Напоминание

"Вопросы музыкального обучения учащихся младшего возраста в классе сольфеджио ДШИ"


Автор: Наумова Ирина Александровна
Должность: преподаватель хоровых и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МКУ ДО "Зерносовхозская ДШИ"
Населённый пункт: п. Новоселки Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Вопросы музыкального обучения учащихся младшего возраста в классе сольфеджио ДШИ"
Дата публикации: 12.08.2022
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Зерносовхозская детская школа искусств»

Ульяновская область, Мелекесский район, п. Новосёлки

Методическая разработка:

«Вопросы музыкального обучения учащихся младшего

возраста в классе сольфеджио ДШИ»

Автор: преподаватель высшей квалификационной

категории Наумова Ирина Александровна

п. Новосёлки 2022 г.

Структура работы:

1.

Пояснительная записка.

2.

Отбор учащихся. Диагностика музыкальных способностей.

3.

Некоторые принципы обучения детей на уроках сольфеджио и

музыкальной грамоты.

-Приёмы «нотописания».

-Слуховые упражнения.

-Интонационная работа. Развитие ладового чувства.

-Развитие метроритмического чувства.

4.

Заключение.

5.

Список литературы.

Пояснительная записка.

Современное дополнительное образование, нацеленное на

воспитательную составляющую единого процесса обучения и развития,

может обеспечить гармонию ребёнка с самим собой, с обществом, с

природой,

с

человеческой

деятельностью.

И

как

результат

это

формирование устойчивых и позитивных отношений ко всему окружающему

миру: к людям, к природе, к себе.

«Образование в детской школе искусств - «творческое», так как оно,

обучает не столько информационным, сколько душевным «предметам»:

творческому мышлению, способам раскрытия одарённости, представлению,

фантазии, воображению, изменяющимся умениям и навыкам, интуиции и

смекалке, эмоциональной культуре». (В.Ражников Москва, 2004 г.)

Нет необходимости доказывать, что дети, обучающиеся в ДШИ, по

сравнению с обычными учениками общеобразовательной школы, более

развиты во всех отношениях. Основой всестороннего развития личности

является сама жизнь, в которой, большую роль играет целеустремлённый

творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает

человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.

Работа с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста очень

ответственна и трудна, так как первый преподаватель по специальности,

сольфеджио, хору закладывает фундамент будущего отношения к музыке.

Важно,

чтобы

музыкальное

образование

и

воспитание

детей

было

направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки,

способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых

способностей и потребности слушать музыку. Также необходимо создавать

приятную,

радостную

атмосферу,

обеспечивающую

юному

ученику

психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на

развитие

музыкальных

способностей.

Он

вырабатывает

у

учеников

определённую систему знаний и навыков, необходимых для их последующей

музыкальной деятельности.

С чего же начать? С какими трудностями придётся столкнуться

преподавателю в организации образовательного и воспитательного процесса?

Важно помнить, что предназначение современного преподавателя - особое,

детям нужно дать не только разнообразную информацию, воспитать в них

исполнительские и художественно-выразительные умения и навыки, но и

включить их в творческую деятельность, и этот процесс должен быть

интересным и занимательным.

Актуальность представленной работы заключается в том, что она

затрагивает некоторые вопросы применения новейших педагогических

технологий и методов в учебно-образовательной деятельности юных

музыкантов. Как утверждает В.М. Монахов, «педагогическая технология –

это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической

деятельности по проектированию, организации и проведению учебного

процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и

учителя».

Игровые технологии - прекрасно подходят для использования в работе с

малышами. Дети младшего возраста по своим психологическим возрастным

особенностям не могут трудиться как взрослые люди. Наиболее полно они

раскрывают свои возможности в игре. Она мобилизует эмоции детей, они

меньше отвлекаются, ведь игра полностью поглощает их. Безусловно,

начальный

этап

обучения

должен

быть

увлекательным,

изобиловать

разнообразием

впечатлений.

К

тому-же,

игра

создаёт

ту

особую

соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается

быстрее и прочнее.

Важно, чтобы начальный этап обучения основывался на

общепедагогических

принципах:

систематичность,

последовательность,

доступность,

вариативность,

и

планирование

образовательного

и

воспитательного процесса.

Цель уроков:

-эстетическое развитие личности ребёнка, расширение музыкального

кругозора;

- развитие музыкальных способностей детей;

- воспитание интереса к творческому труду и умения работать;

- развитие устойчивого познавательного интереса у детей через

разнообразные игровые формы обучения.

