Автор: Яруллина Ландыш Афраимовна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ГАПОУ "Арского педагогического колледжа им. Г. Тукая"
Населённый пункт: РТ
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: Музыкальные образы "Детского альбома" П.И.Чайковского
Раздел: среднее профессиональное
ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
«ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» П.И.ЧАЙКОВСКОГО
Открытый
урок
по
предмету
«Детская
музыкальная литература» на 5 курсе гр. «Е»
для
преподавателей
и
членов
аттестационной
комиссии
Арского
педагогического колледжа
2011 г.
Предмет.
Детская музыкальная литература.
Курс. 5 курс гр. «Е» музыкального отделения.
Тема урока.
Музыкальные образы «Детского альбома».
Цель
урока.
Познакомить
учащихся
с
фортепианным
циклом
П.И.Чайковского.
Задачи:
познакомить
с
историей
создания
и
с
музыкальными произведениями «Детского альбома» П.И.Чайковского,
способствовать формированию познавательной активности и интересов в
процессе изучения нового материала, научить работать в коллективе,
уважать
мнение
товарища,
принимать
решение,
создавать
«художественный продукт»;
развивать у учащихся творчество, музыкальный
вкус, воображение, зрительную и слуховую память;
воспитание любви и интереса, чуткого отношения
к
музыке,
к
творчеству
композиторов.
Воспитывать
доброту
и
коллективизм.
Этапы работы и содержание этапов
I. Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися.
Чтобы дальнейшая работа на уроке была эффективной студенты
должны быстро распределиться по группам, подготовиться к работе и
творческому общению на уроке.
Цель и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока
Заинтересовать
и
организовать
студентов
к
изучению
нового
музыкального материала.
Создать комфортные условия для работы, организовать деятельность
учащихся, создать дружелюбную атмосферу.
Методы, используемые на этом этапе урока:
словесные;
метод стимулирования.
Здравствуйте, дорогие студенты и гости!
Сегодня у нас урок детской музыкальной литературы. Мы будем
работать в группах, давайте улыбнемся друг другу, пожелаем творческих
удач.
И начнем урок с закрепления пройденного материала. На прошлом
уроке мы познакомились с 16-ю песнями для детей П.И.Чайковского. Сейчас
мы с вами закрепим эту тему и проведем опрос по заданному на дом
материалу.
Цели и задачи. Закрепление пройденного материала, способствование
формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения
учебного материала.
Учащиеся должны в себе развить навыки самоподготовки, научиться
подходить к изучению материала более осмысленно, развивать в себе
творческие способности.
Методы
поисковый, стимулирования, наглядные, словесные, метод
поощрения.
Вопросы и задания заданные на дом.
1.
Рассказать историю создания «16 песен для детей» П.И.Чайковского.
2.
К стихам каких поэтов обращается П.И.Чайковский при сочинении
этого цикла.
3.
Перечислить название песен.
4.
Слушать песни и подготовить исполнение.
5.
Подготовить исполнение произведений «Детского альбома».
3. Изучение нового материала.
Цели, которые учитель ставит перед учениками.
Учащиеся должны ознакомиться с элементами групповой работы и
успешно применить их в практике. Научиться раскрывать с помощью
выразительных средств музыкальные образы, развивать своё воображение,
потребность общения с музыкой, развивать в себе такие качества, как умение
работать в коллективе, уважать мнение товарища.
Цели и задачи данного этапа урока.
Познакомить с «Детским альбомом» П.И.Чайковского, с историей его
создания, заинтересовать учащихся с темой урока, вызвать интерес к
изучению музыкального материала, научить работать в коллективе, уважать
мнение
товарища,
принимать
решения,
создавать
при
помощи
выразительных средств «художественный продукт». Развивать в учащихся
музыкальный вкус, творчество, воображение, слуховую и зрительную
память.
Методы: активизирующие познавательную деятельность, поисковые,
наглядно-слуховые, исследовательские.
На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с удивительной
музыкой Чайковского. Сейчас для вас прозвучит музыка (звучит «Марш
деревянных солдатиков»).
- Знакома ли она вам? И что это за произведение.
Тема нашего сегодняшнего урока «Музыкальные образы «Детского
альбома» П.И.Чайковского.
Для начала мы познакомимся с историей создания этого альбома.
Известно несколько версий создания этого альбома. Давайте посмотрим, как
это было… (Студенты показывают историю создания театрализовано).
Ученик сидит и играет пьесу из «Детского альбома» Р.Шумана.
Входит П. И. Чайковский , подслушивает и говорит : « А не написать ли и
мне сборник пьес для детей». Он подходит к столу , садится и берет перо и
бумагу.
Чтец : Первое упоминание о замысле « Детского альбома « относится
к февралю 1878 года. П. И. Чайковский в это время находился в длительном
заграничном путешествии .В письме к П. Юргенсу он писал: (Чайковский
пишет и говорит громко ) « …Завтра примусь я за сборник миниатюрных
пьес для детей. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной
легкости с заманчивыми заглавиями , как у Шумана,»
Чтец: Мысль о посвящении Володе Давыдову , одному из много
численных детей своей сестры
Александры Ильиничны возникла после
окончания сочинений. Племяннику композитора в ту пору было шесть с
половиной лет. Так 24 ноября 1878 года из Флоренции он писал своей
покровительнице Надежде Филоритовне фон Мекк: ( Чайковский пишет и
громко говорит) «,,,Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе ,
который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,
Чтец: Еще позже 12 декабря этого же года из Флоренции он писал
Л.В.Давыдову , мужу своей сестры. (Чайковский прохаживается по
комнате , садится за стол , берет перо , бумагу и говорит: « ,,,Скажи
Бобику ,что напечатаны ноты с картинками , что ноты сочинил дядя Петя
и что на них написано : посвещается Володе Давыдову.)
