Автор: Исупова Екатерина Александровна
Должность: Методист
Учебное заведение: МКУДО ДДТ Омутнинского района Кировской области
Населённый пункт: город Омутнинск Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности педагогической культуры
Раздел: дополнительное образование
Особенности педагогической культуры
Главной
предпосылкой
успешного
выполнения
педагогом
его
профессиональных функций – обучения, образования и воспитания –
является личная (индивидуальная) педагогическая культура.
Педагогическая культура - специфический способ организации и
развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм, в духовных
ценностях, в совокупности отношений людей к природе, обществу и самому
себе
Личность является объектом и субъектом культуры, и в то же время
личность каждого человека – это феномен культуры, так как формируется
при воздействии разнообразных культурных явлений: традиций, формы
общественного сознания, образа жизни, быта, содержания деятельности.
Культура личности складывается из знаний, умений, ценностных
ориентаций, потребностей и проявляется в характере её общения и
созидательной деятельности. Культура личности – это гармония культуры
знания, культуры творческого действия, культуры чувств и общения. О. С.
Газман считал, что культура
–
это достижение личностью гармонии,
дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в
общественную жизнь и труд, а так же личностный, психологический
комфорт. Одним из составных элементов общей культуры является
профессиональная культура личности.
Под профессиональной культурой понимается определенный уровень
способностей, знаний, умений, навыков необходимых для успешного
выполнения специальной работы. Общая и профессиональная культура
личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Педагогическая культура – это профессиональная культура человека,
занимающегося
педагогической
деятельностью.
Это
целостность,
включающая в себя определенный уровень способностей, профессиональных
знаний и умений, качеств,
потребностей и ценностных ориентаций,
способствующих успешному осуществлению педагогической деятельности.
В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность
стержневых компонентов, таких как:
1. Культура педагогического мышления включает в себя научную
обработку
педагогических
явлений
и
фактов,
рефлексию,
интуицию,
информационную культуру, творчество.
2. Духовно-нравственная культура: гуманистическая направленность
личности,
гармонию
нравственных
знаний,
нравственных
чувств
и
нравственного поведения, понимание своего места в жизни общества и
бескорыстном служении обществу.
3. Культура педагогического общения: способность выбрать правильный
подход
к
воспитаннику,
проявляющийся
в
уважении
его
личности,
деликатность,
чувство
меры,
эмпатия,
выдержка,
самообладание,
саморегуляция.
4. Культура сотрудничества
5. Культура поведения и внешнего вида
6. Культура речи
Следует отметить, что педагогическая культура формируется, если
педагога отличают:
o
Высокий уровень общей культуры
o
Психолого-педагогическая компетентность
o
Технологическая компетентность (знание технологий обучения и
воспитания)
Вообще культура – это творческий потенциал человека, его духовное
богатство, активная нравственность.
Главное в педагогической культуре – «Не навреди! Обереги детскую
душу!»