Из целей вытекают определённые задачи:

Образовательные:

-способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

Развивающие:

-развивать у учащихся творческое мышление, способствовать

практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;

-развивать их музыкальные способности

через эмоционально-

увлекательную и в то же время творчески-познавательную деятельность.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

-воспитывать дисциплину;

-воспитывать внимание, выдержку, стремление к творческому

результату;

-воспитывать любовь к музыке.

Отбор учащихся. Диагностика музыкальных способностей.

Первым вопросом, который ставится перед преподавателями ДШИ,

является отбор детей, способных к обучению музыке. Как оценить

перспективу, темпы роста, как измерить степень музыкальной одарённости?

Можно

ли

объективно

оценить

такие

качества

как

музыкальная

восприимчивость, эмоциональная отзывчивость?

Нужны ли приемные испытания ведь в музыкальных школах недобор и

отсутствие конкурса? Конечно нужны. Проверенная система испытаний

поможет избежать ошибок в выборе инструмента и даст своевременные

рекомендации по дальнейшему обучению. К тому-же, поведение малыша на

экзамене, его реакция на вопросы преподавателя должны выявить наличие

необходимых качеств для обучения: внимание, усидчивость, общий уровень

развитие интеллекта. И конечно же необходима оценка музыкальных

данных: слух, память, чувство ритма, лада.

Поступающие в ДШИ дети всегда очень разные по своему музыкальному

опыту: поющие и не поющие, понимающие и не понимающие тембр

фортепиано.

На приемных экзаменах в 1 класс можно использовать следующие формы

проверки:

-исполнение знакомой песни и пение ее от разных звуков в примарной зоне;

-повторение голосом незнакомой мелодии;

-узнать по мелодии известную песню;

-простукивание ритма мелодии данной преподавателем;

-воспроизвести ритмический рисунок песни шагами, ходьба под музыку;

-беседа, просьба рассказать о себе, рассказать стихотворение

-повторить за преподавателем сыгранные на фортепиано звуки;

-проверка физических данных для правильного выбора инструмента.

Вступительное испытание должно проходить творчески в игровой форме.

Поступающим следует задавать неожиданные вопросы, менять формы

опроса.

Некоторые принципы обучения детей на уроках сольфеджио и

музыкальной грамоты.

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на

развитие музыкальных способностей учащихся. Комплексный подход к

обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием

музыкальности: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной

памяти,

воображения,

эмоциональной

отзывчивости

на

музыку

и

эстетического вкуса.

Постепенность, целенаправленность развития, выверенность упражнений,

которые под силу ребёнку на данном этапе развития, запланированное,

последовательное

наращивание

трудностей

-

это

и

есть

залог

педагогического успеха в работе с юными музыкантами.

Также необходимо придерживаться следующим методическим

принципам:

-слуховые впечатления должны предшествовать теоретическим данным;

-доступность

заданий

и

возможность

самостоятельного

выполнения

требований преподавателя;

-увлекательность занятий;

-поступенная последовательность в усвоении трудностей;

-учёт индивидуальных возможностей каждого учащегося в группе;

-прививание навыков сочинения и простейшей импровизации;

-не механическая тренировка, а развитие.

Сложность работы преподавателя на занятиях с маленькими детьми

заключается в необходимости сочетать некоторые компоненты слухового и

интеллектуального развития учащихся:

-развитие музыкальной памяти;

-развитие творческого воображения;

-прививание навыков правильного звукоизвлечения;

-работа над расширением диапазона голоса;

-выработка слухового ощущения звуковысотных соотношений;

-формирование маторных ассоциаций при восприятии метроритмических

связей;

-работа над записью звуковысотных и ритмических отношений.

Приемы «нотописания».

Надо отметить, что особые трудности в процессе обучения на начальном

этапе

отмечаются

при

нотописании.

Умение

производить

уверенные

движения кистью и пальцами детьми 5-6 лет часто находится на очень

низком уровне и это замедляет общий темп работы группы. Поэтому на

начальном этапе обучения следует уделять этой работе много времени и

внимания. В помощь преподавателям ДШИ в последние годы ведущими

педагогами были разработаны и напечатаны прописи, в которых дети учатся

нотному письму, одновременно осваивая азы теории музыки. («Рабочие

тетради»

Калининой;

тестирующая

тетрадь

«Музыкальная

грамота»

Л.Алексеевой и.т.д.)

