правила, нормы, которые связывают
ребенка с обществом, в котором он живет. Как легко формируется у ребенка чувство
гордости за свою Родину, когда читаешь вместе с ним произведения о подвигах солдат во
время Великой Отечественной войны!
Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Семья является
благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у
детей. Родители должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного
отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и
трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже
не сформируется. Умение видеть во всем окружающем частичку себя, своих мыслей,
чувств, поступков – это начало патриотического воспитания.
Из любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение
семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем
героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является
родительское собрание.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских
собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание
родителей, способствуют более легкому запоминанию информации, создают особый
настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
К таким методам относится «Семейный совет», направленный на совместное принятие
решений, на учение членов семьи слушать и слышать друг друга. Семейный совет
помогает договариваться членам семьи и нести ответственность за свое решение.
Тогда, возможно, семья - это то, за что ты волнуешься. Вероятно, это и есть то самое
чувство патриотизма, чувство доброе и свободное.
Тема родительского собрания
«Мы говорим о нашей Родине»
Цели:
расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств
детей;
познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.
Задачи:
1.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье;
повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по вопросу
патриотического воспитания младших школьников.
2.Организовать взаимодействие родителей и учителя в организации патриотического
воспитания детей.
3. Формировать нравственную культуру семьи.
Форма проведения: «Семейный совет» разговор взрослых и детей по душам.
Подготовительная работа:
- изучение информации по проблеме;
- изготовление приглашений на родительское собрание (приложение 1);
- подготовка плакатов с высказываниями (Приложение 7);
- анкетирование родителей;
-родителям дать домашнее задание: подготовиться к беседе, подумать о том, как они в
своей семье воспитывают патриотизм;
- подготовка памяток для родителей.
Оборудование: плакаты с высказываниями.
Ход собрания.
На семейном совете всем необходимо выполнять следующие правила:
Спокойная обстановка
Не заниматься попутно каким – либо делом, не говорить вполоборота
Заранее приготовить предложения
Настроиться на дружеское совместное участие в решении проблемы
Завершать совет дружеской семейной традицией (обняться, похлопать друг друга
по плечу и т.п.)
Учитель приветствует родителей, сообщает тему «семейного совета» - «Мы говорим о
нашей Родине», его цели.
Вступление:
-Уважаемые родители, здравствуйте!
Сегодня наше собрание посвящено теме,
содержание которой было высказано с такой любовью и теплом в стихотворении «С чего
начинается Родина» (чтение учителем).
Мы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные
судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые
могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в
осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко,
знакомо, понятно.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как
первоначальной
ячейке
общества
начинается
процесс
воспитания
личности,
формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в
образовательных учреждениях.
Актуализация темы.
С родителями было проведено анкетирование (Приложение 2).
Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке патриотического
воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания.
Многие ответили, что будут испытывать затруднения в составлении родословной. Но все
родители единодушно ответили, что большую меру ответственности за патриотическое
воспитание детей несут родители, а потом уже школа.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и
сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе.
Мотивация родителей.
- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о патриотическом
воспитании ваших детей?
Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание», «патриотизм»,
«национальные ценности», «методы и формы работы», «цели воспитания» и т.д.
Родительский всеобуч.
Первая ступень формирования патриотизма - формирование родственных чувств к
своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
В нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания
патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой
задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота». Патриотическое сознание, чувства и
действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном
примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом. Советы
родителям по патриотическому воспитанию детей:
1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите
своим детям о великих событиях в истории нашего народа!
2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей
страной, с успехами и достижениями народа!
3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!
4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.
5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.
6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа, страны!
У французского писателя А. Экзюпери есть замечательная сказка «Маленький принц».
В
ней
заключена
великая
мудрость,
есть
золотые
правила,
которыми
можно
воспользоваться в любой ситуации. Вот этому и старайтесь учить своих детей:
На одной из планет Маленький принц спросил:
- А где люди?
- Их нет. Они летают, у них нет корней.
