Автор: Давыдова Алёна Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 229
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников
Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую
актуальность. Количество детей, без отклонений в состоянии здоровья, снизилось в
три раза. Как мы знаем, здоровье – один из важнейших компонентов человеческого
благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий
успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по
правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы,
низкая грамотность родителей не ведут к сохранению уровня здоровья детей. Среди
основных причин сложившейся ситуации проскальзывает та, которая заключается в
недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни
большей части населения страны, в том числе и дошкольников.
Дети в силу своих психофизиологических особенностей болеют часто. В связи с этим
важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических
условий и подбор оздоровительных средств.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в
дошкольном возрасте. Данный период является основополагающим в становлении
личности человека.
Дошкольное учреждение является начальным звеном, которое обеспечивает
разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первый план сейчас
выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей. Используются
технологии, сберегающие здоровье. Формируется позитивное отношение к здоровому
образу жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и
становление функциональных систем органов и становление функциональной
системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается
ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу
недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального
здоровья.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического,
так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению
современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и
приоритетных.
Предметно - пространственная среда, которая создана в группе, способствует
укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет
врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием
формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира,
ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.
У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной
деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию
своего здоровья.
Цель:
Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления
здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья
воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни
человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи:
- Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической
культурой и спортом
- Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное
здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и
обществу в пределах своих возможностей
- Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и
укрепить здоровье
- Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.
- Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества
- Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;
- Формировать личность ребенка
Формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика
- физкультминутки, упражнения после дневного сна
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники
- беседы;
- чтение художественной литературы.
Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-
ролевых играх, в повседневной жизни.
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее
самочувствие.
Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного
характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше, как ты думаешь?
Физкультурные досуги и праздники.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития
двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки
и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме
вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об
окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.
В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие
образовательные технологии:
- медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль
питания детей, физическое развитие
- физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика,
профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки спортивные
праздники
- психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность
воспитанников
- учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем
здоровье
- технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей
- технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные
занятия, проблемно-игровые занятия
- коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального
воздействия и сказкотерапия
«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к
здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и
мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и
стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и
помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать
кровообращение, снять вялость и сонливость.
Комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение температурного режима в течение дня
- правильная организация прогулки и ее длительность
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального
состояния здоровья детей
- дыхательная гимнастика после сна
- нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня
- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе.
Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное
проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до
наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Каждое утро начинается с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание
эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском
коллективе.
Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми:
Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению
напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует
развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных
движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством
снятия возбуждения и усталости.
Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ:
- технологии профилактики заболеваний
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из
поликлиники
- ивитамино - профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с
использованием сухофруктов)
- санитарно-гигиеническая деятельность МДОУ
- Принципы организации питания.
- Выполнение режима питания
- Гигиена приёма пищи
- Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания
- Эстетика организации питания (сервировка)
- Индивидуальный подход к детям во время питания
- Правильность расстановки мебели
- Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами
МБДОУ.
- Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей
- Консультации для педагогов
- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-
педагогических совещаниях;
Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится
культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в
здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные
формы работы с родителями:
Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по
сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие
показатели детской заболеваемости.
У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на
сохранение здоровья детей.