С первых занятий дети учатся писать вертикальные чёрточки одним

движением руки сверху вниз. Это подготовка к правописанию штилей и

тактовых чёрточек.

Далее две короткие вертикальные черты сверху

соединяются горизонтальной линией (обозначение восьмых), или четыре-

двумя горизонтальными линиями (обозначение шестнадцатых).

Перед написанием скрипичного ключа, предложить детям нарисовать

«компанию веселых улиток» (упражнение выполняется из одной точки по

кругу). Далее учимся писать скрипичный и басовый ключи в определенном

порядке, по элементам. Это самая трудоёмкая работа начального этапа

правописания музыкальных знаков. Поэтому необходимо строго следить за

тем, чтобы рука ребёнка при письме была свободной и пальцы судорожно не

сжимали карандаш.

Освоение нотного стана надо начинать с написания целых нот в виде

овалов на линейках, а затем- между линейками, причем ноты выстраиваются

двумя полукругами-нижним и верхним. В таком же порядке осуществляется

написание половинных нот.

В правописании закрашенных нот - «чёрных» (восьмые, четвертные…)

необходимо

исключить

написание

«белого»

овала

и

последующего

штрихования. Рекомендовать детям писать «ноты-чёрточки» на линейках и

между линейками.

Оформление нотных штилей требует особого внимания. Делаем упор на

правило: если нота на нотоносце находится ниже 3 линейки штиль пишется

вверх с правой стороны, а если нота выше 3 линейки- штиль вниз с левой

стороны. Необходимо заметить, штиль у ноты си может записываться как

вверх, так и вниз. В тех случаях, когда ноты соединены ребром, направление

штилей определяется тем, каких нот больше, требующих штилей вверх или

требующих штилей вниз.

Следующий сложный этап – это работа по овладению правописания пауз и

знаков альтерации. Чтобы этот вид работы не стал скучной обязанностью для

детей, необходимо на занятии использовать игровые ситуации, яркие

образно-цветовые ассоциации, которые помогут сосредоточиться и не

допускать

небрежности

в

работе.

Сами

ученики,

направляемые

преподавателем,

с

большим

удовольствием

участвуют

в

создании

музыкальных образов, связанных с явлениями окружающей жизни. Вот

некоторые фантазии: целые и половинные паузы – «кирпичики»; четвертная

пауза - «молния»; восьмая пауза - «единица с бородавкой на носу»; диез -

«перекосившаяся лесенка»; бемоль - «мягкий знак» с заострением в нижней

части; бекар - «цифра 4 с перекладинкой».

После того, как ученики усвоят «нотописание», необходимо формировать

навык скорописи, ведь быстрая, качественная, опрятная запись музыкальных

знаков – большая часть успеха в других видах работы по сольфеджио, в

частности в написании диктантов. Этот навык необходимо вырабатывать с

помощью следующих упражнений: переписывание мелодии с доски или с

учебника на время; запись по памяти дома музыкального диктанта; запись в

классе ранее выученной мелодии и т.д.

Слуховые упражнения.

Важнейшая сторона музыкальной образовательной системы – слуховое

воспитание маленького музыканта. Анализом на слух занимаются на всех

этапах музыкального обучения, и появиться эта форма работы на уроках

сольфеджио должна как можно раньше. В данном разделе работы основным,

конечно-же, является звучание всех изучаемых элементов, слушание их,

осознание и запоминание, причем, теоретические объяснения преподавателя

должны быть максимально насыщены музыкальными иллюстрациями.

Следующие слуховые упражнения помогут в игровой форме развивать

слух и музыкальную память малышей. После того, как ученики освоили

гамму До мажор, можно предложить игру на развитие внутреннего слуха

«Испорченное радио». Сначала играем звукоряд гаммы полностью - вверх и

вниз, затем с пропуском одной ноты или двух.

После знакомства с короткими и более длинными звуками (восьмые и

четвертные)

необходимо

вводить

«Ритмическую

угадайку».

По

предложенному стишку дети условными обозначениями (П-восьмые,

I-

четвертные) должны записать ритм, с обязательным выделением сильного

слога знаком – акцент. В дальнейшей работе осознанное ощущение сильной

доли поможет определять размер мелодий или отрывков.

Как можно раньше нужно вводить мелодический слуховой анализ с

использованием интонационной игры «Эхо» с пропеванием, например, на

слог «ля»:

-определение на слух количество звуков;

-поступенное движение мелодии вверх или вниз, строение мелодии на одном

звуке.

