Напоминание

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников


Автор: Давыдова Алёна Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 229
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую

актуальность. Количество детей, без отклонений в состоянии здоровья, снизилось в

три раза. Как мы знаем, здоровье – один из важнейших компонентов человеческого

благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий

успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по

правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы,

низкая грамотность родителей не ведут к сохранению уровня здоровья детей. Среди

основных причин сложившейся ситуации проскальзывает та, которая заключается в

недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни

большей части населения страны, в том числе и дошкольников.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей болеют часто. В связи с этим

важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических

условий и подбор оздоровительных средств.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в

дошкольном возрасте. Данный период является основополагающим в становлении

личности человека.

Дошкольное учреждение является начальным звеном, которое обеспечивает

разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первый план сейчас

выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей. Используются

технологии, сберегающие здоровье. Формируется позитивное отношение к здоровому

образу жизни.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и

психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и

становление функциональных систем органов и становление функциональной

системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается

ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу

недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального

здоровья.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического,

так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению

современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и

приоритетных.

Предметно - пространственная среда, которая создана в группе, способствует

укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет

врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием

формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира,

ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.

У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной

деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию

своего здоровья.

Цель:

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления

здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья

воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни

человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи:

- Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической

культурой и спортом

- Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное

здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и

влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и

обществу в пределах своих возможностей

- Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и

укрепить здоровье

- Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

- Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества

- Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

- Формировать личность ребенка

Формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни:

- физкультурные занятия

- самостоятельная деятельность детей

- подвижные игры

- утренняя гимнастика

- физкультминутки, упражнения после дневного сна

- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

- прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники

- беседы;

- чтение художественной литературы.

Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-

ролевых играх, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее

самочувствие.

Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного

характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше, как ты думаешь?

Физкультурные досуги и праздники.

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития

двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки

и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме

вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об

окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.

В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие

образовательные технологии:

- медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль

питания детей, физическое развитие

- физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика,

профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки спортивные

праздники

- психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность

воспитанников

- учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем

здоровье

- технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей

- технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные

занятия, проблемно-игровые занятия

- коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального

воздействия и сказкотерапия

«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к

здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и

мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и

стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и

помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать

кровообращение, снять вялость и сонливость.

Комплекс закаливающих мероприятий:

- соблюдение температурного режима в течение дня

- правильная организация прогулки и ее длительность

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального

состояния здоровья детей

- дыхательная гимнастика после сна

- нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня

- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе.

Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное

проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до

наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Каждое утро начинается с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание

эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском

коллективе.

Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми:

Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению

напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует

развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных

движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством

снятия возбуждения и усталости.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ:

- технологии профилактики заболеваний

- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из

поликлиники

- ивитамино - профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с

использованием сухофруктов)

- санитарно-гигиеническая деятельность МДОУ

- Принципы организации питания.

- Выполнение режима питания

- Гигиена приёма пищи

- Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания

- Эстетика организации питания (сервировка)

- Индивидуальный подход к детям во время питания

- Правильность расстановки мебели

- Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами

МБДОУ.

- Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей

- Консультации для педагогов

- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-

педагогических совещаниях;

Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится

культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в

здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные

формы работы с родителями:

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по

сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие

показатели детской заболеваемости.

У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на

сохранение здоровья детей.



В раздел образования