Автор: Мясоедов Дмитрий Петрович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств им.Н.А.Римского - Корсакова"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа концертмейстера в классе народного танца"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова»
Методическое сообщение
на заседании секции
отделения театрально - сценических дисциплин
Тема:
«Работа концертмейстера в классе народного танца»
Подготовил: Мясоедов Д.П.
г. Тихвин
2021 г.
На отделении театрально - сценических дисциплин ДШИ им. Н.А. Римского
– Корсакова я работаю уже 17 лет. За годы профессиональной деятельности
ясно
пришло
осознание
того,
что
работа
концертмейстера
–
это
педагогический труд требующий постоянных занятий за инструментом,
изучения и освоения концертного и учебного репертуара, постоянного
самосовершенствования.
Учитывая тот факт, что в специальных музыкальных учебных заведениях
подготовка музыканта к концертмейстерской работе именно в таких
условиях никогда не проводилась, мне пришлось пройти нелегкий период
адаптации
музыканта-исполнителя
со
стандартной
академической
подготовкой к концертмейстерской работе в условиях ДШИ.
С
сентября
2020
года
работаю
концертмейстером
отделения
хореографии
школы,
что
связано
с
определенными
тонкостями
и
особенностями.
Поэтому данное методическое сообщение посвящаю особенностям и
специфики работы концертмейстера – баяниста в классе народного танца.
Обратимся к теории.
“Концертмейстер (нем.Konzertmeister, англ.leader, франц.violon solo):
1.
Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижера. В обязанности
концертмейстера
входит
проверка
правильности
настройки
всех
инструментов
оркестра.
В
струнных
ансамблях
концертмейстер
является обычно художественным и музыкальным руководителем.
2.
Музыкант, возглавляющий каждую группу струнных инструментов
оперного или симфонического оркестра.
3.
Пианист, помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам,
артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в
концертах. В средних и высших музыкальных учебных заведениях есть
концертмейстерские классы, в которых студенты обучаются искусству
2
аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию
концертмейстера”.
Искусству аккомпанемента посвящено не так много книг и отдельных статей.
Еще меньше литературы по методике преподавания этого учебного предмета
(Н.Крючков, Е.Шендерович, М.Смирнов и некоторые другие). А литературы
о работе концертмейстера найти практически невозможно.
У большинства обывателей слова аккомпаниатор и концертмейстер являются
синонимами. Но это не так. Деятельность аккомпаниатора имеет целью,
конечно, лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстера
включает нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение
контролировать качество их исполнения, знания их исполнительской
специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение
подсказать верный путь к исправлению тех или иных недостатков.
Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие,
педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от
друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Перечислим, какие знания и навыки необходимы концертмейстеру для
начала профессиональной деятельности в школе искусств.
• В первую очередь - умение читать с листа партию любой сложности,
понимать значение реализуемых в нотах звуков, их роли в построении
целого. Выполняя аккомпанемент, концертмейстер должен видеть и ясно
представлять партию солиста, заранее ощущая индивидуальное своеобразие
его трактовки и всеми исполнительными средствами способствовать его
воплощению.
• Владение навыками игры в ансамбле.
• Умение транспонировать в пределах кварты текст средней сложности, что
полезно и необходимо для работы с вокалистами.
• Умение читать и транспонировать на полутон и тон вверх и вниз хоровые
партитуры.
• Знания основных дирижерских жестов и приемов.
3
•
Знание
основ
вокала:
постановки
голоса,
дыхания,
артикуляции,
нюансирования. Быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать
солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение,
характер, а в случае необходимости - незаметно подыграть мелодию.
• Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы правильно
организовать
музыкальное
сопровождение
танцорам
и
правильно
скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных
движения классического балета и народных танцев; знание основ поведения
актеров на сцене;
• Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки
импровизации, то есть умение играть простые стилизации на темы известных
композиторов; без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему;
подбирать по слуху гармонии с заданной темы в простой фактуре.
