Напоминание

"Работа концертмейстера в классе народного танца"


Автор: Мясоедов Дмитрий Петрович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств им.Н.А.Римского - Корсакова"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа концертмейстера в классе народного танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова»

Методическое сообщение

на заседании секции

отделения театрально - сценических дисциплин

Тема:

«Работа концертмейстера в классе народного танца»

Подготовил: Мясоедов Д.П.

г. Тихвин

2021 г.

На отделении театрально - сценических дисциплин ДШИ им. Н.А. Римского

– Корсакова я работаю уже 17 лет. За годы профессиональной деятельности

ясно

пришло

осознание

того,

что

работа

концертмейстера

это

педагогический труд требующий постоянных занятий за инструментом,

изучения и освоения концертного и учебного репертуара, постоянного

самосовершенствования.

Учитывая тот факт, что в специальных музыкальных учебных заведениях

подготовка музыканта к концертмейстерской работе именно в таких

условиях никогда не проводилась, мне пришлось пройти нелегкий период

адаптации

музыканта-исполнителя

со

стандартной

академической

подготовкой к концертмейстерской работе в условиях ДШИ.

С

сентября

2020

года

работаю

концертмейстером

отделения

хореографии

школы,

что

связано

с

определенными

тонкостями

и

особенностями.

Поэтому данное методическое сообщение посвящаю особенностям и

специфики работы концертмейстера – баяниста в классе народного танца.

Обратимся к теории.

“Концертмейстер (нем.Konzertmeister, англ.leader, франц.violon solo):

1.

Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижера. В обязанности

концертмейстера

входит

проверка

правильности

настройки

всех

инструментов

оркестра.

В

струнных

ансамблях

концертмейстер

является обычно художественным и музыкальным руководителем.

2.

Музыкант, возглавляющий каждую группу струнных инструментов

оперного или симфонического оркестра.

3.

Пианист, помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам,

артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в

концертах. В средних и высших музыкальных учебных заведениях есть

концертмейстерские классы, в которых студенты обучаются искусству

2

аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию

концертмейстера”.

Искусству аккомпанемента посвящено не так много книг и отдельных статей.

Еще меньше литературы по методике преподавания этого учебного предмета

(Н.Крючков, Е.Шендерович, М.Смирнов и некоторые другие). А литературы

о работе концертмейстера найти практически невозможно.

У большинства обывателей слова аккомпаниатор и концертмейстер являются

синонимами. Но это не так. Деятельность аккомпаниатора имеет целью,

конечно, лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстера

включает нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение

контролировать качество их исполнения, знания их исполнительской

специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение

подсказать верный путь к исправлению тех или иных недостатков.

Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие,

педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от

друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Перечислим, какие знания и навыки необходимы концертмейстеру для

начала профессиональной деятельности в школе искусств.

• В первую очередь - умение читать с листа партию любой сложности,

понимать значение реализуемых в нотах звуков, их роли в построении

целого. Выполняя аккомпанемент, концертмейстер должен видеть и ясно

представлять партию солиста, заранее ощущая индивидуальное своеобразие

его трактовки и всеми исполнительными средствами способствовать его

воплощению.

• Владение навыками игры в ансамбле.

• Умение транспонировать в пределах кварты текст средней сложности, что

полезно и необходимо для работы с вокалистами.

• Умение читать и транспонировать на полутон и тон вверх и вниз хоровые

партитуры.

• Знания основных дирижерских жестов и приемов.

3

Знание

основ

вокала:

постановки

голоса,

дыхания,

артикуляции,

нюансирования. Быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать

солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение,

характер, а в случае необходимости - незаметно подыграть мелодию.

• Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы правильно

организовать

музыкальное

сопровождение

танцорам

и

правильно

скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных

движения классического балета и народных танцев; знание основ поведения

актеров на сцене;

• Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки

импровизации, то есть умение играть простые стилизации на темы известных

композиторов; без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему;

подбирать по слуху гармонии с заданной темы в простой фактуре.