Надо воспитывать детей так, чтобы они не были Иванами, не помнящими родства.
Вторая ступень патриотизма – это
через воспитание любви к Малой Родине –
ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет
и большого патриотизма.
- С чего начинается Родина для взрослых и детей?
- Может ли человек жить без Родины?
-Как сделать так, чтобы Родина могла гордиться тобой?
Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим
людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека
должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой
вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле.
(На доске нарисовано солнце и на нем написано «Патриот, кто он?»).Давайте соберем
лучи солнца и прочитаем их.
1.
Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
2.
Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
3.
Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
4.
Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
5.
Готов стать на защиту Отечества
6.
Знает государственную символику
7.
Знает историю своей страны, гордится своими предками.
Патриотами не рождаются, ими становятся.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу,
его истории, культуре, традициям.
Использование государственных символов в патриотическом воспитании детей – важная
составляющая
воспитания
патриотизма
и
гражданственности,
сохранения
преемственности поколений и укрепления социального единства общества.
Любовь и слава, небес простор,
Орёл двуглавый и триколор.
На самой лучшей из всех планет
Народ могучий и Президент!
Моя Отчизна! Моя Россия! Моя душа!
Четвертая ступень - война
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление
его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в
поступках и в деятельности человека.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя,
вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества
необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных
средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать
основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы
стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может
затронуть душу ребенка.
Подборка книг для детей о ВОв (Воронкова Л. «Девочка из города» Голявкин В.
«Рисунок на асфальте» Катаев В. «Сын полка» Лиханов А. «Последние холода» Осеева В.
«Васек Трубачев и его товарищи», Балтер Б. «До свидания, мальчики!» Богомолов В.
«Иван», «Зося» Ильина Е. «Четвертая высота», Кассиль Л. «Улица младшего сына»
Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны» Сухова А. «Дети войны).
Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют
равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне
для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою
семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.
Литературная викторина по рассказам С.Алексеева ("Мишка", "Подвиг у Дубосеково",
"Ленинградская походка", "Шуба», "Дивизия", "Победа" "Монблан и Вавилов", "Победа").
(Приложение 7).
Мы должны всегда помнить, что Россия - это земля наших предков, на которой пролито
много крови. Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась
сила и храбрость русского воина, его самоотверженность и дух! Погибали на войне наши
земляки и были горды тем, что погибали за Родину в бою. Нечеловеческое напряжение
переносили люди на войне. Вынести такие великие тяготы помогали письма из дома,
слова любви матерей и жен, память о детях.
Чтение стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом»
- Кем они были – Герои Великой Отечественной?
-Обычными мальчиками, вчерашними школьниками. И в крови, и в смерти, и в веках,
ставшие бессмертными богатырями на границах земли русской.
Я горжусь своим современником
И в сегодняшней жизни есть примеры служения обществу — самоотверженные врачи,
спасатели, выдающиеся ученые, люди, организующие благотворительную помощь
нуждающимся, социально активные граждане.
Нужно постоянно повторять ребятам о том, что патриотические чувства и идеи только
тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям
различной национальности.
К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о том, совершаем мы
патриотические поступки или нет, но мы должны помнить о том, что любовь к своей
семье, к своей Родине, являются ключевыми в воспитании хорошего человека и
гражданина.
Я русская, а это значит – пред родом предков я в долгу!
Я русская, а это значит, другой быть просто не могу!
Моя Родина! Моя Россия!
Работа в группах.
Объединение родителей в группы по 3 – 4 человека.
1 задание.
Учитель:
Каждой
группе
предлагаются
бланки
с
утверждениями,
которые
Вы
внимательно прочитайте, а затем в нужных, по вашему мнению, графах поставьте значок
“галочка”. На работу отводится 3 – 5 минут (После окончания работы каждая группа
высказывает групповое мнение по каждому утверждению). (Приложение 3)
2 задание.
