Напоминание

Мы говорим о нашей Родине


Автор: Ендиерова Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большебуяновская ООШ"
Населённый пункт: Чувашия, Шемуршинский район
Наименование материала: методическая разработка родительского собрания
Тема: Мы говорим о нашей Родине
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Большебуяновская основная общеобразовательная школа»

Шемуршинского района ЧР

Методическая разработка

«Мы говорим о нашей Родине»

(родительское собрание)

Разработала

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Ендиерова Ирина Ивановна

2022г

Пояснительная записка

Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом?

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на

воспитание патриота, гражданина своей страны. А каким должен быть патриот в

настоящее время? Большинство людей считает, что патриотизм – это чувство любви

к своей Родине, способность на смелые и героические поступки, ответственность за

свой вклад в развитие своей страны и общества.

Когда маленький человек начинает осознавать мир вокруг себя, уже в этот момент

важно формировать у него чувство сопричастности к семье, к школе, к обществу. Это

чувство формируется только в том случае, если взрослый хочет, а главное умеет увидеть и

показать «маленькому гражданину» все события, правила, нормы, которые связывают

ребенка с обществом, в котором он живет. Как легко формируется у ребенка чувство

гордости за свою Родину, когда читаешь вместе с ним произведения о подвигах солдат во

время Великой Отечественной войны!

Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Семья является

благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у

детей. Родители должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного

отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и

трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже

не сформируется. Умение видеть во всем окружающем частичку себя, своих мыслей,

чувств, поступков – это начало патриотического воспитания.

Из любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение

семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем

героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является

родительское собрание.

Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских

собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание

родителей, способствуют более легкому запоминанию информации, создают особый

настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

К таким методам относится «Семейный совет», направленный на совместное принятие

решений, на учение членов семьи слушать и слышать друг друга. Семейный совет

помогает договариваться членам семьи и нести ответственность за свое решение.

Тогда, возможно, семья - это то, за что ты волнуешься. Вероятно, это и есть то самое

чувство патриотизма, чувство доброе и свободное.

Тема родительского собрания

«Мы говорим о нашей Родине»

Цели:

расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств

детей;

познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.

Задачи:

1.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье;

повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по вопросу

патриотического воспитания младших школьников.

2.Организовать взаимодействие родителей и учителя в организации патриотического

воспитания детей.

3. Формировать нравственную культуру семьи.

Форма проведения: «Семейный совет» разговор взрослых и детей по душам.

Подготовительная работа:

- изучение информации по проблеме;

- изготовление приглашений на родительское собрание (приложение 1);

- подготовка плакатов с высказываниями (Приложение 7);

- анкетирование родителей;

-родителям дать домашнее задание: подготовиться к беседе, подумать о том, как они в

своей семье воспитывают патриотизм;

- подготовка памяток для родителей.

Оборудование: плакаты с высказываниями.

Ход собрания.

На семейном совете всем необходимо выполнять следующие правила:

Спокойная обстановка

Не заниматься попутно каким – либо делом, не говорить вполоборота

Заранее приготовить предложения

Настроиться на дружеское совместное участие в решении проблемы

Завершать совет дружеской семейной традицией (обняться, похлопать друг друга

по плечу и т.п.)

Учитель приветствует родителей, сообщает тему «семейного совета» - «Мы говорим о

нашей Родине», его цели.

Вступление:

-Уважаемые родители, здравствуйте!

Сегодня наше собрание посвящено теме,

содержание которой было высказано с такой любовью и теплом в стихотворении «С чего

начинается Родина» (чтение учителем).

Мы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные

судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые

могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в

осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко,

знакомо, понятно.

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как

первоначальной

ячейке

общества

начинается

процесс

воспитания

личности,

формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в

образовательных учреждениях.

Актуализация темы.

С родителями было проведено анкетирование (Приложение 2).

Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке патриотического

воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания.

Многие ответили, что будут испытывать затруднения в составлении родословной. Но все

родители единодушно ответили, что большую меру ответственности за патриотическое

воспитание детей несут родители, а потом уже школа.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и

сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе.

Мотивация родителей.

- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о патриотическом

воспитании ваших детей?

Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание», «патриотизм»,

«национальные ценности», «методы и формы работы», «цели воспитания» и т.д.

