Авторы: Шалина Ольга Сергеевна, Худяшова Наталья Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности общения младших школьников"
Раздел: начальное образование
Особенности общения младших школьников
Младший школьник - человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период
происходит
активное
установление
дружеских
контактов.
Приобретение
навыков
социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются
одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Младший
школьный
возраст
(с
6-7
до
9-10
лет)
определяется
важным
обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок
автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него
появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие,
взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с
уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно -
вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир
отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за
дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков
учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная
ситуация ужесточает условия жизни ребенка, поступившего в школу, повышается
психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на
поведении ребенка.В класс приходит много людей и учитель должен работать со всеми.
Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает
психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка
могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и
учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни
ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути
развития:
гипервозбудимость,
гипердинамия,
выраженная
заторможенность.
Эти
отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают
угнетенные состояния и др. ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него
испытания.
В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще
испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями,
структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на
школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к
тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые. Общение
младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности,
обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и
обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы
ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших
школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать
внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении,
сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребенок
чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь - уже не
определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и
других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых - помочь
каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность
умений каждого и для других детей. Ведущей в младшем школьном возрасте становится
учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические
новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших
школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем
возрастном этапе.
Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
качественно
новый
уровень
произвольной
регуляции
поведения
и
деятельности
рефлексия, анализ, внутренний план действий
развитие нового познавательного отношения к действительности
ориентация на группу сверстников