Затем задания усложняются, и аналогичная форма работы проводится уже

пропеванием «сольфеджио»:

-определение на слух устойчивых звуков тональности;

-определение вводных звуков;

-нисходящие и восходящие опевания - I, III и V ступеней.

Эти упражнения - прекрасная подготовка к записи диктанта «Лента»

(мелодия без длительностей), а затем и музыкального диктанта.

Следующий более сложный этап – определение на слух интервалов и

трезвучий

(мажорное,

минорное).

В

этом

направлении

интересны

наработанные многолетним педагогическим опытом приемы использования

связи некоторых элементов музыки и образно-цветовых ассоциаций. Этот

метод вносит разнообразие в учебный процесс и развивает воображение и

фантазию детей.

Безусловно, слуховые упражнения очень полезны и необходимы. Они

обостряют музыкальный слух, способствуют развитию музыкальной памяти

и интонации.

Интонационная работа. Развитие ладового чувства.

Интонационная работа – неотъемлемый этап любого урока сольфеджио.

Весь процесс основан на принципе «от простого – к сложному» (по тематике

и мелодическому материалу). Упражнения, которые используются в работе

на уроках сольфеджио, должны иметь определённые характеристики и также

подчиняются принципу «от простого к сложному»: системность, логичность,

повторяемость, доступность (по вокальным способностям детей, текстуре,

метро – ритме, интонационному строению), обоснованность (дети должны

понимать для чего даётся то или иное упражнение, чего позволяет добиться).

Чистота интонирования зависит в целом от нескольких факторов:

-природный слух;

-координация слуха и голоса;

-комплексное применение певческих навыков.

Чтобы улучшить качество интонирования, потребуется длительное

время, а в случае с «гудошниками» потребует ещё большего количества

регулярных занятий.

Наличие неверно интонирующих детей вносит

довольно большие сложности в работе группы на уроках сольфеджио. Таким

детям

требуется

время

для

осмысленного

исправления

неточностей

собственного пения. У каждого из них есть своя «чистая зона» - несколько

звуков, которые ребёнок может пропеть чисто. Следует работать в этой

звуковой зоне (иногда требуется индивидуальный подход), постепенно

расширяя границы чистого звучания. Пение коротких попевок, ступеней в

простых комбинациях, отрывков из русских народных песен. Напевность,

простота мелодики, ясная структура, чёткая ритмическая структура, удобный

диапазон, позволяют использовать их для сольфеджирования, чтения с листа,

работы с ритмом, для слухового диктанта и т.д.

Основная сложность работы в группе, в которой присутствуют неверно

интонирующие дети то, что «чистые» зоны у каждого «гудошника»

индивидуальны. Один поёт чисто низкие звуки, у другого чисто звучат два –

три звука в середине первой октавы, а третий чисто интонирует наверху. Это

проблема столкновения двух интересов: необходимость индивидуального

подхода и нехватка времени урока. Постоянное внимание к проблеме

фальшивого пения из урока в урок, конечно-же, даёт со временем свой

положительный результат.

Развитие ощущений внутриладовых взаимосвязей – это, в определённом

смысле, итог слухового воспитания, т.к. раскрытие системы функциональных

отношений требует выявление связей между действиями практически всех

элементов музыкального языка – особенности тематического развития,

метроритма, фактуры артикуляции (фразировки). Чистота интонирования

обусловлена слиянием воедино нескольких необходимых условий:

-владение теоретическими знаниями:

-ощущение взаимосвязей между звуками в ладу (ладовое чувство,

умение мыслить нотами);

-определенный слуховой опыт, «слуховая память»;

-вокально – интонационные навыки.

Чистота интонирования, навык предслышания, координация слуха и

голоса, гармонический слух – без этих навыков достаточно грамотного,

высокого уровня пения достичь невозможно. Навыки мелодического

(звуковысотного) предслышания, ощущения связей между звуками, умение

ориентироваться в ладу приходят с накоплением теоретических знаний,

слухового опыта и исполнительской практики.