Родительский всеобуч.

Первая ступень формирования патриотизма - формирование родственных чувств к

своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

В нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания

патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой

задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота». Патриотическое сознание, чувства и

действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном

примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом. Советы

родителям по патриотическому воспитанию детей:

1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите

своим детям о великих событиях в истории нашего народа!

2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей

страной, с успехами и достижениями народа!

3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!

4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.

5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.

6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа, страны!

У французского писателя А. Экзюпери есть замечательная сказка «Маленький принц».

В

ней

заключена

великая

мудрость,

есть

золотые

правила,

которыми

можно

воспользоваться в любой ситуации. Вот этому и старайтесь учить своих детей:

На одной из планет Маленький принц спросил:

- А где люди?

- Их нет. Они летают, у них нет корней.

Надо воспитывать детей так, чтобы они не были Иванами, не помнящими родства.

Вторая ступень патриотизма – это

через воспитание любви к Малой Родине –

ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет

и большого патриотизма.

- С чего начинается Родина для взрослых и детей?

- Может ли человек жить без Родины?

-Как сделать так, чтобы Родина могла гордиться тобой?

Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим

людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека

должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой

вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле.

(На доске нарисовано солнце и на нем написано «Патриот, кто он?»).Давайте соберем

лучи солнца и прочитаем их.

1.

Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.

2.

Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом

3.

Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

4.

Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

5.

Готов стать на защиту Отечества

6.

Знает государственную символику

7.

Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Патриотами не рождаются, ими становятся.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу,

его истории, культуре, традициям.

Использование государственных символов в патриотическом воспитании детей – важная

составляющая

воспитания

патриотизма

и

гражданственности,

сохранения

преемственности поколений и укрепления социального единства общества.

Любовь и слава, небес простор,

Орёл двуглавый и триколор.

На самой лучшей из всех планет

Народ могучий и Президент!

Моя Отчизна! Моя Россия! Моя душа!

Четвертая ступень - война

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление

его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в

поступках и в деятельности человека.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя,

вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества

необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных

средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать

основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы

стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может

затронуть душу ребенка.

Подборка книг для детей о ВОв (Воронкова Л. «Девочка из города» Голявкин В.

«Рисунок на асфальте» Катаев В. «Сын полка» Лиханов А. «Последние холода» Осеева В.

«Васек Трубачев и его товарищи», Балтер Б. «До свидания, мальчики!» Богомолов В.

«Иван», «Зося» Ильина Е. «Четвертая высота», Кассиль Л. «Улица младшего сына»

Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны» Сухова А. «Дети войны).

Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют

равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне

для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою

семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.

Литературная викторина по рассказам С.Алексеева ("Мишка", "Подвиг у Дубосеково",

"Ленинградская походка", "Шуба», "Дивизия", "Победа" "Монблан и Вавилов", "Победа").

(Приложение 7).

Мы должны всегда помнить, что Россия - это земля наших предков, на которой пролито

много крови. Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась

сила и храбрость русского воина, его самоотверженность и дух! Погибали на войне наши

земляки и были горды тем, что погибали за Родину в бою. Нечеловеческое напряжение

переносили люди на войне. Вынести такие великие тяготы помогали письма из дома,

слова любви матерей и жен, память о детях.

Чтение стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом»

- Кем они были – Герои Великой Отечественной?

-Обычными мальчиками, вчерашними школьниками. И в крови, и в смерти, и в веках,

ставшие бессмертными богатырями на границах земли русской.

Я горжусь своим современником

И в сегодняшней жизни есть примеры служения обществу — самоотверженные врачи,

спасатели, выдающиеся ученые, люди, организующие благотворительную помощь

нуждающимся, социально активные граждане.

Нужно постоянно повторять ребятам о том, что патриотические чувства и идеи только

тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям

различной национальности.

К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о том, совершаем мы

патриотические поступки или нет, но мы должны помнить о том, что любовь к своей

семье, к своей Родине, являются ключевыми в воспитании хорошего человека и

гражданина.

Я русская, а это значит – пред родом предков я в долгу!

Я русская, а это значит, другой быть просто не могу!

Моя Родина! Моя Россия!

Работа в группах.

Объединение родителей в группы по 3 – 4 человека.

