Напоминание

Музыкальные образы "Детского альбома" П.И.Чайковского


Автор: Яруллина Ландыш Афраимовна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ГАПОУ "Арского педагогического колледжа им. Г. Тукая"
Населённый пункт: РТ
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: Музыкальные образы "Детского альбома" П.И.Чайковского
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ

«ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» П.И.ЧАЙКОВСКОГО

Открытый

урок

по

предмету

«Детская

музыкальная литература» на 5 курсе гр. «Е»

для

преподавателей

и

членов

аттестационной

комиссии

Арского

педагогического колледжа

2011 г.

Предмет.

Детская музыкальная литература.

Курс. 5 курс гр. «Е» музыкального отделения.

Тема урока.

Музыкальные образы «Детского альбома».

Цель

урока.

Познакомить

учащихся

с

фортепианным

циклом

П.И.Чайковского.

Задачи:

познакомить

с

историей

создания

и

с

музыкальными произведениями «Детского альбома» П.И.Чайковского,

способствовать формированию познавательной активности и интересов в

процессе изучения нового материала, научить работать в коллективе,

уважать

мнение

товарища,

принимать

решение,

создавать

«художественный продукт»;

развивать у учащихся творчество, музыкальный

вкус, воображение, зрительную и слуховую память;

воспитание любви и интереса, чуткого отношения

к

музыке,

к

творчеству

композиторов.

Воспитывать

доброту

и

коллективизм.

Этапы работы и содержание этапов

I. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися.

Чтобы дальнейшая работа на уроке была эффективной студенты

должны быстро распределиться по группам, подготовиться к работе и

творческому общению на уроке.

Цель и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока

Заинтересовать

и

организовать

студентов

к

изучению

нового

музыкального материала.

Создать комфортные условия для работы, организовать деятельность

учащихся, создать дружелюбную атмосферу.

Методы, используемые на этом этапе урока:

словесные;

метод стимулирования.

Здравствуйте, дорогие студенты и гости!

Сегодня у нас урок детской музыкальной литературы. Мы будем

работать в группах, давайте улыбнемся друг другу, пожелаем творческих

удач.

И начнем урок с закрепления пройденного материала. На прошлом

уроке мы познакомились с 16-ю песнями для детей П.И.Чайковского. Сейчас

мы с вами закрепим эту тему и проведем опрос по заданному на дом

материалу.

Цели и задачи. Закрепление пройденного материала, способствование

формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения

учебного материала.

Учащиеся должны в себе развить навыки самоподготовки, научиться

подходить к изучению материала более осмысленно, развивать в себе

творческие способности.

Методы

поисковый, стимулирования, наглядные, словесные, метод

поощрения.

Вопросы и задания заданные на дом.

1.

Рассказать историю создания «16 песен для детей» П.И.Чайковского.

2.

К стихам каких поэтов обращается П.И.Чайковский при сочинении

этого цикла.

3.

Перечислить название песен.

4.

Слушать песни и подготовить исполнение.

5.

Подготовить исполнение произведений «Детского альбома».

3. Изучение нового материала.

Цели, которые учитель ставит перед учениками.

Учащиеся должны ознакомиться с элементами групповой работы и

успешно применить их в практике. Научиться раскрывать с помощью

выразительных средств музыкальные образы, развивать своё воображение,

потребность общения с музыкой, развивать в себе такие качества, как умение

работать в коллективе, уважать мнение товарища.

Цели и задачи данного этапа урока.

Познакомить с «Детским альбомом» П.И.Чайковского, с историей его

создания, заинтересовать учащихся с темой урока, вызвать интерес к

изучению музыкального материала, научить работать в коллективе, уважать

мнение

товарища,

принимать

решения,

создавать

при

помощи

выразительных средств «художественный продукт». Развивать в учащихся

музыкальный вкус, творчество, воображение, слуховую и зрительную

память.

Методы: активизирующие познавательную деятельность, поисковые,

наглядно-слуховые, исследовательские.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с удивительной

музыкой Чайковского. Сейчас для вас прозвучит музыка (звучит «Марш

деревянных солдатиков»).

- Знакома ли она вам? И что это за произведение.

Тема нашего сегодняшнего урока «Музыкальные образы «Детского

альбома» П.И.Чайковского.

Для начала мы познакомимся с историей создания этого альбома.

Известно несколько версий создания этого альбома. Давайте посмотрим, как

это было… (Студенты показывают историю создания театрализовано).

Ученик сидит и играет пьесу из «Детского альбома» Р.Шумана.

Входит П. И. Чайковский , подслушивает и говорит : « А не написать ли и

мне сборник пьес для детей». Он подходит к столу , садится и берет перо и

бумагу.

Чтец : Первое упоминание о замысле « Детского альбома « относится

к февралю 1878 года. П. И. Чайковский в это время находился в длительном

заграничном путешествии .В письме к П. Юргенсу он писал: (Чайковский

пишет и говорит громко ) « …Завтра примусь я за сборник миниатюрных

пьес для детей. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной

легкости с заманчивыми заглавиями , как у Шумана,»

Чтец: Мысль о посвящении Володе Давыдову , одному из много

численных детей своей сестры

Александры Ильиничны возникла после

окончания сочинений. Племяннику композитора в ту пору было шесть с

половиной лет. Так 24 ноября 1878 года из Флоренции он писал своей

покровительнице Надежде Филоритовне фон Мекк: ( Чайковский пишет и

громко говорит) «,,,Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе ,

который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,

Чтец: Еще позже 12 декабря этого же года из Флоренции он писал

Л.В.Давыдову , мужу своей сестры. (Чайковский прохаживается по

комнате , садится за стол , берет перо , бумагу и говорит: « ,,,Скажи

Бобику ,что напечатаны ноты с картинками , что ноты сочинил дядя Петя

и что на них написано : посвещается Володе Давыдову.)