Ладовое чувство – это (формулировка Б.Н.Теплова) есть эмоциональное

переживание определённых отношений между звуками, т.е. мы наделяем

звуки мелодии определёнными характеристиками, в основе которых лежат

эмоциональные переживания устойчивости или неустойчивости звука,

законченности или незаконченности оборота мелодии, окраски мажора или

минора, тяготение при разрешении аккордов и т.д. Все эти ощущения не

связаны с конкретной высотой звуков, а лишь с их взаимоотношением. Они

не могут возникнуть при восприятии случайных, отдельных звуков, только

звуки мелодии, организованные в ладу, могут создать эти ощущения. Все

звуки согласуются между собой, ладят.

Последовательно начинается знакомство с понятиями - звукоряд, гамма,

лад (мажорный, минорный), тональность, ступени и их устойчивость и

неустойчивость и т.д. Первоначальные упражнения по усвоению ступеней

лада представляют собой поступенное движение вверх и вниз к тонике.

Далее эти упражнения усложняются. В них добавляются ходы построенные

на движении мелодии по устойчивым ступеням лада, на разрешении вводных

звуков в тонику. По мере усвоения,

далее должны отрабатываться

упражнения, которые закрепляют новые интонации, например, опевания

устоев,

скачки

в

мелодии.

Все

эти

упражнения-разминки

являются

прекрасной подготовкой к записи музыкальных диктантов, к чтению с листа.

Развитие метроритмического чувства.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и

эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности

музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни

пробудиться, ни развиться.

Природа чувства метра требует его закрепления в тех или других

двигательных процессах. Именно в движении под музыку дети интуитивно

постигают

закономерности

метроритмического

строения

мелодии

(ритмические рисунки, чередование сильных и слабых долей). Через

включение

элементов

ритмики

на

уроках

сольфеджио

значительно

активизируется музыкальное восприятие.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразны.

Начиная с первых уроков, необходимо использовать прием «ритмического

эхо». Преподаватель должен прохлопать ритм или сыграть небольшую

мелодию и предложить малышам воспроизвести ритмический рисунок. Затем

детям можно предложить прохлопать или пройти шагами ритмический

рисунок знакомой песенки. Такого рода задания отлично тренируют не

только чувство ритма, но и внимание, память, координацию движений детей.

Для облегчения изучения длительностей и ритмоформул необходимо

использовать упражнения, основанные на параллелях между словесной

речью

и

музыкальной.

Это

ритмизация

имен

детей,

затем

слов,

словосочетаний. Метризация небольших стишков должна сопровождаться

выявлением

и

показом

акцентированных

слогов,

так

как

основой

ритмического чувства является чередование сильной и слабой доли.

Осознание ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование

ритмослогов. Каждая длительность - определённое слоговое название.

Использование этого приёма помогают детям в освоении длительности с

точкой или синкопу. Интересна малышам игра «часы» в ритмизованном

двухголосии (половинные длительности: «до-он», четвертные - «дон»,

восьмые - «ди-ли»).

Предложенные формы работы можно дополнить следующими

упражнениями:

-чтение номеров ритмослогами;

-досочинить ритмического рисунка, начатого преподавателем;

-ритмический канон;

-ритмическая импровизация;

- игра в оркестре ударных инструментов с использованием ритмической

партитуры.

Безусловно, существует большое разнообразие форм работы по развитию

метроритмических навыков, и без сомненья, у каждого преподавателя

теоретических дисциплин имеются свои находки в системе подачи знаний в

этой области.

Заключение.

Только шаг за шагом, ведя своих учеников от первых ещё поверхностных

музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки,

когда музыкальное творчество из приятного препровождения

времени

превращается в жизненную потребность ребенка, преподаватель должен

суметь приобщить своих воспитанников к миру музыкального искусства.

При методическом планировании уроков сольфеджио ему необходимо

сочетать различные формы работы, направленные на развитие способностей

учащихся в целом.

Безусловно, преподаватель должен быть увлечен своим делом и постоянно

искать экспериментальные варианты решения учебно-творческих задач в

музыкальном обучении в ДШИ. И конечно-же, работая над развитием

музыкально значимых умений и навыков, он должен хранить верность

традициям классического музыкального образования.

Список литературы:

1.Костырёва Г.П. «Творческий процесс как метод активизации развития

музыкальных способностей младших школьников». Изд. Академия-2008г.;

2.КартавцеваМ.Т. «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио»,

М-1970г.;

3.Сугоняева Е.Э. «Музыкальные занятия с малышами». Р-Д «Феникс»-2002г;

4.Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио», М.-1986г.;

5.Домогацкая И.Е. «Развитие музыкальных способгостей детей 3-5 лет», М.

«Классика-21»-2005г.



В раздел образования