Автор: Левушкина Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Лицей №40 при УлГУ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход в образовании в аспекте реализации задач ФГОС
Раздел: начальное образование
Компетентностный подход в образовании в аспекте
реализации задач ФГОС
Задачей современного образования является формирование
способности человека к самостоятельному выходу за пределы
собственной компетентности для поиска способов действия в
новых
ситуациях.
Это
умение
связано
с
информационной
компетентностью,
то
есть
способностью
определить
недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать
новую информацию. Одним из средств решения этой задачи
является
разработка
учебников
и
учебных
изданий
нового
поколения, которые не только дают конкретные знания, но и учат
активно пользоваться содержащейся в них информацией для
решения проблем. В учебниках нового поколения должна всегда
содержаться избыточная информация, в которой ученик сам
должен ориентироваться и находить ответ на интересующий его
вопрос.
Не менее важно формировать компетентность в решение
проблем, то есть способность ставить и решать определённые типы
рациональных
задач:
определять
цели,
оценивать
ситуацию,
переводить
общую
цель
в
конкретные
задачи,
планировать
последовательность
решения,
временные
затраты,
выбирать
адекватные задачам методы и формы презентации результатов,
оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на
саморазвитие. Именно на это нацелена проблемно-диалогическая
технология преподавания, которая позволяет каждому школьнику
усвоить алгоритм решения любых жизненных проблем.
Важнейшую роль в подготовке человека будущего играет
коммуникативная компетентность
– способность ставить и
решать коммуникативные задачи. Младший школьный возраст
очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками,
поэтому
формирование
коммуникативной
компетентности
в
урочной и внеурочной деятельности – одна из важнейших задач
учебно-воспитательного процесса в школе.
Структура учебной деятельности (15 шагов)
I
. Мотивация к учебной деятельности.
Мотивирование учащихся к учебной деятельности.
(шаг 1)
«надо»
«хочу» «могу»
II
. Актуализация знаний.
Повторение ранее изученного материала.
Обобщение актуализированных знаний.
(шаг 2,3)
III
. Постановка проблемы.
Получение
задания
для
пробного
действия.
Выполнение
пробного действия. Фиксация затруднения. Восстановление хода
пробного действия, выявление места и причины затруднения.
(шаг 3,4,5,6,7)
IV
. Построения проекта выхода из затруднения.
На данном этапе урока учащиеся в коммуникативной форме:
- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего
затруднения);
- согласовывают тему урока;
- выбирают способ выхода из затруднения;
- строят план достижения.
(шаг 8,9)
V
. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом
и зафиксировать преодоление затруднения.
(шаг 10,11)
VI
. Первичное закрепление.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий
при решении данного класса задач с их проговариванием во
внешней речи.
(шаг12)
VII
. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё
умение
применять
новое
учебное
содержание
в
типовых
ситуациях.
(шаг 13)
VIII
. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: выявить границы применимости нового знания.
(шаг 14)
IX
. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: зафиксировать новое содержание изученное на уроке.
(шаг 15)