1 задание.

Учитель:

Каждой

группе

предлагаются

бланки

с

утверждениями,

которые

Вы

внимательно прочитайте, а затем в нужных, по вашему мнению, графах поставьте значок

“галочка”. На работу отводится 3 – 5 минут (После окончания работы каждая группа

высказывает групповое мнение по каждому утверждению). (Приложение 3)

2 задание.

Учитель: Групповая работа по бланку. Ответ на вопрос: «Патриотическое воспитание в

семье – это миф или реальность?». (Приложение 4)

2 этап. Учитель проводит краткий анализ коллективных высказываний групп и помогает

собравшимся определить действенные формы патриотического воспитания в семье и в

школе, необходимость взаимодействия в решении данной проблемы.

3 задание.

В развитии и воспитании младших школьников значительное место занимают родители.

Следующее задание: составьте памятку для родителей по организации патриотического

воспитания школьников в семье. Включите в неё те пункты, которые Вы, по личному

опыту, считаете наиболее актуальными.

На работу отводится 5 минут. О готовности группа сообщает поднятием руки. (Каждая

группа продумывает памятку для родителей. Затем зачитывает свой вариант. Далее

происходит обсуждение каждой её версии. После этого зачитывается окончательный

вариант). (Приложение 5)

Рассматривание, обсуждение и принятие плана семейных мероприятий по

патриотическому воспитанию. (Приложение 6)

Решение собрания (в виде рекомендаций):

1.Рекомендовать классному руководителю включить предложенные родителями формы

организации работы в программу внеурочной деятельности класса.

2.Обсудить материалы родительского собрания в семьях учеников класса. Для этого все

родители получают памятки о воспитании патриотизма.

3. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно плану мероприятий.

Рефлексия.

- Вот и закончился наш семейный совет! Надеемся, что он не прошел для Вас даром.

Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу

участников оценить совместную деятельность.

(Родители пишут краткие сообщения учителю с использованием ключевых фраз: меня

поразило, меня удивило, я узнала, показалось интересным, я довольна, я не довольна,

меня воодушевило).

Ребёнок приходит к нам в школу из семьи, где он любим, где родители рады сделать всё,

чтобы их чадо выросло умным, сильным, счастливым. Правы ли они в этом? Мы живём

ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына

или дочь. И учителя работают ради того, чтобы из ростка вырос цветок, которым будут

восхищаться, которого будут любить.

Список литературы

1.

Н,И.Дереклеева. Новые родительские собрания.-Москва, «ВАКО», 2006г.

2.

Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. – Санкт-Петербург, 2011 г.,

Приложение 1.

ПРИГЛАШЕНИЕ

Уважаемые____________________

Приглашаю Вас на родительское собрание, на котором я предлагаю обсудить

следующие вопросы:

1. Что такое патриотизм?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в школе?

3. Нужно ли в семье воспитывать патриотов и граждан страны?

4. Ступени формирования патриотизма у детей.

5. Разработка плана семейных мероприятий по патриотическому воспитанию.

Мы все нуждаемся в поддержке и взаимопонимании в трудном деле воспитания наших

детей. Без обратной связи очень трудно принять взвешенное решение относительно

того, что действительно необходимо нашим детям.

Надеюсь, что наша встреча будет интересна и полезна.

Заранее благодарна за сотрудничество.

Дата собрания:_________________________Время:________________________

Приложение 2.

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

1.

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________

2.

Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в школе?

_______________________________________________________________

1.

Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое

воспитание детей – педагоги или родители?

2.

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей младшего школьного возраста с

символикой государства, традициями, памятными датами?

3.

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с

родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________

1.

Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в

своем ребенке

7.Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и

гражданственности учащихся?

Приложение 3.

1.Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или

отчизник».

2.Патриотизмпочитание места своего рождения и места постоянного проживания как

своей родины, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций,

преданность до конца своей жизни.

3.Патриотизм уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим

землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель этого –

благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного

государства.

4.Патриотизм –делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей

родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и

соотечественников.

5.Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и

против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.

6.Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно

укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного,

образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих

предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

7.То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше

государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит,

можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.

Приложение 4.

Вопрос: Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?

Если да, то как?

Как должно быть?

Как на самом деле?