Мотив: элемент театрализации вводится как метод активизирующий

мышление, творческие способности, обличает усвоение материала, вносит

элемент новизны.

А теперь откройте «Детский альбом» Чайковского, который лежит

перед вами на партах, и посмотрите, сколько пьес вошло в этот альбом.

В сборник входит 24 пьесы с очень интересными названиями., которые

связаны единой тематикой . В нем представлен пестрый мир детских

игр ,танцев и случайных представлений. Давайте прочитаем название пьес

(читаем) .

Ответьте на вопрос:

- Как называется произведение, которым автор сам дает название?

(Программные)

А сейчас мы с вами поработаем в группах, почувствуем себя

композиторами. Перед каждой группой лежит листок с заданием. Сейчас вы

перевернете листок и откроете название произведения. Название читаем про

себя, чтобы другая группа не услышала. Если бы вы были композитором,

какими средствами музыкальной выразительности воспользовались бы,

создавая эту пьесу и почему? (Студенты работают в группах, перед ними

название пьес «Баба-Яга», «Жаворонок», «Болезнь куклы»).

У моего музыкального образа мелодия по характеру должна быть

Потому что_________________________________________________

Лад___________________________(почему)________________________

_Тнмп_______________________________(что изображает)___________

Ритм____________________Штрих______________________________

(почему)______________________________________________________

Использовали бы __________________________________________

Динамику__________________________________________________

(почему)______________________________________________________

_Ввели

бы

в

эту

пьесу

яркий

изобразительный

момент___________________________чтобы

придать

пьесе

яркий

изобразительный момент.

После завершения работы каждая группа, не произнося название

пьесы, зачитывает свою трактовку, а другие группы угадывают, что это за

пьеса.

А теперь давайте послушаем эту пьесу.

(Слушаем пьесу в исполнении студентов или в записи)

Вопрос: Удалось ли этой команде приблизиться к трактовке образа

Чайковским?

Дальше идет обсуждение.

Мотив.

Такие формы работы ознакомят студентов с элементами

групповой работы, развивают познавательную активность, воображение,

творческие способности.

Методы

стимулирования

и

активизации,

проблемно-поисковые,

исследовательские, обобщения.

А теперь посмотрите название пьес и скажите, какие танцы ввел в

«Детский альбом» П.И.Чайковский? (Называют танцы)

Как вы думаете, почему композитор обратился именно к этим танцам?

(Потому что они были популярными танцами той эпохи).

(Слушаем вальс)

А сейчас еще раз обратимся к альбому и попробуем назвать пьесы,

которые композитор написал, как воспоминание о своих путешествиях по

разным странам. (Студенты называют)

Как вы думаете, почему композитор ввел эти пьесы в «Детский

альбом»?

Давайте

послушаем

«Старинную

французскую

песню»

и

«Неаполитанскую песню». (Слушаем)

Вопрос: Композитор сам сочинил эти пьесы или просто цитирует в

них народную музыку? (Студенты отвечают)

Закрепление учебного материала

Учебная цель:

При выполнении домашнего задания учащиеся должны закрепить

знания, полученные на уроке, составить групповой письменный ответ,

формировать умение выполнять работу в срок.

Цели и задачи для учителя:

Развить умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению

товарища, умение предъявлять свое мнение. Вызвать их эмоциональный

отклик.

Вопросы для закрепления пройденного материала.

1.

Сколько пьес входит в «Детский альбом».

2.

Кому посвящается «Детский альбом» и почему?

3.

Существовали ли такие альбомы пьес до Чайковского? Чей альбом

послужил примером?

4.

В каких произведениях композитор мог бы использовать цитаты из

народной музыки?

5.

Во время практики в школе при прохождении каких тем вы могли бы

обратиться к пьесам из «Детского альбома»?

Студенты работают в группах. Отвечают на вопросы и передают

другой команде. Другие команды соглашаются с ответом или вносят свои

исправления, дополняют ответы.

Домашнее задание.

Цель для учащихся:

При выполнении домашнего задания учащиеся должны закрепить

знания, полученные при изучении нового материала, научиться добывать

знания самостоятельно и применять их на практике.

Цели, которых хочет достичь учитель:

Научить студентов самостоятельно работать над разрешением проблем,

получать конкретный результат, публично предъявлять полученные знания, в

процессе которого закрепляются и углубляются знания по теме урока,

развитие музыкальной памяти и слуха.

Методы, активизирующие познавательную деятельность, поисковые,

наглядно-слуховые, исследовательские.

Задание на дом.

1.

Слушать пьесы «Детского альбома» и подготовиться к «Угадай»ке.

2.

Перечислить

произведения

из

«Детского

альбома»,

в

которых

композитор ввёл яркие изобразительные элементы. (Звон бубенцов и

т.д.).

3.

В каких произведениях композитор использовал подлинно народную

музыку?

4.

На

каких

инструментах,

кроме

фортепиано

исполнялись

эти

произведения. (Привести примеры).

Подведение итогов. Выставление оценок.



В раздел образования