Напоминание

"Особенности общения младших школьников"


Авторы: Шалина Ольга Сергеевна, Худяшова Наталья Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности общения младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности общения младших школьников

Младший школьник - человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период

происходит

активное

установление

дружеских

контактов.

Приобретение

навыков

социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются

одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Младший

школьный

возраст

6-7

до

9-10

лет)

определяется

важным

обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок

автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него

появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие,

взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с

уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно -

вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир

отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за

дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков

учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная

ситуация ужесточает условия жизни ребенка, поступившего в школу, повышается

психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на

поведении ребенка.В класс приходит много людей и учитель должен работать со всеми.

Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает

психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка

могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и

учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни

ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути

развития:

гипервозбудимость,

гипердинамия,

выраженная

заторможенность.

Эти

отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают

угнетенные состояния и др. ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него

испытания.

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще

испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями,

структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на

школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к

тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые. Общение

младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности,

обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и

обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы

ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших

школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать

внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении,

сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребенок

чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь - уже не

определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и

других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых - помочь

каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность

умений каждого и для других детей. Ведущей в младшем школьном возрасте становится

учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические

новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших

школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем

возрастном этапе.

Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

качественно

новый

уровень

произвольной

регуляции

поведения

и

деятельности

рефлексия, анализ, внутренний план действий

развитие нового познавательного отношения к действительности

ориентация на группу сверстников



В раздел образования