Учитель: Групповая работа по бланку. Ответ на вопрос: «Патриотическое воспитание в
семье – это миф или реальность?». (Приложение 4)
2 этап. Учитель проводит краткий анализ коллективных высказываний групп и помогает
собравшимся определить действенные формы патриотического воспитания в семье и в
школе, необходимость взаимодействия в решении данной проблемы.
3 задание.
В развитии и воспитании младших школьников значительное место занимают родители.
Следующее задание: составьте памятку для родителей по организации патриотического
воспитания школьников в семье. Включите в неё те пункты, которые Вы, по личному
опыту, считаете наиболее актуальными.
На работу отводится 5 минут. О готовности группа сообщает поднятием руки. (Каждая
группа продумывает памятку для родителей. Затем зачитывает свой вариант. Далее
происходит обсуждение каждой её версии. После этого зачитывается окончательный
вариант). (Приложение 5)
Рассматривание, обсуждение и принятие плана семейных мероприятий по
патриотическому воспитанию. (Приложение 6)
Решение собрания (в виде рекомендаций):
1.Рекомендовать классному руководителю включить предложенные родителями формы
организации работы в программу внеурочной деятельности класса.
2.Обсудить материалы родительского собрания в семьях учеников класса. Для этого все
родители получают памятки о воспитании патриотизма.
3. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно плану мероприятий.
Рефлексия.
- Вот и закончился наш семейный совет! Надеемся, что он не прошел для Вас даром.
Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу
участников оценить совместную деятельность.
(Родители пишут краткие сообщения учителю с использованием ключевых фраз: меня
поразило, меня удивило, я узнала, показалось интересным, я довольна, я не довольна,
меня воодушевило).
Ребёнок приходит к нам в школу из семьи, где он любим, где родители рады сделать всё,
чтобы их чадо выросло умным, сильным, счастливым. Правы ли они в этом? Мы живём
ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына
или дочь. И учителя работают ради того, чтобы из ростка вырос цветок, которым будут
восхищаться, которого будут любить.
Список литературы
1.
Н,И.Дереклеева. Новые родительские собрания.-Москва, «ВАКО», 2006г.
2.
Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. – Санкт-Петербург, 2011 г.,
Приложение 1.
ПРИГЛАШЕНИЕ
Уважаемые____________________
Приглашаю Вас на родительское собрание, на котором я предлагаю обсудить
следующие вопросы:
1. Что такое патриотизм?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в школе?
3. Нужно ли в семье воспитывать патриотов и граждан страны?
4. Ступени формирования патриотизма у детей.
5. Разработка плана семейных мероприятий по патриотическому воспитанию.
Мы все нуждаемся в поддержке и взаимопонимании в трудном деле воспитания наших
детей. Без обратной связи очень трудно принять взвешенное решение относительно
того, что действительно необходимо нашим детям.
Надеюсь, что наша встреча будет интересна и полезна.
Заранее благодарна за сотрудничество.
Дата собрания:_________________________Время:________________________
Приложение 2.
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1.
Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________
2.
Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в школе?
_______________________________________________________________
1.
Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое
воспитание детей – педагоги или родители?
2.
Как Вы считаете, следует ли знакомить детей младшего школьного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
3.
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с
родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________
1.
Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в
своем ребенке
7.Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и
гражданственности учащихся?
Приложение 3.
1.Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или
отчизник».
2.Патриотизм – почитание места своего рождения и места постоянного проживания как
своей родины, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций,
преданность до конца своей жизни.
3.Патриотизм – уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим
землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель этого –
благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного
государства.
4.Патриотизм –делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей
родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и
соотечественников.
5.Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и
против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.
6.Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно
укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного,
образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих
предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.
7.То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше
государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит,
можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Приложение 4.
Вопрос: Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?
Если да, то как?
Как должно быть?
Как на самом деле?
Что для этого должно быть сделано
Что я делаю? (обмен опытом)
Приложение 5
Памятка для родителей
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не
говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из
которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Посещайте с ребёнком в музеи, краеведческий и боевой славы.
5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению
своей станицы.
7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
9. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда
не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не
проявляй инициативу, она наказуема!» и т. Д.
10. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших
страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Приложение 6.
План семейных мероприятий по патриотическому воспитанию.
Семейное мероприятие:
Дата проведения:
Выполнение:
Поход в краеведческий музей
Поход в музей боевой славы
Совместный просмотр фильма о Великой Отечественной войне
Составление словаря патриотических слов
Семейный конкурс на знание государственной символики
Вырезки из газет и новостей о патриотических подвигах и поступках простых людей
Совместное семейное чтение литературного произведения патриотической
направленности
Составление календаря семейных дат
Семейный архив
Копилка добрых дел
Приложение 7.
Литературная викторина по рассказам С.Алексеева о Великой Отечественной войне
1.Как попал мишка в одну из сибирских дивизий?
(Подарили земляки)(Рассказ "Мишка")
2. Как помог Топтыгин нашим бойцам в боях под Харьковым?
(Наши бойцы попали в окружение, Топтыгин зарычал на фашистов, пошёл прямо на них.
Те испугались , разбежались в стороны, а наши вырвались из окружения)
3.Что получил Топтыгин в награду за помощь солдатам?
(Тарелку душистого мёда)
4.Что случилось с мишкой, когда бойцы отпустили его на волю в Беловежской пуще?
(Он пошёл в лес, наступил на фашистскую мину и взорвался. Погиб.)
5.Где находится разъезд Дубосеково?
(118 км от Москвы)
6.Солдаты дивизии какого генерала преградили путь фашистам к Москве?
(Генерала Панфилова)
7. Сколько всего было наших бойцов?
(28)
8.Кто был во главе этих бойцов?
(Политрук Клочков)
9.Какие слова произнес Клочков, когда на наших солдат пошли 30 танков?
(Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.)
10. Как закончился бой для Клочкова?
(Он со связкой гранат бросился под вражеский танк и погиб, но фашисты не прошли)
11.Как ходили дети в Блокадном Ленинграде?
(Как маленькие старички- чинно идут по улицам.
12.Как трудились ленинградцы на заводах во время Блокады?
(Планы выполняли в срок, даже перевыполняли)
13.Кого вывозили из осажденного фашистами Ленинграда "Дорогой жизни"?
(Группу ленинградских детей)
14.Как звали шофера полуторки?
(Коряков)
15. На что были похожи дети в машине?
(На сосульки. Сильно замерзли)
16.Почему шофер остановил машину и вышел из нее?
(Он вышел, чтобы снять свой полушубок и отдал греться детям)
17..Как звали бойцов, которым доверили почетное задание: установить боевое знамя на
здании Рейхстага?
(Сержант Егоров, младший сержант Кантария)
18.Как солдаты называли ледяную гору на учебном задании ?
(Монблан-самая высокая вершина в Альпийских горах,Казбек- - одна из вершин Кавказа)
19.Для чего тренировали солдат на ледяной горе?
(Немцы обливали невские кручи ледяной водой, чтобы наши бойцы не смогли преодолеть
их. Вот наши командиры и создали специальные отряды(в помощь штурмующим)
20.Какой слух ходил среди фашистов под Ленинградом с зимы 1941 года?
(Что на Волховский фронт прибыла дивизия охотников)
21.О чём шептались фашистские солдаты?
(Что охотники со ста метров белке в глаз попадают! Они в полёте сбивают муху)
22. Кем был Егор Петров в этой дивизии?
(Снайпером)
23. Сколько фашистов он уничтожил?
(Более 100)
24. Как солдаты говорили о Егоре Петрове?
(Что он один как целая дивизия).
Приложение 8.Плакаты «Известные люди о воспитании любви к Родине»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным
патриотом».( С. Михалков)
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий
деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу
мысль должно приходить к детям» (А.С.Макаренко)
«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое
делает нас человеком» (В.Белинский)
«Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер,
посейте характер – и вы пожнете судьбу» (Уильям Теккерей)
«Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой,
провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы
служению Родине» (А.И.Герцен)
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья;
отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием
человечности» (В.А.Сухомлинский).