Особенности работы.
Говоря об особенностях работы концертмейстера-аккордеониста и баяниста в
классе народного танца, необходимо выделить главное - какова роль
концертмейстера как преподавателя в музыкально-эстетическом развитии
детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное.
I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии
является музыкально-ритмическое воспитание, так как музыкально-
ритмические движения – это вид деятельности, в основе которого лежит
моторно-пластическая проработка музыкального материала.
Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных
направления:
1. обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального
слуха;
2. усвоение музыкальных знаний;
4
3. формирование умений подчинять движения музыке.
Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные
навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.
Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу
воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную –педагог-
концертмейстер.
II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ, помогает
развитию музыкального мышления, видению художественного образа.
Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия
музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.
III. Взаимодействие концертмейстера с хореографом.
Работа концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца требует
глубоких знаний музыки и хореографии.
В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как
выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного
урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой –
лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер.
Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения:
относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает
хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки
решения.
Концертмейстер-баянист вместе с хореографом проходит путь от самого
первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте
приходит фонограмма. Но это не значит, что моя работа, как
концертмейстера закончилась.
Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа.
Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания
образа танца до выступления на сцене.
В чем это заключается в моей личной практике – большое количество
фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается,
5
подготавливается, записывается, изменяется концертмейстером. У
хореографа, помимо своей непосредственной работы, еще есть огромная
дополнительная нагрузка, связанная с шитьем костюмов, организацией
концертов (наши дети много и успешно выступают на концертных
площадках города и края), ведением документации и пр. Кроме того, на
уроках при работе хореографа с фонограммами ранее тратилось достаточно
много времени урока на поиск нужной фонограммы или нужного фрагмента
фонограммы при разучивании конкретных движений.
С начала моей работы с хореографическими коллективами в качестве
концертмейстера я постарался вести свою работу таким образом, чтобы
время урока использовалось максимально эффективно, а педагог-хореограф
мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски
нужной фонограммы или постоянно бегать к магнитофону и тратить время
на поиск нужного фрагмента.
IV. Во время исполнения концертмейстер должен учитывать и разные
возрастные и физические способности воспитанников. Особенно это
важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по
одному.
Здесь
выступает
проблема
темпового
соответствия
хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У
каждого
ребенка
свой
личный
темп.
который
обусловлен
вескими
причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика
устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие),
природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они
не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и
звуковая наполненность каждой партии. Необходимо также четко понимать,
что концертмейстер, работая в непосредственном контакте с детьми, должен
учитывать особенности детской психологии, быть с ними в постоянном
контакте.
6
Таким
образом,
можно
с
уверенностью
сказать,
что
при
всей
многогранности деятельности концертмейстера, в центре его внимания
находятся, безусловно, творческие аспекты.
Используемая литература:
1. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у
станка. - М., 2002.
2. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.
12. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические
основы. - Л.: Музыка, 2004
13. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная
гармония. Учеб. пособие для педагогов детских музыкальных школ. М.:
«Престо», 1999. – 46 с.
14. Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в
фортепианных аккомпанементах // О мастерстве ансамблиста. Сборник
научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2002. – С.59 –
73.
15. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе
концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. – М.: Музыка, 2001. – С.88-110.
16. Радина И. О работе концертмейстера со студентом-вокалистом // О
мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2000. – С. 73-
83
17. Саранин В.П., Евстихеев П.Н. Анализ терминов «концертмейстер» и
«аккомпаниатор» (к вопросу о совершенствовании концертмейстерской
подготовки учителя музыки // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы,
перспективы: Мезвуз. сборн. науч. трудов. – Вып 4 / Отв ред.Т.А. Стахи. –
Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. – С. 69-74.
7
18. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера в ДМШ // О мастерстве
ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. – Л.: Изд-во
ЛОЛГК, 1999. – С. 84-91.
8