Автор: Нарышкина Наталия Владимировна
Должность: Руководитель клубного формирования
Учебное заведение: СПб ГБУ МПЦ "Московский" ПМК "Космос"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Витражная роспись по стеклу (приемы и техники)
Раздел: дополнительное образование
1
Витражная роспись по стеклу (приемы и техники)
Декоративно-прикладное искусство формирует и развивает художественные способности
личности.
Красота
предметов
декоративного
искусства,
обладая
большой
выразительностью,
способствует развитию вкуса, формированию положительных качеств личности.Чувство красоты
тесно
связано
с
целенаправленной
и
сознательной художественной
деятельностью
человека.
Декоративно-прикладное
искусство
в
наши
дни
является
особым
видом
изобразительного
искусства,
в
котором
используются
не
только
традиционные
художественно-выразительные
средства, но и постоянно создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные
приемы, методы и формы художественного творчества.
Витражная
роспись
по
стеклу
-это
самостоятельная
технология
создания
на
стекле
живописных картин Как и живопись вообще,живопись на стекле позволяет прорисовать самые
мелкие
детали,
добиться
тончайших
цветовых
переходов.
Работа
может
ассоциироваться
с
акварельным рисунком.
Витражная роспись - это имитация обычного витража, при помощи витражных красок
стало возможным расписывать стекло, керамику, пластик.Традиционный витраж – (фр.vitrage от
лат. vitrum – стекло) – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла и
других материалов, пропускающих свет. В основе витража лежит эскиз художника. В Средние
века его называли vidimus, что переводится как «то, что видим» При создании витражных
композиций
используются
самые
различные
изобразительные
средства,
приемы
и
формы
художественного выражения.Искусство витража существует как само по себе – это панно, так и в
союзе с архитектурными ансамблями. к витражу в наше время могут быть отнесены украшения
проемов, окон, отдельных изделий из стекла и, конечно, самостоятельные картины.
Знакомство с историей возникновения витража, разновидностями соединения цветных
стеклышек,
азами
витражной
композиции
расширяют
представления
воспитанников
о
социальной
значимости
декоративно-прикладного
искусства,
активизируют
собственную
творческую
активность.
Теоретический
и
исторический
материал
преподносится
согласно
возрастным
возможностям
воспитанников.Условиями,
влияющими
на
развитие
творческих
способностей
на
занятиях
декоративно-прикладным
искусством,
в
том
числе
витражной
росписью, являются знакомство с произведениями искусства и способность их эстетического
восприятия,
жизненные
наблюдения
воспитанников,
разнообразие
творческих
заданий,
сотворчество
педагога
и
обучающегося,взаимодействие
и
общение,
создание
комфортной
творческой атмосферы на занятии.
Самая первая работа – декоративный сюжет на небольших форматах яркими красками,
особенность которых заключается в том, что при высыхании рисунок превращается в пленку и
его можно переносить на разные гладкие поверхности, что очень нравится юным художникам.
Дети получают в результате своей работы и рисунок и игрушку. Это – пленочный витраж.
Техника
выполнения проста: на
предварительно
выполненный эскиз
накладывается плотная
пленка, обычно используется толстый файл – конверт, сюжет рисунка наносится витражным
контуром.
Необходимо
дать
время
подсохнуть контуру,
прежде
чем
работу
можно
будет
продолжить, при нанесении контура напоминаем, что линии должны быть замкнутыми, чтобы
краска держалась, не «убежала». Затем каждая часть заливается, витражной краской, точнее
выдавливается из
тюбика
в
соответствии
цветовому
эскизу.
В
этот момент
необходимо
проследить, чтобы ребята аккуратно заполнили цветом рисунок, доводили краску до контура, не
оставляли просветов, иначе витраж будет дырявым. В чем плюсы пленочного витража? Главное –
это
материал
без
запаха,
не
токсичен,
быстро
сохнет,
удобен
в
работе
для
маленьких
художников. Творческая активность, увлеченность своей работой, некритическое отношение к
ее
результатам,
большая
продуктивность
и
быстрота
выполнения
рисунков
характеризует
начальный этап изобразительной деятельности.Первые работы выполняются или с образца, или
по наиболее простому эскизу. Копирование как методический прием имеет свой положительный
эффект. Именно копирование помогает освоить тонкости витражного искусства.
Одна из главных задач в работе над витражной росписью по стеклу состоит в развитии
творческих
способностей
обучающихся.
Для
стимулирования
творческих
способностей
и
2
осознанного восприятия действительности необходимо развивать такие качества и свойства
личности, как воображение, фантазию, наблюдение, зрительную память, глазомер. Пробуждение в
каждом воспитаннике увлеченности знаниями, желание к творчеству, к самостоятельной работе, к
самообразованию, развитие творческой фантазии на занятии – залог успеха при создании работы,
желание и дальше узнавать новое. Со временем, когда начальный этап освоения витражной
росписи освоен, задания усложняются, изменяется процесс работы в создании самого витража.
Следующий этап в обучении – создание более сложных картин по сюжету и исполнению.
При помощи прозрачных витражных красок, например «Decola», и контуров этой же фирмы мы
создаем
картину.
Краски
можно
смешивать
в
палитре,
добиваясь
нужного
оттенка.
Самостоятельно нарисованный эскиз или выбранную картину прикрепляем под стекло, кладем на
ровную
поверхность
стола,
поверхность
должна
быть
горизонтальная,
чтобы
краска
не
перетекала. Стекло необходимо хорошо обезжирить.