Особенности работы.

Говоря об особенностях работы концертмейстера-аккордеониста и баяниста в

классе народного танца, необходимо выделить главное - какова роль

концертмейстера как преподавателя в музыкально-эстетическом развитии

детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное.

I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии

является музыкально-ритмическое воспитание, так как музыкально-

ритмические движения – это вид деятельности, в основе которого лежит

моторно-пластическая проработка музыкального материала.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных

направления:

1. обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального

слуха;

2. усвоение музыкальных знаний;

4

3. формирование умений подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные

навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.

Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу

воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную –педагог-

концертмейстер.

II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ, помогает

развитию музыкального мышления, видению художественного образа.

Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия

музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.

III. Взаимодействие концертмейстера с хореографом.

Работа концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца требует

глубоких знаний музыки и хореографии.

В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как

выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного

урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой –

лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер.

Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения:

относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает

хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки

решения.

Концертмейстер-баянист вместе с хореографом проходит путь от самого

первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте

приходит фонограмма. Но это не значит, что моя работа, как

концертмейстера закончилась.

Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа.

Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания

образа танца до выступления на сцене.

В чем это заключается в моей личной практике – большое количество

фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается,

5

подготавливается, записывается, изменяется концертмейстером. У

хореографа, помимо своей непосредственной работы, еще есть огромная

дополнительная нагрузка, связанная с шитьем костюмов, организацией

концертов (наши дети много и успешно выступают на концертных

площадках города и края), ведением документации и пр. Кроме того, на

уроках при работе хореографа с фонограммами ранее тратилось достаточно

много времени урока на поиск нужной фонограммы или нужного фрагмента

фонограммы при разучивании конкретных движений.

С начала моей работы с хореографическими коллективами в качестве

концертмейстера я постарался вести свою работу таким образом, чтобы

время урока использовалось максимально эффективно, а педагог-хореограф

мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски

нужной фонограммы или постоянно бегать к магнитофону и тратить время

на поиск нужного фрагмента.

IV. Во время исполнения концертмейстер должен учитывать и разные

возрастные и физические способности воспитанников. Особенно это

важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по

одному.

Здесь

выступает

проблема

темпового

соответствия

хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У

каждого

ребенка

свой

личный

темп.

который

обусловлен

вескими

причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика

устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие),

природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они

не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и

звуковая наполненность каждой партии. Необходимо также четко понимать,

что концертмейстер, работая в непосредственном контакте с детьми, должен

учитывать особенности детской психологии, быть с ними в постоянном

контакте.

6

Таким

образом,

можно

с

уверенностью

сказать,

что

при

всей

многогранности деятельности концертмейстера, в центре его внимания

находятся, безусловно, творческие аспекты.

Используемая литература:

1. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у

станка. - М., 2002.

2. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные

движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.

12. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические

основы. - Л.: Музыка, 2004

13. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная

гармония. Учеб. пособие для педагогов детских музыкальных школ. М.:

«Престо», 1999. – 46 с.

14. Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в

фортепианных аккомпанементах // О мастерстве ансамблиста. Сборник

научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2002. – С.59 –

73.

15. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе

концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. – М.: Музыка, 2001. – С.88-110.

16. Радина И. О работе концертмейстера со студентом-вокалистом // О

мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2000. – С. 73-

83

17. Саранин В.П., Евстихеев П.Н. Анализ терминов «концертмейстер» и

«аккомпаниатор» (к вопросу о совершенствовании концертмейстерской

подготовки учителя музыки // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы,

перспективы: Мезвуз. сборн. науч. трудов. – Вып 4 / Отв ред.Т.А. Стахи. –

Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. – С. 69-74.

7

18. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера в ДМШ // О мастерстве

ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. – Л.: Изд-во

ЛОЛГК, 1999. – С. 84-91.

8



В раздел образования