Мотив: элемент театрализации вводится как метод активизирующий
мышление, творческие способности, обличает усвоение материала, вносит
элемент новизны.
А теперь откройте «Детский альбом» Чайковского, который лежит
перед вами на партах, и посмотрите, сколько пьес вошло в этот альбом.
В сборник входит 24 пьесы с очень интересными названиями., которые
связаны единой тематикой . В нем представлен пестрый мир детских
игр ,танцев и случайных представлений. Давайте прочитаем название пьес
(читаем) .
Ответьте на вопрос:
- Как называется произведение, которым автор сам дает название?
(Программные)
А сейчас мы с вами поработаем в группах, почувствуем себя
композиторами. Перед каждой группой лежит листок с заданием. Сейчас вы
перевернете листок и откроете название произведения. Название читаем про
себя, чтобы другая группа не услышала. Если бы вы были композитором,
какими средствами музыкальной выразительности воспользовались бы,
создавая эту пьесу и почему? (Студенты работают в группах, перед ними
название пьес «Баба-Яга», «Жаворонок», «Болезнь куклы»).
У моего музыкального образа мелодия по характеру должна быть
Потому что_________________________________________________
Лад___________________________(почему)________________________
_Тнмп_______________________________(что изображает)___________
Ритм____________________Штрих______________________________
(почему)______________________________________________________
Использовали бы __________________________________________
Динамику__________________________________________________
(почему)______________________________________________________
_Ввели
бы
в
эту
пьесу
яркий
изобразительный
момент___________________________чтобы
придать
пьесе
яркий
изобразительный момент.
После завершения работы каждая группа, не произнося название
пьесы, зачитывает свою трактовку, а другие группы угадывают, что это за
пьеса.
А теперь давайте послушаем эту пьесу.
(Слушаем пьесу в исполнении студентов или в записи)
Вопрос: Удалось ли этой команде приблизиться к трактовке образа
Чайковским?
Дальше идет обсуждение.
Мотив.
Такие формы работы ознакомят студентов с элементами
групповой работы, развивают познавательную активность, воображение,
творческие способности.
Методы
стимулирования
и
активизации,
проблемно-поисковые,
исследовательские, обобщения.
А теперь посмотрите название пьес и скажите, какие танцы ввел в
«Детский альбом» П.И.Чайковский? (Называют танцы)
Как вы думаете, почему композитор обратился именно к этим танцам?
(Потому что они были популярными танцами той эпохи).
(Слушаем вальс)
А сейчас еще раз обратимся к альбому и попробуем назвать пьесы,
которые композитор написал, как воспоминание о своих путешествиях по
разным странам. (Студенты называют)
Как вы думаете, почему композитор ввел эти пьесы в «Детский
альбом»?
Давайте
послушаем
«Старинную
французскую
песню»
и
«Неаполитанскую песню». (Слушаем)
Вопрос: Композитор сам сочинил эти пьесы или просто цитирует в
них народную музыку? (Студенты отвечают)
Закрепление учебного материала
Учебная цель:
При выполнении домашнего задания учащиеся должны закрепить
знания, полученные на уроке, составить групповой письменный ответ,
формировать умение выполнять работу в срок.
Цели и задачи для учителя:
Развить умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению
товарища, умение предъявлять свое мнение. Вызвать их эмоциональный
отклик.
Вопросы для закрепления пройденного материала.
1.
Сколько пьес входит в «Детский альбом».
2.
Кому посвящается «Детский альбом» и почему?
3.
Существовали ли такие альбомы пьес до Чайковского? Чей альбом
послужил примером?
4.
В каких произведениях композитор мог бы использовать цитаты из
народной музыки?
5.
Во время практики в школе при прохождении каких тем вы могли бы
обратиться к пьесам из «Детского альбома»?
Студенты работают в группах. Отвечают на вопросы и передают
другой команде. Другие команды соглашаются с ответом или вносят свои
исправления, дополняют ответы.
Домашнее задание.
Цель для учащихся:
При выполнении домашнего задания учащиеся должны закрепить
знания, полученные при изучении нового материала, научиться добывать
знания самостоятельно и применять их на практике.
Цели, которых хочет достичь учитель:
Научить студентов самостоятельно работать над разрешением проблем,
получать конкретный результат, публично предъявлять полученные знания, в
процессе которого закрепляются и углубляются знания по теме урока,
развитие музыкальной памяти и слуха.
Методы, активизирующие познавательную деятельность, поисковые,
наглядно-слуховые, исследовательские.
Задание на дом.
1.
Слушать пьесы «Детского альбома» и подготовиться к «Угадай»ке.
2.
Перечислить
произведения
из
«Детского
альбома»,
в
которых
композитор ввёл яркие изобразительные элементы. (Звон бубенцов и
т.д.).
3.
В каких произведениях композитор использовал подлинно народную
музыку?
4.
На
каких
инструментах,
кроме
фортепиано
исполнялись
эти
произведения. (Привести примеры).
Подведение итогов. Выставление оценок.