Начинаем роспись с нанесения контура. Наносим, делая линию одной толщины, не оставляя
пропусков, тюбик с контуром держим вертикально, не давя сильно на стекло. Контуры должны
смыкаться, исключая места разрывов, это необходимо во избежании затекания краски друг на
лруга, поэтому линия контура должна быть не очень тонкой. После нанесения контура оставляем
высохнуть. контур должен хорошо просохнуть, иначе он смешается с краской. После того, как
контур высох, заливаем (такая техника называется «заливная») цветную краску в замкнутые
области. Чтобы рисунок был более реалистичным, можно применять растяжку цвета – от более
темного к светлому. Для этого в палитре смешиваем краски, добиваясь нужного тона.
После покрытия каждого элемента необходимо давать время краске просохнуть.
Последний этап – роспись фона. Берем несколько красок, нужно каждой немного налить в
палитру. И красим так, чтобы один цвет перетекал в другой.
Теперь нужно дождаться, когда краска высохнет. Если где-то краска попала на контур, можно
аккуратно подкрасить. А теперь посмотрите, какая сторона стекла вам больше нравится: лицевой
можно сделать любую сторону.
3
Витражную картину можно вставить в рамку, можно сделать подсветку, можно прикрепить на
окно, если вы нарисовали картину на прозрачном пластике.
Необычные
материалы
и
оригинальные
техники
привлекают
воспитанников,
и,
чем
разнообразнее будут методы, приемы работы, а также материалы, которые используются, тем
интенсивнее станут развиваться художественные способности. Комплексное применение новых
технологий можно обозначить словом «инновация». Применительно к педагогическому процессу
инновация
означает
введение
нового
в
цели,
содержание,
методы
и
формы
обучения
и
воспитания, особую организацию совместной деятельности.
Следующее описание мастер-класса по созданию витража – яркий пример применения
инновационных технологий.
«Совместить невозможное» – создаем необычный витраж: соединяем две техники в
одной работе – картину из шерсти (шерстяная акварель) и витражную роспись. На выходе, как
результат, получаем новые возможности в фактуре.
Собственно процесс состоит из трех этапов:
1.
Разработка
эскиза,
выполнение
контурного
рисунка
композиции
декоративным
витражным контуром, для работы используем стекло. Напоминаем о замкнутости линий.После
высыхания
контура, заливаем
витражными красками.
Используем материалы
для витража
фирмы «Decola».
2. Работаем
с
шерстью
разных
цветов
–
создаем
на
картоне
основу.
Дальше
эскиз
переносим на кальку для точности деталей и аккуратности. И по созданной из шерсти основе
«прорисовываем» то, что рисовали уже по стеклу витражными красками. Следует обратить
внимание на то, что на начальном этапе трудно понять и представить конечный результат
работы, так как в этом случае требуется хорошее пространственное воображение, логическое
мышление,
умение
сосредоточиться.
Теперь
накрываем
стеклом
с
рисунком
витражными
красками картину из шерсти, стараясь совместить рисунки. Получается удивительный эффект –
шерсть придает мягкость и тени рисунку на стекле.
3.
Декорирование.
На
этом
этапе
используются
декоративные
контуры.
Это
самый
приятный этап работы над витражом, так как уже близок завершающий момент.
Всем трем этапам предшествует кропотливая работа по созданию композиции будущей
работы, как в карандаше, так и в цвете. На первый взгляд – эта работа, кажется, простой: сначала
выполнили витраж, а потом снизу подложили фон из шерсти, но это только на первый взгляд. На
самом деле, на первом этапе выполняется витраж – наносим контур по стеклу, ждем, когда
высохнет. Заливаем красками контурный рисунок. Вся сложность в тонком слое шерстяной
картины и особенно в совмещении рисунков.
Работа
над
совмещением
двух
техник
требует
внимательности,
аккуратности
и
способствует развитию пространственного мышления. Данную композицию выполняем на стекле
и обязательно вставляем в раму. За счет этого даже внимательный зритель не сразу может
догадаться, как вы полнена работа.
Сочетание прозрачности витражных красок и матовости и мягкости шерсти привлекает и
завораживает.
Применение
в
витраже
структурных
паст,
прозрачных
акриловых,
матовых
гелей,
декоративных украшений (полубусины, бисер и другие) позволяет расширить представления о
возможностях
в
декоративной
работе
над
витражом.
Интересный
эффект
получается
при
нанесении прозрачного акрилового геля с последующей заливкой краски поверх геля, конечно,
необходимо предварительно дать просохнуть гелю. Можно залить красками необходимые
участки в сюжете, дать просохнуть и затем нанести прозрачный гель с помощью мастехина.
Техника имитации витража – это современная техника, которая представляет собой
роспись по стеклу, по сравнению с классическим наборным витражом, конечно, не столь
сложная, но не менее трудоемкая, так как стекло – это особенный материал, диктующий свои
правила декорирования.
В связи с повышением требовательности людей к эстетическому качеству окружающей
архитектурно-пространственной
среды,
исторически
закономерным
ростом
потребности
в
эстетически значимых предметах быта и бытовой технике, одежде, украшениях – всего того, что
составляет
жизненное
окружение
человека,
социально-экономическая
и
художественно-
4
эстетическая
роль
декоративно-прикладного
искусства
в
современном
обществе
будет
постоянно возрастать.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Алехин А. Д.. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учите-ля. –
М.: Просвещение, 1984.С. 39, 44
2
Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. Сб. научных тру-дов.
НИИ школ; Отв. ред. В.С. Кузин. – М.: НИИ школ, 1981.
53 Серикова Г.А. Витражи своими руками. – М., 2010.