Напоминание

Компетентностный подход в образовании в аспекте реализации задач ФГОС


Автор: Левушкина Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Лицей №40 при УлГУ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход в образовании в аспекте реализации задач ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Компетентностный подход в образовании в аспекте

реализации задач ФГОС

Задачей современного образования является формирование

способности человека к самостоятельному выходу за пределы

собственной компетентности для поиска способов действия в

новых

ситуациях.

Это

умение

связано

с

информационной

компетентностью,

то

есть

способностью

определить

недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать

новую информацию. Одним из средств решения этой задачи

является

разработка

учебников

и

учебных

изданий

нового

поколения, которые не только дают конкретные знания, но и учат

активно пользоваться содержащейся в них информацией для

решения проблем. В учебниках нового поколения должна всегда

содержаться избыточная информация, в которой ученик сам

должен ориентироваться и находить ответ на интересующий его

вопрос.

Не менее важно формировать компетентность в решение

проблем, то есть способность ставить и решать определённые типы

рациональных

задач:

определять

цели,

оценивать

ситуацию,

переводить

общую

цель

в

конкретные

задачи,

планировать

последовательность

решения,

временные

затраты,

выбирать

адекватные задачам методы и формы презентации результатов,

оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на

саморазвитие. Именно на это нацелена проблемно-диалогическая

технология преподавания, которая позволяет каждому школьнику

усвоить алгоритм решения любых жизненных проблем.

Важнейшую роль в подготовке человека будущего играет

коммуникативная компетентность

– способность ставить и

решать коммуникативные задачи. Младший школьный возраст

очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками,

поэтому

формирование

коммуникативной

компетентности

в

урочной и внеурочной деятельности – одна из важнейших задач

учебно-воспитательного процесса в школе.

Структура учебной деятельности (15 шагов)

I

. Мотивация к учебной деятельности.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности.

(шаг 1)

«надо»

«хочу» «могу»

II

. Актуализация знаний.

Повторение ранее изученного материала.

Обобщение актуализированных знаний.

(шаг 2,3)

III

. Постановка проблемы.

Получение

задания

для

пробного

действия.

Выполнение

пробного действия. Фиксация затруднения. Восстановление хода

пробного действия, выявление места и причины затруднения.

(шаг 3,4,5,6,7)

IV

. Построения проекта выхода из затруднения.

На данном этапе урока учащиеся в коммуникативной форме:

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего

затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ выхода из затруднения;

- строят план достижения.

(шаг 8,9)

V

. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом

и зафиксировать преодоление затруднения.

(шаг 10,11)

VI

. Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий

при решении данного класса задач с их проговариванием во

внешней речи.

(шаг12)

VII

. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё

умение

применять

новое

учебное

содержание

в

типовых

ситуациях.

(шаг 13)

VIII

. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: выявить границы применимости нового знания.

(шаг 14)

IX

. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: зафиксировать новое содержание изученное на уроке.

(шаг 15)



В раздел образования