Что для этого должно быть сделано

Что я делаю? (обмен опытом)

Приложение 5

Памятка для родителей

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не

говорите дурно о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из

которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Посещайте с ребёнком в музеи, краеведческий и боевой славы.

5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению

своей станицы.

7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

9. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда

не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не

проявляй инициативу, она наказуема!» и т. Д.

10. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших

страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Приложение 6.

План семейных мероприятий по патриотическому воспитанию.

Семейное мероприятие:

Дата проведения:

Выполнение:

Поход в краеведческий музей

Поход в музей боевой славы

Совместный просмотр фильма о Великой Отечественной войне

Составление словаря патриотических слов

Семейный конкурс на знание государственной символики

Вырезки из газет и новостей о патриотических подвигах и поступках простых людей

Совместное семейное чтение литературного произведения патриотической

направленности

Составление календаря семейных дат

Семейный архив

Копилка добрых дел

Приложение 7.

Литературная викторина по рассказам С.Алексеева о Великой Отечественной войне

1.Как попал мишка в одну из сибирских дивизий?

(Подарили земляки)(Рассказ "Мишка")

2. Как помог Топтыгин нашим бойцам в боях под Харьковым?

(Наши бойцы попали в окружение, Топтыгин зарычал на фашистов, пошёл прямо на них.

Те испугались , разбежались в стороны, а наши вырвались из окружения)

3.Что получил Топтыгин в награду за помощь солдатам?

(Тарелку душистого мёда)

4.Что случилось с мишкой, когда бойцы отпустили его на волю в Беловежской пуще?

(Он пошёл в лес, наступил на фашистскую мину и взорвался. Погиб.)

5.Где находится разъезд Дубосеково?

(118 км от Москвы)

6.Солдаты дивизии какого генерала преградили путь фашистам к Москве?

(Генерала Панфилова)

7. Сколько всего было наших бойцов?

(28)

8.Кто был во главе этих бойцов?

(Политрук Клочков)

9.Какие слова произнес Клочков, когда на наших солдат пошли 30 танков?

(Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.)

10. Как закончился бой для Клочкова?

(Он со связкой гранат бросился под вражеский танк и погиб, но фашисты не прошли)

11.Как ходили дети в Блокадном Ленинграде?

(Как маленькие старички- чинно идут по улицам.

12.Как трудились ленинградцы на заводах во время Блокады?

(Планы выполняли в срок, даже перевыполняли)

13.Кого вывозили из осажденного фашистами Ленинграда "Дорогой жизни"?

(Группу ленинградских детей)

14.Как звали шофера полуторки?

(Коряков)

15. На что были похожи дети в машине?

(На сосульки. Сильно замерзли)

16.Почему шофер остановил машину и вышел из нее?

(Он вышел, чтобы снять свой полушубок и отдал греться детям)

17..Как звали бойцов, которым доверили почетное задание: установить боевое знамя на

здании Рейхстага?

(Сержант Егоров, младший сержант Кантария)

18.Как солдаты называли ледяную гору на учебном задании ?

(Монблан-самая высокая вершина в Альпийских горах,Казбек- - одна из вершин Кавказа)

19.Для чего тренировали солдат на ледяной горе?

(Немцы обливали невские кручи ледяной водой, чтобы наши бойцы не смогли преодолеть

их. Вот наши командиры и создали специальные отряды(в помощь штурмующим)

20.Какой слух ходил среди фашистов под Ленинградом с зимы 1941 года?

(Что на Волховский фронт прибыла дивизия охотников)

21.О чём шептались фашистские солдаты?

(Что охотники со ста метров белке в глаз попадают! Они в полёте сбивают муху)

22. Кем был Егор Петров в этой дивизии?

(Снайпером)

23. Сколько фашистов он уничтожил?

(Более 100)

24. Как солдаты говорили о Егоре Петрове?

(Что он один как целая дивизия).

Приложение 8.Плакаты «Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным

патриотом».( С. Михалков)

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий

деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу

мысль должно приходить к детям» (А.С.Макаренко)

«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое

делает нас человеком» (В.Белинский)

«Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер,

посейте характер – и вы пожнете судьбу» (Уильям Теккерей)

«Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой,

провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы

служению Родине» (А.И.Герцен)

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья;

отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием

человечности» (В.А.Сухомлинский).



В раздел образования